В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.
Ключевые слова: коммуникативно-ориентированное обучение, коммуникативный подход, критическое мышление, активизация, мотивация, компетенция.
Расширение и изменение характера международных связей нашего государства делают иностранные языки востребованными в практической и интеллектуальной деятельности человека.
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении обучающимися умением общаться на изучаемом иностранном языке.
Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности.
Коммуникативная направленность обучения определяет все стороны методической и педагогической деятельности. Коммуникативность в процессе обучения предполагает создание высокой мотивации обучения. Известно, что учебная деятельность наиболее успешно протекает там, где она максимально мотивирована.
Цель работы: Изучить особенности коммуникативного обучения, выявить условия, способствующие активизации навыков коммуникативной деятельности при изучении иностранного языка.
Актуальность исследования: заключается в том, что коммуникативность в процессе обучения иностранным языкам предполагает создание высокой мотивации обучения школьника, в связи с этим нас заинтересовал вопрос эффективности методов создания мотивации, активизации коммуникативной деятельности обучающихся.
Задачи:
- Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования коммуникативной мотивации.
- Провести психолого-педагогический анализ развития коммуникативных навыков школьников.
- Выявить условия, способствующие активизации навыков речевой деятельности на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: Эффективные методы и приемы активизации коммуникативных навыков.
Объект исследования: Речевая деятельность как средство создания коммуникативной мотивации школьника в процессе обучения английскому языку.
При проведении исследования использовались следующие методы: сбор информации по теме исследования, изучение передового педагогического опыта; наблюдение, беседа; сравнение результатов деятельности.
Под мотивацией понимается система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка.
Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, которые побуждают его к совместной практической деятельности.
Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но и учат мыслить аналитически.
Иноязычное говорение является сложным интегрированным умением. Его отличает мотивированность, активность и самостоятельность говорящего, целенаправленность, связь с мышлением, ситуативная обусловленность. Любой связный текст несет в себе тематическую лексику и определенные грамматические явления, знания значений которых являются ключом к пониманию смысла. Уже на начальном этапе важно активизировать учебно-познавательную деятельность, развивать самостоятельность и творческий потенциал, вызывать потребность и желание высказаться, чтобы на продвинутом этапе сформировать критическое мышление, умение выразить свою точку зрения и обеспечить самореализацию личности ученика.
Критическое мышление играет важную роль в процессе обучения, так как является важнейшей составляющей развитой личности, способной к осознанной познавательной и практической деятельности. Сравнивая традиционное и критическое чтение можно отметить, что традиционное чтение основано на понимании и принятии изложенной в тексте информации, критическое чтение направлено на комплексный анализ идеи текста. Продуктом такого чтения является не просто запоминание и воспроизведение предложенной в тексте информации, а оценка и личностная интерпретация смыслов, которые хотел донести автор текста. Структуру обучения критическому чтению на уроках иностранного языка составляет постановка и организация учителем решения коммуникативных задач, которые требуют от учащегося следующих действий:
− поиск скрытых смыслов в тексте — чтение «между строк»;
− выявление социокультурных компонентов текста;
− определение мотивационно-побудительной стороны текста: как хочет автор повлиять на наше поведение;
− определение стиля текста
Кроме того, критическое чтение подразумевает овладение определенными умениями работы с текстами различных жанров, основанные на процессах критического мышления:
− прогнозировать содержание, предвосхищать продолжение, завершение текста;
− выявлять отношение автора к проблеме текста;
− анализировать и оценивать прочитанное, формировать свое отношение на основе предшествующего опыта и знаний;
− делать обобщение, обоснованные выводы на основе прочитанного;
− аргументировать свою точку зрения.
Опора на коммуникативный подход способствует оптимизации процесса обучения практически на всех этапах урока. Возьмем, к примеру, этап введения новой лексики по теме «Музыка». В учебнике выделены ключевые слова — оценочные прилагательные, относящиеся к музыке, исполнителям, концертам. Стоит учителю предварительно поставить задачу, для решения которой необходимо использовать предложенные слова, как они становятся запоминающимися, вызывающими у обучающихся воспоминания о реальных случаях взаимодействия с музыкой и желание похвалить одно исполнение и высказать недовольство с помощью предложенных слов.
Еще одним примером эффективной работы с лексикой может послужить работа по активизации оценочных прилагательных по теме «Реклама». Во вводном уроке предлагается длинный список прилагательных, довольно трудных для запоминания. Предлагаются следующие задания: соотнести красочные рекламные изображения, тексты реклам с прилагательными, наиболее точно их характеризующими, выделенными как активная лексика. Можно продемонстрировать рекламные ролики, предложив ученикам оценить каждую рекламу в зависимости от ее достоинств или недостатков, аргументируя обоснование своего выбора. Выбирая лучшую или, наоборот, худшую рекламу, они используют ключевые слова — amusing (забавная), attractive (привлекательная), dull (скучная), offensive (оскорбительная), ridiculous (нелепая), weird (странная, непонятная) и т. д. — и делают это направленно, осознанно, решая четко поставленную коммуникативную задачу.
