Формирование и развитие креативного мышления на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Богачева, Н. П. Формирование и развитие креативного мышления на уроках английского языка / Н. П. Богачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118030/ (дата обращения: 16.10.2024).



Креативное мышление является одним из ключевых навыков для успешного обучения и развития личности. В начальной школе дети особенно восприимчивы к новым идеям и творческим подходам, что делает английский язык идеальным инструментом для формирования и развития креативного мышления.

Ключевые слова: креативность, умения, навыки, креативное мышление, технологии.

Что такое креативное мышление, креативность?

Впервые понятие креативность появилось в 1922 г. «Креативность — способность человека отказаться от стереотипных способов мышления», автор Д. Симпсон. Американский психолог К. Р. Роджерс [1] понимает под креативностью «способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения». Креативность — это умение нестандартно мыслить, создавать новое и видеть сквозь стены. Креативность также понимают, как установка личности, которая проявляется в творческом подходе к жизни, в поисках необычных решений и способов преодоления повседневных элементов жизнедеятельности. Выделяют несколько уровней креативности:

— перенесение известных человеку знаний, умений в условия новой обстановки;

— нахождение нового решения в типичной ситуации из сочетания известных знаний, идей, приемов;

— нахождение решений в необычной ситуации из комбинации знакомых знаний, идей;

— формирование новых форм и порождение новых идей для решения некоторых проблем;

— создание идей, изменяющих ту или иную область знаний.

Креативность характеризуется как качественное изменение психики личности, которое влияет на опыт его жизнедеятельности, саморазвитие, что приводит к созданию новых идей. Американский ученый Дж. Гилфорд [2] выделял умственные способности, определяющие креативность. Это такие как:

1) оригинальность — способность производить единичные ассоциации, нестандартные ответы;

2) семантическая гибкость — выделение функции объекта и его новое использование;

3) образная адаптивная гибкость — способность менять форму стимула, чтобы можно было увидеть в нем новые возможности;

4) способность порождать разные идеи в неожиданных ситуациях;

5) любопытство (чувствительность к окружающему миру, его проблемам).

Все вышеперечисленное показывает, что автор видел креативные способности как качества мышления. Таким образом, креативность — совокупность интеллектуальных и психологических особенностей человека, позволяющих самостоятельно генерировать идеи и нестандартно их решать.

Креативность становится одним из ключевых качеств современности. Образование играет существенную роль в развитии креативности. Школьная программа ставит пред учащимися задачи, требующие креативного решения, необычного подхода.

Все мы мечтаем, чтобы дети росли разносторонними личностями, умными, талантливыми и творческими. Имели гибкость ума и нестандартное мышление, успешно могли реализоваться в жизни и в профессиональной сфере. Что им может помешать сформировать свою нестандартность, способность креативно подходить к решению задач?

  1. Отсутствие самостоятельности и контроль со стороны родителей, школы, общества. Гиперопека вредна для творческого мышления, креативности. Ребенок, который ограничен в принятии самостоятельных решений, действий, становится зависимым от чужого мнения, пассивным, зажатым. В воспитании детей, безусловно, должны быть ограничения, родительский авторитет. Но все хорошо в меру, с ребенком надо больше говорить, слушать, знать его желания и уважать его мнение. Даже, если он в чем-то неправ, то необходимо очень корректно поправить и объяснить.
  2. Действия по шаблону. Для гармоничного развития детей нужна системность, определенный порядок, дисциплина. Но креативность — это спонтанность, свобода, творчество. Поэтому предлагайте детям упражнения на развитие нестандартного мышления. Например, игра в ассоциации, упражнение «Откуда, почему, что и как».
  3. Направленность на внешние факторы и оценка. «Что скажет о тебе учитель?», «Что подумают о тебе друзья?», «Твой одноклассник решил эту задачу по- другому» — такие вопросы, фразы способствую развитию у ребенка комплекса неуверенности в своих силах и порождают страх неудач. Чаще всего самые смелые идеи у дошкольника. А вот чем, старше ребенок, тем более осторожен в своих фантазиях, идеях. Особенно, если родители сравнивают его с другими. Еще одна опасность-оценивание творчества. Когда мы говорим: «Это некрасиво» или «ты это неправильно сделал» — ребенок может закрыться и совсем потерять творческую спонтанность. Однако, многое зависит от характера ребенка. Для кого-то критика может стать отличным мотиватором, а для другого — отбить охоту творить.
  4. Нехватка общения. Когда ребенок общается со своими сверстниками, соседями, с родственниками, он развивается личностно, творчески и эмоционально. В беседах, спорах дети расширяют своей кругозор, обмениваются опытом, идеями, что улучшает их. Конечно, очень важно формировать круг общения детей, развивать коммуникативные навыки.
  5. Постоянные замечания. Ребенок, озвучивая, свою идею, со своей детской непосредственностью, ждет поддержки и одобрения. Но часто бывает, что взрослые обрывают, перебивают его, Он сбивается и замолкает. Взрослый хотел, как лучше, а у детей это может отбить всякое желание делиться своими идеями. Важно понимать, что все наши замечания, комментарии, откладываются в детском подсознании и формируют самооценку [3].

