Когда мы говорим о творческом подходе в любой области, не только в художественном творчестве, мы часто слышим выражение: «Вот это креативно»! Что мы имеем в виду, когда говорим об этом. Когда об этом спросили у Стива Джобса, американского предпринимателя, изобретателя и промышленного дизайнера, он сказал: « Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют». Работа каждого учителя должна быть направлена на развитие навыков креативного мышления, что является и познавательной деятельностью человека, которая в свою очередь направлена на поиск и установление новых форм отношений.
Ключевые слова: креативное мышление, способность, задание, методы, идея, продуктивная деятельность, обучающиеся.
Вспомните свои школьные годы, как вы приходите в класс после летних каникул. Хочется на всех посмотреть, удивиться тому, как одноклассники изменились за прошедшее лето. Замечаете самые мелкие детали, а особенно — детали необычные. У Маши изменилась причёска и появилась яркая сумка. Матвей ездил на хоккейные соревнования и теперь его приглашают на просмотр в юношескую профессиональную команду «Северсталь». Катю летом по итогам конкурса пригласили в Образовательный центр «Сириус» в Сочи и теперь она рассказывает ребятам об увлекательных занятиях и опытах. А Никита, который не отличался математическими успехами в прошлом году, стал на каждом уроке выходить к доске и решать самые сложные примеры.
А как обстоят дела у вас — в чём ваша изюминка? Наверняка вам сейчас хочется, чтобы вокруг были люди, разделяющие ваши интересы, хочется быть похожими на сверстников или чтобы они были похожи на вас. Возможно, вы мечтаете о том, что найдётся такой человек, который читает такие же произведения и смотрит те же фильмы, как вы, и понимает, почему это так здорово. Но одновременно вам хочется проявить собственную оригинальность, быть необычными и особенными. Потому что быть необычным — значит быть заметным.
Когда мы замечаем нечто необычное в себе и в других — это первый шаг к пониманию того, что такое креативность. Любые идеи, которые кажутся вам необычными, интересными, привлекающими внимание, можно назвать креативными. Такие идеи могут появиться, когда мы разбираемся в какой-либо сложной проблеме на уроке и в ситуациях, в которых оказываемся каждый день. Как правило, креативным мы считаем такой выбор, который нас привлекает и кажется неожиданным.
Творческое мышление, озарения и открытия — основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, других областей. Сегодня как никогда раньше общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в той или иной степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно в сочетании с вовлеченностью в продуктивную деятельность привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности. И в этом смысле способность к креативному мышлению может рассматриваться как одна из составляющих функциональной грамотности, понимаемой как способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях, как способность продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, направленных на получение оригинальных и эффективных решений, генерацию нового знания или создание продуктов проявления творчества и воображения.
Эффективными методами формирования креативного мышления являются:
– метод агглютинации — это соединение не соединимых свойств, противоположностей предметов или явлений и их изображение;
– метод «синектика» — основанный на применении аналогий, превращение незнакомого в знакомое, неизвестного в известное;
– метод «мозгового штурма» — работа в группе, предложение разных вариантов при решении определенной задачи;
– метод «морфологического анализа» или «морфологического ящика», который позволит увидеть перспективу полного поля знаний;
– метод «фокальных объектов» — поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств и признаков случайных объектов.
Проводя анализ данных результатов в рисунках 1–5, можно прийти к выводу, что просматривается продуктивность от внедрения данных методов.
Рис. 1. Результат использования метода агглютинации
Рис. 2. Результат использования метода «синектика»
Рис. 3. Результат использования «мозгового штурма»
Рис. 4. Результат использования «морфологического анализа»
Рис. 5. Результат использования метода «фокальных объектов»
Под «креативом» сегодня понимают и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности). Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результатом креативного мышления является идея. Идея воплощается в конкретный проектный продукт (см. рис. 1–5). Обучающиеся при этом осваивают способы обработки информации, но весьма неожиданные, оригинальные, связанные с синтезом, комбинированием и ассоциациями.
Важнейшая роль учителя заключается в систематизации, отборе и проектировании заданий по развитию креативности на уроках изобразительного искусства, технологии и черчения, а также попытке апробировать систематизированный материал в соответствии с возрастными возможностями школьников.
Выполняя обычные задания, вы чаще всего понимаете, на какое правило это задание, как надо рассуждать, какой способ или порядок действий надо применить, и следуете этому правилу или алгоритму. Например, выполняя упражнение на правописание безударных гласных в корне слова, подбираете однокоренные слова — такие, в которых гласные стоят в сильной позиции (под ударением). Изучаете на уроке корни квадратного уравнения? Значит, и дома, и во время самостоятельной работы в классе надо применить правила на поиск корней квадратного уравнения.
Задания на креативность — это не тренировка в действиях по правилам, изученным сегодня. Это всегда проблемные задания, где вначале нужно понять, из какой области проблема — физика, технология, а может литература или изобразительное искусство. А уже потом решать, какое правило лучше выбрать. На что можно опираться при выполнении этих заданий? Конечно, на ваши предметные знания. Но не только. Ещё и на умение читать. Очень важно внимательно прочитать текст задания и разобраться, о чём идёт речь и какую именно проблему нужно решить. И только потом думать, что может понадобиться для её решения.
Между привычными заданиями и заданиями на креативность такая же разница, как, например, между задачей приготовить обед строго по рецепту и задачей приготовить ужин из того, что нашлось в холодильнике. В первом случае надо проверить наличие всех ингредиентов, всё отметить, смешать и выполнить действия так, как положено по рецепту. Во втором случае надо использовать все свои кулинарные знания и способности, имеющийся опыт и фантазию и решать обратную задачу: что вкусного можно сделать из имеющихся ингредиентов. В первом случае мы действуем по правилу, по инструкции, а во втором — импровизируем, действуем на свой страх и риск, но, конечно, с опорой и оглядкой на ранее полученные и усвоенные знания, правила и навыки.
Работая с заданиями на креативность, помните, что главная задача — найти тот мостик, который помогает связать эти задания с теми, которые вы учились выполнять «по правилам».
Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске новых идей. Оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. И в этом смысле способность к креативному мышлению может рассматриваться как одна из составляющих функциональной грамотности, понимаемой как способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях.
Литература:
- Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., и др. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С.282–304.
- Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. — М, 2004.
- Креативное мышление: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие/ Г. С. Ковалёва, О. Б. Логиновой. — 3-е изд., стер. — Москва; Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал издательства «Просвещение», 2023.