Игровые и интерактивные педагогические технологии как средство достижения новых образовательных результатов
Автор: Сафина Аниса Мансуровна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 30.09.2018
Статья просмотрена: 159 раз
Библиографическое описание:
Сафина, А. М. Игровые и интерактивные педагогические технологии как средство достижения новых образовательных результатов / А. М. Сафина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3589/ (дата обращения: 15.11.2024).
Введение Федерального государственного образовательного стандарта заставило современное педагогическое сообщество задуматься над повышением эффективности обучения. В погоне за новыми требованиями создаются новые книги, учебники становятся такими насыщенными, что педагоги хватаются за голову. А что же делать? Искать новые технологии, которые позволят учащимся получать знания в игровой и интерактивной форме в короткий промежуток времени.
Нестандартные уроки — одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к уроку, к школе. Проводя такие уроки, учителя стараются выйти за пределы обычного урока, и в этом плюс. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. Это уроки для души. Это праздник для учащихся. Такие уроки обогащают опыт учителя в разнообразном построении методической структуры урока.
Ключевые слова: игровые педагогические технологии, интерактивные педагогические технологии, нестандартные уроки, кейс-метод, квест.
Keywords: Playing pedagogical technologies, interactive pedagogical technologies, non-standard lessons, case study, quest.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) заставило современное педагогическое сообщество задуматься над повышением эффективности обучения. В погоне за новыми требованиями создаются новые УМК, учебники становятся такими насыщенными, что педагоги хватаются за голову. А что же делать? Искать новые технологии, которые позволят учащимся получать знания в игровой и интерактивной форме в короткий промежуток времени.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
«Все новое — это хорошо забытое старое». А ведь так и есть! Работая 36 лет по традиционной системе, мне всегда хотелось внедрить в свою практику инновационные технологии, которые будут способствовать формированию ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников. И уже тогда, в далекие 80-е годы, я стала внедрять в свои уроки новые педагогические технологии. Для умелого и осознанного выбора педагогических технологий, именно тех, которые позволяют достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании, необходимо понимать трактовку понятия «педагогическая технология».
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве. Ядро любой технологии: цель — средства — результат. Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить результативно?» Проанализировав существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
1) Почему и для чего? — определение целей обучения;
2) Что? — отбор и структура содержания;
3) Как? — оптимальная организация учебного процесса;
4) С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения;
5) Кто? — учет необходимого реального уровня квалификации педагога;
6) Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.
Таким образом, «педагогическая технология» — это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
В начале своей педагогической карьеры я была учителем начальных классов и мне хотелось, чтобы мои уроки были интересными. Для этого я стала применять игровые технологии. Игры таят в себе колоссальные обучающие возможности.
Игра активизирует деятельность обучаемого,
– представляет его главным действующим лицом в учебном процессе,
– стимулирует познавательный процесс,
– учит работать в команде,
– развивает личность ребенка в целом, с учетом его чувств и эмоций,
– создает комфортные условия для обучения.
Таким образом, игровые педагогические технологии помимо предметных результатов позволяют формировать универсальные учебные действия. Следовательно, игра является современной образовательной технологией.
Уроки с игровыми ситуациями я стала использовать часто. Дети были в восторге. Уроки проходили с интересом. В дальнейшем игровая технология легла в основу нестандартных уроков. Что же это за уроки?
Нестандартные уроки — одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к уроку, к школе. Проводя такие уроки, учителя стараются выйти за пределы обычного урока, и в этом плюс. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. Это уроки для души. Это праздник для учащихся. Такие уроки обогащают опыт учителя в разнообразном построении методической структуры урока.
В своей практике я использую урок — путешествие, урок — экскурсию, театрализованный урок, интегрированный урок, модульный урок.
Нестандартный урок — это интересная, необычная форма предоставления материала на уроке. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков развить у учащихся интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить. На таких уроках учащиеся не просто рассказывают, а пытаются донести до слушателя с помощью газет, ТВ, презентаций, игровых моментов основной материал урока. Урок проходит интересно и поучительно.