Сегодня в мире происходят постоянные метаморфозы. Технологии развиваются очень быстро, со скоростью света. Человек живет в ритме бесконечного непрерывного потока информации. Образование в современном мире играет одну из главных ролей в формировании, становлении личности, готовит будущее поколение. Однако сейчас недостаточно знаний и опыта предыдущего поколения. Сегодня ребенок должен не просто усвоить, перенять чей-то опыт, а создать свое видение, предложить свою идею. Поэтому креативное мышление считают одним из ключевых навыков. Креативное мышление-это процесс генерирования идей. Британский психолог Эдвард де Боно говорил, что креативное мышление это умение использовать как можно больше подходов к решению той или иной задачи.

Младший школьный возраст — это важный особый и ответственный этап в жизни ребенка. Начало школьного обучения характеризуется переходом от игровой деятельности к учебной, которая становится основной и ведущей, формируются основные психические новообразования. Меняется порядок в жизни ребенка, меняется его социальное положение. Младший школьный возраст-возраст формирования личности. Характеризуется новыми отношениями со взрослыми и сверстниками, происходит становление характера, появляются новые интересы, развиваются способности. В младшем школьном возрасте происходит усвоение моральных норм и нравственного поведения. Развивается наблюдательность, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества. Такой набор свойств и качеств является базой творческого креативного мышления. Предметом творческой креативной деятельности служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка. Дети без страха решают творческие задачи, быстро переносят свои знания из одной области, в другую. В этом возрасте у детей движение от простого к сложному происходит по принципу наложения. Особенностью возраста является также недостаточность воли. У младшего школьника нет нужного опыта для преодоления трудностей, ведущих к цели. Он может опустить руки при первой неудаче. И наоборот, проявить упрямство, капризность. Прежде всего, дети этого возраста импульсивны — действуют под влиянием импульсов, по случайным поводам. Их психическая деятельность окрашена эмоциями. Все, что они делают, видят, наблюдают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. С годами все больше развивается способность управлять своими чувствами, сдерживать их. В младшем школьном возрасте появляется стремления детей к новым достижениям. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, осознает себя личностью. Отмечается, что у детей этого возраста есть склонность к аналитическому подходу, ярко выражена способность сравнения, находить различия, а не сходства. На основании многочисленных исследований в области психологии, установлено, что актуальным для развития креативности является именно младший школьный возраст.

Зачем нужно развивать креативное мышление?

Как показывает практика, учащиеся быстро привыкают к традиционным формам подачи материала и не хотят выходить за рамки предложенного. Креативное же мышление дает возможность жить, думать не по шаблону. Находить новые решения в сложных ситуациях, быстрее мыслить и реагировать. Уроки английского языка играют свою особенную роль формирования необычного мышления или креативности. Изучение иностранного языка расширяет культурное поле, что помогает учащимся в создании новых идей, улучшает способность к абстрактному мышлению, помогает создавать новые идеи, концепции [4].

