Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, запуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышление. В данных тезисах говорится о различиях в этих понятиях. Креативность — это способность к творчеству и умственным преобразованиям. На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы — знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, — так и внешние условия. Для развития креативности.
Ключевые слова: креативное мышление, креативность, творческое мышление, инструменты развития креативного мышления
В настоящее время особое внимание уделяется развитию креативного мышления. Оно важно в различных сферах: создание нового продукта, запуск проекта, обучение, решение сложных вопросов. В педагогической деятельности креативное мышление помогает разработать способы интересной подачи материала.
Проблему развития креативности личности рассматривали в трудах отечественные педагоги и психологи (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Н. В. Хазратова, В. С. Юркевич и др.), а также зарубежные ученые (Ф. Баррон, Х.Дж. Вальберг, Дж. Девидсон, Т. Тардиф, П. Торранс, Д. Харрингтон, Р. Штернберг и др.). Многие исследователи (Л. Л. Алексеева, М. А. Барг, С. М. Вишнякова, В. С. Кузин, Б. Т. Лихачев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, О. В. Сальдаева, Л. Н. Столович, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов) считают художественное образова-ние основой развития креативности личности. По мнению Л. Н. Столовича, искусство и образование решают похожие задачи и объединение этих сфер может усилить процесс развития креативности обучаемых
Слово креативность происходит от английского слова «creativity», что означает способность человека к осуществлению деятельности по созданию новой идеи или продукт с включением воображения, то есть способность к творчеству, и как сама деятельность, направленная на создание новой идеи или продукта с включением воображения [14]. Это творчество может проявляться в совершенно разных сферах, в разной деятельности, в общении, в мышлении и в чувствах. Креативность — это одаренность, восприимчивость к новым идеям, умение решать задачи неординарным способом [8].
В широком смысле под креативностью понимаются гибкие интеллектуальные способности, обусловленные дивергентным мышлением, большим объемом памяти, развитым воображением и интуицией, умением импровизировать. Креативное мышление рассматривается как способность к разработке и практическому применению новых технологий, интенсифицирующих все виды деятельности, к внедрению технических, художественных и социальных инноваций; способность, являющаяся одной из значимых в образовании [1].
И. Р. Ахметова говорит, что креативность — это способность к творчеству и умственным преобразованиям. Она включает в себя прошлые, настоящие и будущие характеристики процесса. В итоге человек создает то, что прежде не существовало. Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик Эрих Фромм считал: «Креативность — способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». [3]
Под креативным мышлением Н. А. Авдеенко подразумевает способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения [2].
В конце 80-х—начале 90-х годов XX века была распространена концепция творческой одаренности советского и российского психолога А. М. Матюшкина. Ученый выделяет пять ее структурных компонентов:
а) доминирующая роль познавательной мотивации;
б) исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
в) возможности достижения оригинальных решений;
г) возможности прогнозирования и предвосхищения;
д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
А. М. Матюшкин говорил: «Если бы мы должны были определить в широком смысле наиболее важный вклад в развитие креативности, т. е. как использовать науку для определения идеала развития личности, я бы сказал, что человек должен развиваться как творческая, свободная личность, ответственная перед самим собой и перед всем миром» [10].
Также А. М. Матюшкин изучал решение творческих проблем. В рамках его теории проблемных ситуаций (ТПС) он связывал продуктивность решения творческих проблем с новизной получаемого результата (продукта). Именно новизна в проблемной ситуации определяет творческий характер мышления и предполагает включение креативности как личностной предпосылки, обеспечивающей успешность решения [11]. Креативность, таким образом, может быть понята как способность, обеспечивающая процесс продуктивного творческого мышления, результатом которого выступает новый оригинальный продукт, например новое понимание проблемы [9].
В 1998 году советский психолог Яков Александрович Пономарев разработал структурно-уровневую модель механизма творчества, которая представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер (Рисунок 1).
Рис. 1. Схема центрального звена психологического механизма творческого акта (по Я. А. Пономареву, 1976)
Источник [5]
Внешние границы сфер — абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуитивного мышления, за ним сфера строго интуитивного мышления животных, то есть дискурсивного мышления, которое представляет единство интуитивного и логического. Сверху — сфера логического мышления. За ним простирается сфера строго логического мышления, например современных электронно-вычислительных машин [5]. Творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода. Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности [12].
При решении стандартной задачи развитый интеллект реализует готовые логические программы, где его высший структурный уровень подчиняет себе функционирование всех нижестоящих. При творческой задаче: провал избранной логической программы отбрасывает решающего на нижние структурные уровни организации интеллекта и дальнейший ход решения оказывается постепенным подъемом по данным уровням, как бы повторяющим этапы развития [15].
Стоит отметить, что Я. А. Пономарев первым начинает уходить от рассмотрения творческого процесса, ка индивидуального, как это происходило в 1950–1980-е годы [4]. Я. А. Пономарев утверждает, что проявление креативности практически невозможно вне социального взаимодействия, т. е. креативность является не только индивидуально-психологической, но и социально-психологической, групповой характеристикой.
В кратком психологическом словаре под редакцией Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. креативность определятся как устойчивая характеристика личности, которая выражает способность к творчеству и уровень творческой одаренности [13]. Для характеристики механизма творческой активности В. А. Петровский ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Таким образом творческая активность понимается В. А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью [16].