Накопленный годами опыт в проведении уроков с игровыми технологиями позволил мне создать в 2016 году методическое пособие для учителей: «Нестандартные уроки. 5–11 классы». Пособие содержит подробные разработки нестандартных уроков по русскому языку в 5–11 классах по основным темам школьного курса. Формы уроков разнообразны.
В 2017 году я взяла 5 класс и приступила к обучению по ФГОС, который в корне отличается от традиционного подхода. Изучив образовательную программу по ФГОС, сравнивая с традиционной программой, пришла к выводу, что нужно изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. И в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний, умений и навыков, но я должна развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе. Я поняла, работать так, как работала 36 лет, уже не получится, надо учиться работать в соответствии с новыми целями образования.
В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Одним из средств, содержащих в себе реальные возможности осуществления обеих этих важных задач, является игра.
Так вот оно, забытое старое, и возвращаемся мы к истокам педагогических технологий. И здесь у нас появляется интерактивная педагогическая технология или групповая педагогическая технология — это обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, деловая игра, игровое моделирование и т. д. Эти формы обучения важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.
Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами. Такая форма обучения психологически привлекательна для обучающихся, она помогает выработать навыки сотрудничества, коллективного творчества. Обучающиеся не являются наблюдателями, а сами решают трудовые вопросы. Каждая группа находит интересные аргументы в защиту своей точки зрения.
В контексте интерактивного обучения разработана технология, которая получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.
Название технологии произошло от латинского casus — запутанный необычный случай; а также от английского case — портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становятся мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и в виде домашнего задания. Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт обучающихся.
Обучение на основе кейс-метода — это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, — обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах — выработке навыков принятия решений. Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
На данный момент я понимаю, что поистине «залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать». Это нужно развивать в учащихся, но в первую очередь этим должен овладеть учитель.
Что на сегодняшний день должен понимать каждый из нас? Мы учимся и учим не для школы, а для жизни… характерные и существенные свойства жизни — разнообразие и изменчивость. ФГОС — это разнообразие и изменчивость, это адаптация к современным условиям жизни.
Отличительной особенностью ФГОС является его направленность на стратегию социального проектирования и конструирования, переход от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
С приходом ФГОС в моей работе появились уроки — квесты, но как оказалось, работаю я с такими уроками давно, только раньше это были уроки-путешествия, уроки — приключения. А теперь разберемся, что же такое квест?
Наверное, большинство ответит, что это разновидность компьютерной игры. Но если рассматривать перевод слова «квест» с исторической точки зрения, то квест — это поиски приключений. Следовательно, это и есть уроки — приключения. Во время квеста учащиеся выполняют различные задания интеллектуального характера, связанные с русским языком. В процессе урока ученики определяют пути, решают промежуточные задачи, которые являются частью основного задания. Такие уроки достаточно быстро привлекают внимание детей, и они начинают действовать.
Игровые и интерактивные педагогические технологии развивают способности разрабатывать проблемы и находить их решения, учиться работать с информацией в необычной форме. Игровых и интерактивных педагогических технологий огромное множество, здесь каждый решает, какую использовать в работе с учениками. Учитель всегда должен помнить о цели и назначении игровой деятельности. Нельзя забывать, что за любой игрой стоит урок — это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью. Использование современных педагогических технологий должно быть системным, с постепенным усложнением и внедрением разнообразных форм взаимодействия для поддержания стабильного процесса и, соответственно, лучших результатов обучения.
Результативность
Эффективность использования игровой педагогической технологии можно подтвердить следующими данными. В экспериментальную группу в 2017–2018 учебном году я взяла учащихся 5 класса и стала систематически использовать игровые технологии.
Обычно при переходе класса из начальной школы в основную качество знаний по русскому языку падает. В данном случае — наоборот, к концу 5 класса повысилось на 2 %, а к первому полугодию 6 класса повышение уровня качества знаний составило уже 5 % (от уровня 4 класса).
