Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Подвижная игра — основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка

Педагогика
27.04.2019
1542
Поделиться
Библиографическое описание
Газизова, Ф. С. Подвижная игра — основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка / Ф. С. Газизова, Л. В. Сафиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 211-212. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58425/.


В статье дается теоретическое обоснование исследования проблемы использования подвижной игры для воспитания физической культуры ребенка. Раскрыты особенности воспитания физической культуры ребенка посредством подвижной игры.

Ключевые слова: подвижная игра, дошкольники, физическое воспитание, исследование, формирование.

The article provides a theoretical justification for the study of the problem of using a mobile game for the education of a child’s physical culture. Revealed features of the education of physical culture of the child through the outdoor game.

Keywords: outdoor game, preschoolers, physical education, research, formation.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка [3].

Проблем в развития взаимодействия дошкольников в игровой деятельности нашла определенное отражение в исследованиях.

Одной из важнейших проблем теории и практики физической культуры является формирование основных движений у детей дошкольного возраста. Ее изучение неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности.

Методологическая основа научного изучения основных движений заложена в фундаментальных физиологических исследованиях, проведенных И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, А. А. Ухтомским, В. М. Бехтеревым, Л. А. Орбели, а также их учениками и последователями.

Е. А. Аркин отмечал, что под воздействием упражнений в основных движениях совершенствуется не только строение тела, функциональные возможности организма, но и изменяется характер ребенка.

Свободные, раскрепощенные движения порождают свободу личности, воспитывают смелость и решительность, раскованность и активность поведения, доброжелательные отношения со сверстниками.

Правильно организованные основные движения укрепляют как тело, так и душу ребенка, научают владеть собственным поведением, эмоциями, чувствами, что, по мнению Е. А. Аркина, является одним из высших проявлений воли.

Свободу действий, дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство все стороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических способностей, так и освоению нравственных норм. Правил поведения, этических ценностей общества [1].

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируется социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Основные движения требуют понимания ребенком сущности выполняемых двигательных действий, умения выполнять их правильно и осознанно.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно [2].

Но исследования влияния подвижных игр на физическое развитие детей на современном этапе продолжаются. В связи с этим была определена цель исследования.

Цель исследования: выявить влияние подвижных игр на воспитание физической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе первого диагностического этапа была использована методика М. А. Руновой для определения уровней развития быстроты, силы, ловкости и координационные способности.

Таким образом, проведенная в констатирующем эксперименте диагностическая работа показала, что с детьми дошкольного возраста и их родителями необходимо вести планомерную работу по формированию положительного отношения к физической культуре и по развитию основных движений.

По результатам констатирующего этапа исследования нами было разработано тематическое планирование проведения занятий и подвижных игр на формирующем этапе эксперимента.

Было всего проведено 4 занятия в помещении и 14 подвижных игр в помещении и на воздухе во время проведения прогулок.

Таким образом, на занятиях у детей улучшились такие двигательные навыки как ловкость, гибкость, точность и чувство ритма, приемы прыжка и координация движений, интерес к спорту, организованность.

После проведения формирующего этапа исследования по совершенствованию двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подтверждения эффективности проведенного опытно-экспериментального исследования был проведен контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент был представлен сравнительно-сопоставительным анализом начальных и итоговых показателей физического развития.

Таким образом, уровень развития ловкости и координации у детей экспериментальной группы после проведения формирующего воздействия в среднем повысился на 40 %, тогда как у детей контрольной группы, не принимавших участие в формирующем эксперименте, повысился незначительно.

Дети экспериментальной группы достигли оптимального уровня развития двигательных навыков. Всегда проявляется эмоционально-нравственная отзывчивость, направленность на дело (эмоционально-ценностный критерий). Их умения и навыки носят творческий характер, соответствуют нормам, развиваются и рефлексируются.

Литература:

  1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М.: Словис, 2016. 489 с.
  2. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. М.: Просвещение, 2014. 312с.
  3. Детские народные подвижные игры / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. М.: Просвещение, 2015. 224с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
подвижная игра
дошкольники
физическое воспитание
исследование
формирование
Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 211-212):
Часть 4 (стр. 203-273)
Расположение в файле:
стр. 203стр. 211-212стр. 273

Молодой учёный