Российский психолог Диана Борисовна Богоявленская говорит о том, что термин креативность имеет различное употребление, его смысл зависит от концепции, на которую ссылаются. Так, креативность может быть синонимом творчества и одаренности. Д. Б. Богоявленская определяет творчество как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. «Нет творческих способностей как специальной способности. Если я говорю «способность к развитию деятельности по собственной инициативе», это конкретная способность, связанная с глубоким интересом в осуществляемой деятельности». — говорит Д. Б. Богоявленская [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие креативности активно изучается российскими и зарубежными учеными с середины прошлого века. Существуют такие концепции, как: концепция креативности Дж. Гилфорда и Е. П. Торренса, модель креативности Роберта Стернберга, концепция творческой одаренности А. М. Матюшкина, структурно-уровневая модель механизма творчества Я. А. Пономарева.
Ещё нельзя выделить универсального определения креативности, так как ведутся споры о её сущности. Некоторые считают, что креативность и творчество являются неразделимыми понятиями, другие утверждают, что творчество является элементом процесса креативности, третья группа специалистов выделяет характерные черты, которые свойственны только креативности. В зависимости от контекста креативность может иметь такое же значение, как и творчество. Однако, главная специфика креативности — это создание совершенно нового продукта, которого ещё не было на рынке.
На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы –знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, — так и внешние условия [2]. Для развития креативного мышления существуют различные инструменты. Например, можно обратить внимание на инструменты из методологий ТРИЗ, Craft, литеральной мышление и дизайн-мышление [6]. Данные методологии развивают креативные способности людей и позволяют разрабатывать новые полезные и уникальные решения.
Литература:
- Абисалова, Е. А. Сравнительный анализ процедур измерения креативности // Психология творчества. — 2013. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-protsedur-izmereniya-kreativnosti-1/viewer (дата обращения: 27.11.2020).
- Авдеенко, Н. А. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг форми-рования функциональной грамотности» // Функциональная грамотность — важнейший результат образова-ния — 2019. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-kreativnogo-myshleniya-v-ramkah-proekta-monitoring-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer (дата обращения 15.12.2020).
- Ахметова, И. Р. Развитие творческих способностей персонала как мотивационная функция менеджмента // Вопросы студенческой науки. — 2018. — № 11. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37032151 (дата обращения 12.11.2020).
- Журавлев, А. Л. Развитие научных представлений Я. А. Пономарева в области психологии группового творчества // Ярославский педагогический вестник. — UTL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchnyh-predstavleniy-ya-a-ponomareva-v-oblasti-psihologii-gruppovogo-tvorchestva (дата обращения: 01.11.2020).
- Дикая, Л. А. Психофизиологические корреляты творчества в норме и при психопатологии / Л. А. Дикая, И. С. Дикий. — 220 с. — URL: https://www.litres.ru/i-s-dikiy/psihofiziologicheskie-korrelyaty-tvorchestva-v-norme-i-pri-psiho/chitat-onlayn/ (дата обращения: 15.11.2020).
- Козырева, Л. К. Креативные методологии как тренд в дизайн-проектировании на примере цифровой среды московского экономического форума // Творчество и современность. — 2019. — № 1. — URL: Https://Elibrary.Ru/Item.Asp?Id=37334726 (дата обращения: 15.12.2020).
- Креативность и творчество: лекция Дианы Богоявленской. Часть 3. — URL: https://psy.su/feed/8500/ (дата обращения 20.01.2021).
- Купер Л. Креатив на 100 %. Как развить творческое мышление / Л. Купер. — AB Publishing, 2014. — URL: https://bookap.info/book/kuper_kreativ_na_100_kak_razvit_tvorcheskoe_myshlenie/gl1.shtm (дата обращения 23.12.2020).
- Матюшкина, А. А. Креативность как предпосылка разрешения проблемных ситуаций // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. — 2019. — № 50. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38163963 (дата обращения: 15.01.2021).
- Матюшкин, А. От патологии к креативности: четкая граница психологии. // Ontopsicologia: La causalità psichica nell'evento umano. — 1987. — № 4. — URL: https://onto.ru/public/publications/398/ (дата обращения: 16.12.2020).
- Матюшкин, А. М. Психология мышления / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. — 190 с. А. М. Матюшкин. — 2009. URL: http://practicalthinking.narod.ru/Matyuskin_psythink.pdf (дата обращения: 01.12.2020).
- Общая психология. Представление о процессе творческого мышления в концепции Я. А. Пономарева. —URL: https://studentshare.ru/psihologiya/obshhaya-psihologiya-predstavlenie-o-proczesse-tvorcheskogo-myshleniya-v-konczepczii-ya-a-ponomareva/ (дата обращения 14.11.2020).
- Особенности проявления креативности и прокрастинации у обучающихся старших классов. — URL: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/osobennosti_proiavleniia_kreativnosti_i_prokrastinatsii_u_obuchaiushchikhsia_sta (дата обращения: 12.11.2020).
- Скворцова, С. В. Методы обучения креативной деятельности в педагогике Великобритании: монография / С. В. Скворцова. — Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2014. — 119 c. — ISBN 978–5-86045–715–7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59166.html (дата обращения: 18.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
- Структурно-уровневая модель механизма творчества. — URL: https://poznayka.org/s42759t1.html (дата обращения 18.10.2020).
- Юрина, А. А. Влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на результативность творческих достижений // Психологические науки. — 2006. — URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2006.2/277/urina2006_2.pdf (дата обращения: 14.12.2020).