В параллельном классе, где игровые технологии использовались лишь время от времени, действительно, к концу 5 класса наблюдалось снижение уровня качества знаний (на 6 %), а к первому полугодию еще на 2 % (итого — 8 %).
Также было замечено повышение уровня познавательной активности учащихся экспериментального класса. Если в 4 классе выразили желание участвовать в предметных олимпиадах по русскому языку только 3 человека из 17 (18 %), то в 5 классе — 5 (30 %), в 6–7 человек (41 %).
В обычном классе познавательная активность осталась на прежнем уровне (в 4 классе — 2, в 5–2 уч-ся, в 6–2 уч-ся).
Таким образом, с помощью современных педагогических технологий любой учитель сможет сделать обучение интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность, как требуют того новые ФГОС. Следовательно, игра продолжает оставаться одной из самых эффективных и востребованных технологий на современном этапе развития образования.
Литература:
- Олифер В, Олифер Н. Новые технологии в обучении. Санкт-Петербург, 2000г.
- Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006г.
- Сафина А. М. Нестандартные уроки. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 2016.
- Финогенов А. В. Игровые технологии в начальной школе. Учебно — методическое пособие. Красноярск, 2001г.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение,2012.
Ключевые слова
квест, кейс-метод, игровые педагогические технологии, интерактивные педагогические технологии, нестандартные урокиПохожие статьи
Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...
Современный урок информатики условиях введения ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современн...
Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения
Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о испол...
Технология Lead-in как структурный элемент организации начального этапа урока иностранного языка
В данной статье рассматривается понятие технологии «lead-in» как важной составляющей начального этапа урока иностранного языка. Упражнения, применяемые в рамках данной технологии, позволяют постепенно подводить учеников к теме урока, инициировать поз...
Способы организации индивидуальной работы на уроках математики
Быстрые темпы развития научного знания требуют от человека мобильности, гибкости, подвижности сознания, развитой способности к рефлексии, постоянной творческой активности. Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и...
Использование инновационных образовательных технологий в повышении эффективности уроков чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования инновационных образовательных технологий, создающих благоприятные условия для совершенст...
Использование компьютерных игр в образовательной работе с детьми дошкольного возраста
С помощью компьютерных игр дети учатся на практике преодолевать различные виды проблем. Они учатся выполнять сложные задания, оценивать результаты своих действий, контролировать процесс и работу. Современный человек не может развиваться в обществе бе...
Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по созданию условий для развития внимания ребёнка, посредством игровой деятельности. Игра – деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в котор...
Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка посредством интерактивных игр
Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка является обязательным требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Базовые логические действия имеют важное ...
Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания о...
Похожие статьи
Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...
Современный урок информатики условиях введения ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современн...
Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения
Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о испол...
Технология Lead-in как структурный элемент организации начального этапа урока иностранного языка
В данной статье рассматривается понятие технологии «lead-in» как важной составляющей начального этапа урока иностранного языка. Упражнения, применяемые в рамках данной технологии, позволяют постепенно подводить учеников к теме урока, инициировать поз...
Способы организации индивидуальной работы на уроках математики
Быстрые темпы развития научного знания требуют от человека мобильности, гибкости, подвижности сознания, развитой способности к рефлексии, постоянной творческой активности. Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и...
Использование инновационных образовательных технологий в повышении эффективности уроков чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования инновационных образовательных технологий, создающих благоприятные условия для совершенст...
Использование компьютерных игр в образовательной работе с детьми дошкольного возраста
С помощью компьютерных игр дети учатся на практике преодолевать различные виды проблем. Они учатся выполнять сложные задания, оценивать результаты своих действий, контролировать процесс и работу. Современный человек не может развиваться в обществе бе...
Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по созданию условий для развития внимания ребёнка, посредством игровой деятельности. Игра – деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в котор...
Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка посредством интерактивных игр
Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка является обязательным требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Базовые логические действия имеют важное ...
Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания о...