Учитель английского языка ГБОУ «Школа № 167» г. Москвы Н. В. Симкина с целью формирования межкультурной коммуникации разработала курс «Страноведение». Данный курс дает обучающимся представление о стране изучаемого языка, знакомит с различными интернет-ресурсами, созданными учителями школы и проектными работами школьников других школ. В результате освоения курса обучающиеся учатся:
− находить сходства и различия между географическими особенностями, традициями, образом жизни, культурными особенностями своей страны и страны изучаемого языка;
− ориентироваться в аутентичных текстах;
− мыслить критически, анализировать;
− применять полученные знания в ходе межкультурного общения со сверстниками.
При формировании навыков монологической и диалогической речи школьники учатся общаться и сотрудничать в парах и группах, осуществлять самоконтроль и оценку других участников коммуникации.
При работе над проектами ученики учатся генерировать свои идеи, находить наиболее рациональное решение, видеть новую проблему, планировать работу, делать выводы.
Введение новых ФГОС требует от современного педагога активного поиска путей повышения эффективности учебного процесса, изменения технологий обучения. В XXI веке, когда каждый учитель имеет контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, особую практическую значимость в изучении иностранных языков приобретают сервисы нового поколения Web-2.0, открывающие широкие возможности в обучении.
Подробнее остановимся на использовании сервисов Web-2.0 как наиболее удобного, простого и эффективного инструментального средства организации контроля лексических навыков на уроках английского языка. Более того сервисы Web-2.0 привлекательны для самих обучающихся тем, что позволяют им получать результаты выполнения заданий практически сразу после их завершения.
Применять их на уроках английского языка можно как с целью активизации, закрепления, так и контроля знаний лексики по различным темам.
Одним из наиболее востребованных сервисов контроля уровня сформированности лексических навыков на уроках английского языка является сервис виртуальный класс http://learningapps.org/login.php. Он используется для создания интерактивных учебно-методических пособий по английскому языку.
Данный сервис основан на работе с шаблонами и позволяет использовать интерактивные формы контроля, дает возможность создавать собственные лексические задания в форме закрытых тестов, страноведческие викторины, тематические кроссворды, карты знаний и другие задания в увлекательной форме.
Тесты как средство контроля.
Тест (от англ. — испытание, исследование) — это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов.
Основное различие между традиционными контрольными заданиями и тестовыми заданиями заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы (матрицы). Форма заданий при этом обеспечивает оперативность в работе и легкость подсчета результатов.
В зарубежной методике широкое распространение получили тесты ТОЕFL (Test of English as a Foreign Language). С их помощью устанавливается уровень владения английским языком, достаточный для обучения в высшей школе. Большинство университетов США избирают цифру 500 как проходной балл по тесту ТОЕFL, что соответствует 75 % правильно выполненных заданий в процессе тестирования. Для поступления в престижные университеты, однако, требуется набрать не менее 600 баллов.
IELTS (International English Testing System) — тест для желающих получить образование на английском языке. Ежегодно его проходят более 25 тыс, кандидатов, в том числе по направлению Британского Совета, ООН и других организаций. Результаты в баллах оцениваются по чтению, аудированию, говорению, письму.
ТОЕIC (Test of English for International Communication) — комплексный тест, разработанный в Принстонском университете (США) и предназначенный для тех, кто планирует заниматься профессиональной деятельностью на английском языке. Оценка результатов производится в баллах.
Close test — тест для определения трудности текста при чтении и понимании — был разработан американским ученым В. Тейлором. Используется на занятиях по иностранному языку для контроля и выполняется преимущественно в письменной форме. Обучающимся предлагается связный текст объемом не менее 100 и не более 400 слов, в котором пропущены отдельные слова, нуждающиеся в восстановлении за счет контекста. Close test является эффективным средством формирования языковой догадки, прогнозирования содержания текста и может быть использован при определении уровня владения языком.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные методы и приемы активизации коммуникативных навыков помогут всем, кто заинтересован в изучении иностранного языка. Использование продуктивных методических приемов будет способствовать повышению интереса к изучению иностранного языка, развития познавательной активности, достижения высоких результатов.
− Благодаря своей универсальности, гибкости и практичности, коммуникативный подход остается в центре внимания как российских, так и зарубежных ученых, продолжает развиваться, и будет еще долго предметом для исследования, совершенствования и развития в практике преподавания иностранных языков в России и за рубежом.
− Коммуникативно-ориентированное обучение подразумевает личностно-ориентированный подход, акцент переносится на самих обучающихся, им дается больше инициативы и свободы на занятии. Коммуникативный подход подразумевает обучение лексике, грамматическим структурам и функциям, так же, как и коммуникативным стратегиям, для того чтобы ученики могли успешно решать стоящие перед ними задачи в процессе общения.
− Представленные методические приемы, активизирующие коммуникативную деятельность, диагностический инструментарий помогут создать у ребёнка положительную психологическую установку при изучении английского языка и сделать учебный процесс мотивированным и целенаправленным.
Литература:
- Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка // Иностр. языки в школе — 2001. — № 2.- С.40–44.
- Захарова Е. А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость // Молодой ученый № 5(109) — 2016. — С. 676–679.
- Лебедева А. Е. Критическое чтение как средство достижения метапредметных результатов обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе — 2018. — № 3. — С. 52–57.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — Просвещение, 1991. — 223 с.
- Филатова Т. Н. Создание коммуникативных задач на уроке английского языка // Английский язык в школе. — 2012. — № 1(33) — С. 2–4.