Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством подвижных игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.12.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Косинова, М. Т. Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством подвижных игр / М. Т. Косинова, А. В. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 235-236. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119912/ (дата обращения: 16.01.2025).



Авторы статьи дают определение «физического развития детей», а также определяют его цели, задачи и условия успешного влияния на растущий организм ребенка и его положительное психоэмоциональное состояние, т. е. здоровье. Подвижные игры как основная форма физического развития отвечает требованиям нормативно-правовых документов и возрастным закономерностям детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: подвижные игры, физическое развитие, дошкольники.

Являясь одной из сторон гармонично развитой личности, физическое развитие касается непосредственно состояния здоровья ребенка. В этом возрасте здоровье или нездоровье влияет на другие стороны развития ребенка. Больной ребенок не интересуется различными проектами, не участвует в активных играх других детей, потому что он не может волевым усилием заставить себя заниматься. Взрослые зачастую относят такое поведение как к лености, инертности поведения. Но надо помнить, что здоровому малышу все вокруг интересно, он познаёт мир, и природа специально заложила в него этот «моторчик» познания. Болезненные состояния мешают малышу правильно развиваться. Это подтверждается и словами выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому важно осуществлять физическое развитие детей дошкольного возраста, как основу, фундамент его дальнейшей успешной жизни, полноценного физического и умственного развития. О значении физического развития говорится в трудах выдающихся педагогов: Я. А. Коменского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и других российских и зарубежных педагогов-исследователей.

Физическое развитие детей дошкольного возраста — это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания. Действительно, если не брать во внимание ранней возраст при котором физическое развитие идет огромными темпам и из лежащего сверточка к трем годам вырастает подвижный, активный малыш, в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет ребенок вырастает от 90 см до 130 и бывает выше, от 12–15 кг до 20–25 кг. И это цифры не окончательные, поскольку индивидуальные особенности еще очень различны в данном возрасте и определяются как норма.

Цель физического развития детей дошкольного возраста — развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

Задачи физического развития детей :

— формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие интереса к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях;

— развитие у детей физических качеств — скоростных, силовых, а также выносливости, координации, гибкости;

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

— формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Эффективность физического развития детей старшего дошкольного возраста, зависит от соблюдения ряда условий:

— адекватность подобранных методов и средств обучения, их соответствие возрастным возможностям ребенка;

— сочетание традиционных и нетрадиционных методов физического развития. Традиционные методы — это физкультурные занятия, утренняя гимнастика и т. д. К нетрадиционным методам относятся спортивные танцы, ритмическая гимнастика и т. д.;

— создание благоприятной психологической атмосферы во время проведения занятий, направленных на физическое развитие детей.

— установление доверительных взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, основанных на взаимном уважении и любви» [2]

Основными средствами физического воспитания являются закаливание, физические упражнения, утренняя гимнастика, развивающие игры, спортивные и подвижные игры, физкультурные занятия, плавание, самостоятельно организованная двигательная деятельность детей на основе полученного опыта.

Подвижные игры, являясь одним из основных средств физического воспитания получают особое преимущество, поскольку отвечают возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Они имеют игровой сюжет, игровую физкультурную задачу, образ ведущего-героя, который хочется получить или наоборот избежать им статью эмоционально окрашены. На основе подвижных игр можно провести полностью образовательную деятельность по физическому развитию детей, праздник или развлечение. Подвижные игры включаются в каждый элемент режимных процессов, исключая лишь дневной сон. Проведение только лишь подвижных игр выполняет все вышеперечисленные задачи физического развития дошкольников и полностью решает её цель. Используя игры разной степени подвижности, педагоги улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Ежедневное проведение этих игр способствует пробуждению интереса к играм, а поддержка детской инициативы в самостоятельной их организации выявляют предпочтения детей. Психическое здоровье также имеет зависимость от подвижных игр, поскольку они способствуют снятию нервного и мышечного напряжения, раскрепощают детей, создают доверительный, дружелюбный эмоциональный фон в группе. Физические качество детей так же развиваются лучшим образом в игре (выносливость, гибкость, скорость). Например, в игре «Ловишки» ведущий не может закончить бег, даже если устал, ведь он ведущий, и только внимательное отношение педагога позволяет ему прекратить бег. Таким образом происходит формирование и физических и волевых качеств личности. Поскольку следование игровым правилам и определяет успешность в подвижных играх, а наилучшие физические качества позволяют часто побеждать и занимать позиции ведущего в игре.

Таким образом, подчеркнём, что физическое развитие детей дошкольного возраста, являясь фундаментов их дальнейшего развития и здоровья в целом остаётся приоритетным направлением организации деятельности детских дошкольных учреждений. А подвижные игры, отвечая требованиям нормативно-правовых документов, регламентирующих работу этих учреждений, а также и возрастным закономерностям развития детей дошкольного возраста остаются основной формой физического развития дошкольников.

Литература:

  1. Соловцова Н. В. Физическое развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная сеть: [сайт]. — https://nsportal.ru/user/1348621/page/statya-fizicheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.11.2024)
  2. Фомин А. Н., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: «Физкультура и спорт», 2013. 277 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, физическое развитие, физическое развитие детей, игра, физическое воспитание, основная форма, ребенок, умственное развитие, утренняя гимнастика, физическое развитие дошкольников.


Похожие статьи

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.

Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр

Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития внимания ребёнка, посредством игровой деятельности. Игра – деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в котор...

Похожие статьи

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.

Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр

Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития внимания ребёнка, посредством игровой деятельности. Игра – деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в котор...

Задать вопрос