Влияние подвижной игры на занятиях по физической культуре на развитие ребёнка дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 24.07.2022

Статья просмотрена: 735 раз

Библиографическое описание:

Марков, А. Ю. Влияние подвижной игры на занятиях по физической культуре на развитие ребёнка дошкольного возраста / А. Ю. Марков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94139/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье автор говорит о том, как подвижная игра на занятиях по физической культуре влияет на развитие ребёнка дошкольного возраста, чему учит, какие качества помогает приобрести, укрепить, сформировать и развить, на какие сферы оказывает наибольшее влияние

Ключевые слова: подвижная игра, ребёнок дошкольного возраста, развитие ребёнка, физическое развитие, физическая культура

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни.

П. Ф. Лесгафт

Подвижная игра является одним из главных средств физического воспитания ребёнка, поскольку, участвуя в ней (а игра является ведущим типом деятельности дошкольника), он удовлетворяет свою естественную потребность в движении, в совершении действий [1].

В дошкольном возрасте происходит развитие двигательной сферы ребёнка, закладываются основы гармоничного физического развития дошкольника, да и в целом закладываются основы здоровья личности [4].

Участие в подвижных играх благоприятно сказывается на воспитании и развитии дошкольника, происходят такие изменения как:

— физическое, умственное и эстетическое развитие ребёнка;

— нравственное воспитание (воспитание организованности, отзывчивости, доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания);

— способствование становлению дружбы благодаря необходимости подчиняться правилам подвижной игры и взаимодействовать друг с другом по поводу игры и общих действий в ней (формирование способности действовать сообща, объединяться и договариваться, уступать и выручать; а также умения разрешать складывающиеся конфликтные ситуации) [2];

— воспитание честности и дисциплинированности;

— накопление разнообразного двигательного опыта;

— совершенствование движений;

— развитие умения согласовывать собственные действия;

— упражнения в таких движениях, как лазание, бег, прыжки, перебрасывание, увёртывание, бросание и ловля;

— способствование формированию выносливости, координации, выносливости, быстроты и силы [5];

— развитие активности, инициативности, самостоятельности, настойчивости и уверенности;

— развитие умения соблюдать имеющиеся правила;

— развитие и воспитание трудовых навыков (например, дошкольники учатся делать игровые атрибуты);

— укрепление нервной системы;

— положительное влияние на сердечно-сосудистую, а также дыхательную системы;

— активизация дыхания и кровообращения;

— улучшение обмена веществ;

— благоприятствование крепкому, здоровому сну;

— положительное влияние на психическую деятельность ребёнка;

— развитие мышления (образного, наглядно-образного, логического), памяти (слуховой, зрительной, моторно-слуховой), воображения, находчивости, сообразительности, смекалки, восприятия, произвольного внимания;

— формирование самооценки ребёнка;

— пополнение знаний об окружающем мире;

— формирование и развитие морально-волевых качеств, а также организованности;

— овладение пространственной терминологией;

— развитие чувства ритма;

— развитие умения точно и быстро оценивать обстановку и изменять направленность и скорость движений в соответствии с поставленной задачей;

— смена эмоций посредством игры, которая развивает самоуправляемость и контроль над собственными эмоциями, способствует укреплению нервной системы;

— развитие умения анализировать, обобщать, сопоставлять и делать выводы;

— коррекция и терапия внутри игры (посредством участия в ней взрослого с определёнными целями и задачами);

— развитие культуры ребёнка;

— формирование социальных качеств (ощущение, в первую очередь, себя членом общества);

— формирование комплекса «самости» (самоопределение, самовыражение, самоконтроль, самореализация, самореабилитация);

— обогащение словарного запаса и речи ребёнка (в таких играх часто используются стихотворения, потешки, считалочки и песни);

— совершенствование эстетического восприятия мира, познание красоты и образности движений;

— диагностирование взрослым ребёнка посредством наблюдения за его игровыми действиями и реакциями, а также диагностирование ребёнком самого себя (он понимает, какими личностными качествами обладает, возможностями, на что способен, что ему больше нравится, таким образом он самопознаёт себя).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подвижная игра является одним из комплексных средств воспитания, поскольку она нацелена как на всестороннюю физическую подготовленность ребёнка, так и на улучшение, совершенствование функций организма ребёнка, а также на развитие черт характера личности ребёнка. Участвуя в подвижной игре, дошкольник на занятиях по физической культуре учится быть активным, инициативным и самостоятельным [3]. А неподдельная заинтересованность процессом игры и участием в ней активизирует физиологические ресурсы дошкольника, что, несомненно, положительно сказывается на динамике результативности его движений.

Литература:

  1. Демчишин, А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. — К.: Здоровья, 2004. — 168 с.
  2. Жуковская Р. И. «Воспитание ребёнка в игре», Издательство Академии педагогических наук РСФСР. — М.: 1963. — 319 с.
  3. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозайка–Синтез, 2010. — С. 167.
  4. Степаненкова, Э. Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников / Э. Я. Степанкова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 12. — С. 56–58.
  5. Филиппова, С. О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С. О. Филиппова, Г. Н. Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2009. — 289 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подвижная игра, развитие умения, дошкольный возраст, физическая культура, игра, нервная система, положительное влияние.


Похожие статьи

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности

Формирование интереса к развитию и обучению является первостепенной задачей для детей младшего школьного возраста. На текущий момент времени развивается множество методов и инструментов, направленных для решения данных задач, однако наибольшую актуал...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Влияние подвижных и спортивных игр на развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом

В статье рассмотрено влияние подвижных и спортивных игр на формирование коммуникативной сферы младших школьников с детским церебральным параличом.

Похожие статьи

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности

Формирование интереса к развитию и обучению является первостепенной задачей для детей младшего школьного возраста. На текущий момент времени развивается множество методов и инструментов, направленных для решения данных задач, однако наибольшую актуал...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Влияние подвижных и спортивных игр на развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом

В статье рассмотрено влияние подвижных и спортивных игр на формирование коммуникативной сферы младших школьников с детским церебральным параличом.

Задать вопрос