Авторы статьи дают определение «физического развития детей», а также определяют его цели, задачи и условия успешного влияния на растущий организм ребенка и его положительное психоэмоциональное состояние, т. е. здоровье. Подвижные игры как основная форма физического развития отвечает требованиям нормативно-правовых документов и возрастным закономерностям детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: подвижные игры, физическое развитие, дошкольники.
Являясь одной из сторон гармонично развитой личности, физическое развитие касается непосредственно состояния здоровья ребенка. В этом возрасте здоровье или нездоровье влияет на другие стороны развития ребенка. Больной ребенок не интересуется различными проектами, не участвует в активных играх других детей, потому что он не может волевым усилием заставить себя заниматься. Взрослые зачастую относят такое поведение как к лености, инертности поведения. Но надо помнить, что здоровому малышу все вокруг интересно, он познаёт мир, и природа специально заложила в него этот «моторчик» познания. Болезненные состояния мешают малышу правильно развиваться. Это подтверждается и словами выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому важно осуществлять физическое развитие детей дошкольного возраста, как основу, фундамент его дальнейшей успешной жизни, полноценного физического и умственного развития. О значении физического развития говорится в трудах выдающихся педагогов: Я. А. Коменского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и других российских и зарубежных педагогов-исследователей.
Физическое развитие детей дошкольного возраста — это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания. Действительно, если не брать во внимание ранней возраст при котором физическое развитие идет огромными темпам и из лежащего сверточка к трем годам вырастает подвижный, активный малыш, в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет ребенок вырастает от 90 см до 130 и бывает выше, от 12–15 кг до 20–25 кг. И это цифры не окончательные, поскольку индивидуальные особенности еще очень различны в данном возрасте и определяются как норма.
Цель физического развития детей дошкольного возраста — развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
Задачи физического развития детей :
— формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие интереса к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях;
— развитие у детей физических качеств — скоростных, силовых, а также выносливости, координации, гибкости;
— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
— формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Эффективность физического развития детей старшего дошкольного возраста, зависит от соблюдения ряда условий:
— адекватность подобранных методов и средств обучения, их соответствие возрастным возможностям ребенка;
— сочетание традиционных и нетрадиционных методов физического развития. Традиционные методы — это физкультурные занятия, утренняя гимнастика и т. д. К нетрадиционным методам относятся спортивные танцы, ритмическая гимнастика и т. д.;
— создание благоприятной психологической атмосферы во время проведения занятий, направленных на физическое развитие детей.
— установление доверительных взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, основанных на взаимном уважении и любви» [2]
Основными средствами физического воспитания являются закаливание, физические упражнения, утренняя гимнастика, развивающие игры, спортивные и подвижные игры, физкультурные занятия, плавание, самостоятельно организованная двигательная деятельность детей на основе полученного опыта.
Подвижные игры, являясь одним из основных средств физического воспитания получают особое преимущество, поскольку отвечают возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Они имеют игровой сюжет, игровую физкультурную задачу, образ ведущего-героя, который хочется получить или наоборот избежать им статью эмоционально окрашены. На основе подвижных игр можно провести полностью образовательную деятельность по физическому развитию детей, праздник или развлечение. Подвижные игры включаются в каждый элемент режимных процессов, исключая лишь дневной сон. Проведение только лишь подвижных игр выполняет все вышеперечисленные задачи физического развития дошкольников и полностью решает её цель. Используя игры разной степени подвижности, педагоги улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Ежедневное проведение этих игр способствует пробуждению интереса к играм, а поддержка детской инициативы в самостоятельной их организации выявляют предпочтения детей. Психическое здоровье также имеет зависимость от подвижных игр, поскольку они способствуют снятию нервного и мышечного напряжения, раскрепощают детей, создают доверительный, дружелюбный эмоциональный фон в группе. Физические качество детей так же развиваются лучшим образом в игре (выносливость, гибкость, скорость). Например, в игре «Ловишки» ведущий не может закончить бег, даже если устал, ведь он ведущий, и только внимательное отношение педагога позволяет ему прекратить бег. Таким образом происходит формирование и физических и волевых качеств личности. Поскольку следование игровым правилам и определяет успешность в подвижных играх, а наилучшие физические качества позволяют часто побеждать и занимать позиции ведущего в игре.
Таким образом, подчеркнём, что физическое развитие детей дошкольного возраста, являясь фундаментов их дальнейшего развития и здоровья в целом остаётся приоритетным направлением организации деятельности детских дошкольных учреждений. А подвижные игры, отвечая требованиям нормативно-правовых документов, регламентирующих работу этих учреждений, а также и возрастным закономерностям развития детей дошкольного возраста остаются основной формой физического развития дошкольников.
Литература:
- Соловцова Н. В. Физическое развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная сеть: [сайт]. — https://nsportal.ru/user/1348621/page/statya-fizicheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.11.2024)
- Фомин А. Н., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: «Физкультура и спорт», 2013. 277 с.