Сегодня существует большое количество подходов к преподаванию иностранного языка. В образовательной среде выделяют два вида креативности: большая креативность и малая. В начальной школе большая креативность выражается через письмо, стихи, загадки, игры, видео и мультимедийные презентации. В случае большой креативности на уроках английского языка — это организация уроков таким образом, чтобы учащиеся получили навыки необходимые для достижения творческого результата, в рамках изучаемой темы. В случаи малой креативности необходимо дать младшим школьникам больше самостоятельности в языковой практике. В такой условиях дети проявляют творческий подход и находчивость. Слушая ответы ребят, важно использовать прием отсроченной коррекции ошибок. Наоборот, хвалить ребят, чтобы они использовали язык естественным, творческим способом. Малая креативность — это творческое конструирование «мозговой штурм». Творческая деятельность способна дать уникальный опыт и знания. Ребенок получает возможность реализовать свой потенциал, раскрыть свои способности.

Необходимые навыки для развития креативного мышления.

Анализировать, наблюдать, делать заключения, творчески подходить к решению задач, иметь хороший кругозор и воображение.

Необходимые умения для креативного мышления: последовательность в действиях, умение слышать других учащихся, правильно доносить свои идеи и мысли. Настойчивость поможет получить нужные результаты, а также готовность исправить свои недочеты, ошибки. Важным умением является осознание, т. е. умение следить за своей мыслительной деятельностью.

Технология креативного мышления для учащегося — повышение интереса не только к изучаемому материалу, но и в целом ко всему обучению. Развивает умение творчески мыслить, способствует к саморазвитию, учит работать в команде и коллективе. Приобретаются новые и закрепляются ранее полученные знания.

Для учителя технологии креативного мышления дают возможность применять наиболее эффективную методику: развивать самостоятельность у своих учеников; дает опыт анализировать свой труд, тем самым стимулировать других учителей применять инновационные технологии в процессе обучения.

Выделяют несколько основ креативности:

  1. Создание позитивной самооценки. Например, ирга «Ромашка». Учащиеся пишут первую букву своего имени в верхней части лепестка; выбирают лепесток с любой буквой и называют положительные прилагательные на эту букву.
  2. Наличие креативного мышления у самого учителя. Учитель придумывает различные креативные способы ведения своего урока. Например, использование яркого дидактического материала, карточки, схемы, плакаты.
  3. Выбор детей. Здесь учащиеся развивают самостоятельность и учатся брать ответственность на себя; контролировать процесс обучения.
  4. Активное использование вопросов. Приемы работы: из плотной бумаги ребята делают карточки с вопросительными словами What, Why, When, Where, Who. Затем разбиваются на пары и по очереди задают друг другу вопросы, вытягивая карточки.
  5. Установление связи между предметами. Ирга «Черный ящик». Ученики достают по три карточки с изученными словами и составляют с ними предложения.
  6. Анализ идей. Умение учащихся подойти к решению сложных задач или заданий с разных позиций, точек зрения. В итоге прийти к творческому решению данной задачи. Так называемый «мозговой штурм». Приемы работы: «Сеть вопросов». Учитель пишет на доске тему урока, например, «Season» и вокруг этой темы записывает слова, вопросы. Задание составить как можно больше словосочетаний, вопросов с каждым словом. При этом ребята работают в группах по 4 человека.
  7. Вознаграждение критического мышления. Итогом работы является умение учеников критически оценить свои идеи, действия и результаты. Учитель должен научить ребят рефлексии своей деятельности. Например: «Лист результативности», в котором учитель, с помощью специальных, условных значков, вместе с учащимися подводит итог занятия. Ребята учатся изменять результаты своей работы, поведения на уроке, чтобы быть более успешными.

Есть еще несколько приемов, которые я применяю в педагогической деятельности:

  1. Игра, как особо организованное занятие, которое посильно даже слабым ученикам.
  2. Уроки-инсценировки и просмотр видеороликов как дополнение к основным занятиям.
  3. Занятия — творческие беседы; творческий подход к диалогам (составить свой диалог).
  4. Тематические утренники, праздники, на которых дети могу показать свое креативное мышление; продекламировать стих (творческая работа со стихом).
  5. Написать письмо другу в другую страну.
  6. Придумать концовку рассказа; составить режим выходного дня.

