В данной статье показаны ключевые моменты умственного развития дошкольников. Автор показал важность применения математических игр для развития умственной деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: умственное развитие, мышление, память, внимание, дошкольный возраст, развитие, математическая игра.
Как известно, дошкольный возраст является основой для дальнейшего становления личности. Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. Именно в этот период закладываются основы речи и мышления личности ребёнка. В дошкольном возрасте создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания — восприятия, памяти, наглядно-образного мышления, воображения.
ФГОС ДО (2.6) в разделе «Познавательное развитие» среди задач указываются следующие: формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения; формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, количестве, величине, части и целом, пространстве и времени и т. д.). Всё это способствует развитию умственной деятельности и является одними из приоритетных задач [1].
В дошкольном возрасте ребёнок уже начинает овладевать начальными математическими представлениями, которые в свою очередь способствуют его умственному развитию. Так как игра является ведущей деятельностью в этом возрастном периоде, в этом могут помочь развивающие математические игры.
Анализ литературы. Изучением умственной деятельности у детей дошкольного возраста занимались такие видные учёные как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Венгер Л. А., Леушина А. М., Ж. Пиаже. Также нельзя обойти вниманием работы Смирновой Е. О., Носко И. В. и многих других, которые понимали важность изучения данного вопроса и внесли в это значительный вклад.
Изложение основного материала. Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Умственное развитие представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы.
Как отмечает Смирнова, умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического [2, с.274]. В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы [3, c. 77].Мышление в дошкольном возрасте переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному [4, с.67].
Наглядно–действительное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3–4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними. На основе наглядно–действительного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно–образное. Оно характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
К 6–7 годам начинается более интенсивное формирование словесно–логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все эти виды мышления тесно связаны между собой.
Также в дошкольном возрасте происходит внимания, памяти, воображения, которые также являются составляющими умственного развития. Эти три психических процесса в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии. Главная общая черта этих процессов — их непроизвольность, уменьшающаяся на протяжении дошкольного возраста. Например, память в данный период носит непроизвольный характер: ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо. Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что произвело эмоциональное впечатление [3, с.77].
Поэтому формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте связано с формированием и развитием мышления, внимания, памяти, воображения, ориентировки в пространстве
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством [5, с.25].
Для достижения продуктивных результатов в процессе формирования и развития мышления, воображения, памяти, внимания — т. е. всех составляющих умственного развития ребёнка — необходимо использовать эффективные методы и средства, которые будут не просто «вкладывать» определённые знания и умения в детей, а помогут развить у него эти стороны умственной деятельности.
Исходя из вышесказанного, методика работы с детьми не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребёнком математических заданий, а подразумевает создание содружества и совместной деятельности [7, с.3]. Согласно теории Ж. Пиаже, игра — это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением [4, с.66]. Именно поэтому просто необходимо развивать мыслительные процессы в ребёнке дошкольного возраста посредством игровой деятельности. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение математических игр в умственном и всестороннем развитии детей.
Математическая игра — это, прежде всего, интеллектуальная игра, то есть игра, где успех достигается в основном за счет мыслительных способностей ребёнка, его ума и знаний по математике, которые уже сформированы у него.
К математическим играм относят либо игры, имеющие дело с числами, фигурами и тому подобным, либо игры, исход которых может быть предопределён предварительным теоретическим анализом [8]. Среди математических игры выделяются развивающие математические игры.
Развивающие математические игры призваны решить следующие задачи: активизировать умственную деятельность; заинтересовывать математическим материалом; развивать такие мыслительные операции, как классификация, установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение, абстрагирование; в интересной и увлекательной форме расширять, углублять математические представления; закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Математические понятия ребенок усваивает в процессе активной деятельности: действуя с разнообразными предметами и в играх. Именно поэтому нужно стараться достичь максимальной активности детей, используя занимательные и игровые материалы, опираясь на непроизвольное внимание детей.
Развивающие математические игры очень разнообразны. Например, для развития логики подойдут игры с логическими блоками Дьенеша, «Палочки Кюизенера», «Танграм», а также и другие игры: настольно-печатные — «Цвети форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др.; дидактические — «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Части целого» и т. п.
Таким образом, роль развивающих математических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста трудно переоценить. Они помогают детям в игровой форме усваивать математические понятия, развивают логическое мышление, воображение, память, внимание, которые являются составляющими показателями умственного развития дошкольников.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Desktop/fgos_ru_doshk.pdf.pdf
- Смиронова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
- Носко И. В. Психология развития и возрастная психология /И. В. Носко / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studentam.net/content/view/1069/24/
- Щипанова Д. Е. Психология развития [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д. Е. Щипанова. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2017. 178 с. Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/141677421.pdf
- Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. –– М., Просвещение, 1974.- 368с.
- Хохрякова Ю. М. Реализация деятельностного подхода в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста/ [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Downloads/realizatsiya-deyatelnostnogo-podhoda-v-protsesse-formirovaniya-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.pdf
- Помораева И. А., Позинна В. А. Формирование элементарных математических представлений: старшая группа. — М.: Мозаика — синтез, 2016.-80с.
- Словари и энциклопедии на Академике / Большая советская энциклопедия/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/107220/Математические