Творческие задания: Использование творческих заданий на уроках английского позволяет ученикам не только практиковать свои языковые навыки, но и развивать свое креативное мышление. Примеры таких заданий включают в себя создание историй, написание стихов, рисование картинок на английском языке и т. д.

Проектная работа: Проектная работа позволяет ученикам применять свои знания и навыки на практике, а также развивает их креативность. Например, ученики могут создавать презентации на английском языке, разрабатывать веб-сайты, создавать видеопроекты и т. д.

Изучение культуры: Изучение культуры англоязычных стран также способствует развитию креативности. Ученики могут изучать традиции, праздники, музыку, литературу и другие аспекты культуры, что поможет им лучше понимать и ценить разные культуры.

Использование технологий: Использование современных технологий, таких как интерактивные доски, виртуальные доски, онлайн-игры и приложения, также может помочь в развитии креативности у учеников. Эти инструменты позволяют ученикам работать в команде, решать задачи и создавать проекты в интерактивной и творческой среде.

При обучении чтению во 2 классе я работаю, используя карточек с буквами и звуками. А чтобы лучше запомнить про каждую букву учим стишок, что позволяет развивать креативность и обогащать словарный запас. Особо хочется выделить такие элементы как театрализация, использование кукол.

Несмотря на то, что есть определенные сложности для развития творчества при обучении младших школьников английскому языку (учебный план, нехватка времени, подготовка к контрольным и проверочным работам) развитие творческого потенциала детей имеет огромное преимущество для изучения языка и для реализации серьезных образовательных программ. Как мы видим, учебная деятельность, основывается на семи опорах креативности, где есть риск, преодоление нежелания пробовать что-то новое, особенно там, где они изначально не преуспели. Важно дать понять, что креативность является обязательным атрибутом каждого ученика. Чем больше различных подходов, приемов и методов используется, тем эффективнее результат. А желаемого результата можно достичь, если учитель сам открыт творческому процессу, к созиданию. Если дети чувствуют поддержку, испытывают радость от своего труда, то тогда они готовы творить и завоевывать новые творческие вершины.

Сегодня учитель — это помощник, который учит детей находить информацию, уметь анализировать и делать собственное умозаключение. Все это невозможно без креативного мышления. У учащихся развивается навык действовать не по стандарту, а свободно и оригинально. Я хочу вызвать у моих учеников любовь к новым знаниям, постоянное желание творить, радостное ощущение жизни и готовность всегда помочь другим. Язык — это в первую очередь инструмент общения. Используя на уроках английского языка приемы креативного мышления, ученики получают огромное удовольствие от самого процесса обучения. У креативного мышления нет ошибочных результатов.

Вывод: развитие креативного мышления в начальной школе при обучении иностранному языку, повышает мотивацию к обучению; позволяет детям проявить гибкость ума; делает изучения языка полезным и приятным занятием; учит формировать свое мнение, относиться с уважением к мнению других, что является важным элементом для формирования современной личности. Дает детям чувство успеха и позволяет чувствовать себя ценным участником команды, позволяет обратиться к опыту учащихся, которые занимаются дополнительно искусством, музыкой и эти способности использовать для поддержки своего обучения, обеспечивает базу для развития творческого мышления.

Литература:

  1. Барышева, Т. А. Психология творчества: учебник для вузов / Т. А. Барышева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 300 с. — (Высшее образование).
  2. Каменская, В. Г. Психология развития: общие и специальные вопросы: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» / Каменская В. Г., Мельникова И. Е. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008.
  3. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. — 2. изд., доп. и перераб. — СПб. [и др.]: Питер, 2002.
  4. Яголковский, С. Р. Психология креативности и инноваций: учебное пособие / С. Р. Яголковский; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. — Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 157 с.: табл.; 20 см.
Основные термины (генерируются автоматически): креативное мышление, ребенок, английский язык, креативность, идея, младший школьный возраст, развитие креативности, способность, ученик, иностранный язык.


Похожие статьи

Задать вопрос