Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Волшебные пальчики (сенсорное развитие детей раннего возраста)

Развитие дошкольника
21.08.2019
936
Поделиться
Библиографическое описание
Мишагина, И. А. Волшебные пальчики (сенсорное развитие детей раннего возраста) / И. А. Мишагина, Е. А. Воробьева, Н. Н. Марушкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4389/.


Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Познавательная активность ребенка 2–3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. [3,с.12]

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. [2,с.13]И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. [7] Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. [4,с.14] Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

С октября 2018 года наша группа работает по апробации и внедрению программно-методического комплекса дошкольного образования «Мозаичный ПАРК». Одной из задач программы является окружение ребенка нужными предметами в нужное время, помочь ему по-новому построить отношения. Осуществлять игры с предметами (пирамидками, матрешками, строительным конструктором, мозаикой). Заинтересовать изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией). Предоставлять возможность потрогать, потрясти, покусать, попробовать.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития: у 79 % детей не сформирован, в стадии формирования у 21 % ребенка.

В результате проведенного исследования возникла необходимость в перестроении пополнении предметно-развивающей среды, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

Первый этап нашей работы был организационный. Изучали имеющуюся литературу, составили план работы с детьми и родителями в данном направлении. В дополнении было проведено анкетирование родителей, которое показало, что родители с детьми дома практически не занимаются сенсорным воспитанием, чаще это сюжетно-ролевые игры. Изучив все аспекты возникшей проблемы, мы пришли к цели и задачам нашей дальнейшей работы.

Цель: Создание условий для организации работы, направленной на повышение сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи:

− Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;

− разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

− приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду [6,с. 32]

Второй этан работы- практический. Для начала мы провели родительское собрание «Сенсорика и дети», провели индивидуальные беседы и консультации для родителей: «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2–3 лет»

Были приобретены дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Что катится», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками», «Собери бусы», «Открой коробочку», «Укрась ёлочку»

Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой группы раннего возраста»

Изготовили развивающие пособия: «Найди пару», «Игры с пробками», «Собери бусы», «Открой коробочку», «Укрась ёлочку шарами», «Сложи пирамидку», «Собери карандаши в стаканы», «На что похожа фигура?», «Разноцветные шумелки», «Кто что услышит?», «Угадай на вкус», «Чем пахнет?», «Сюрприз», «Пересыпалочки», «Озорные ладошки», «Тонет, не тонет», «Тактильная коробка», «Теплый — холодный», «Маленький секрет», «Застёжки», «Закрути ленточку», «Поиграем с прищепками», «Мягкий конструктор», «Разложи чашки по цветным тарелочкам», «Сенсорный конструктор», «Сенсорное панно с пуговицами», «Шнуровка».

Привлекли родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей: бизиборд «Чудо-домик», «Угадай, что спряталось», «Сенсорные дорожки», «Чудо-кубики».

C:\Users\Пользователь\Desktop\ФПИ 2019\Новая папка\Lu5QuqIcEJ4.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\ФПИ 2019\Новая папка\lKIFcCbVtvE.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\ФПИ 2019\Новая папка\myRz_wDt9ZM.jpg

Рис. 1. Игры и пособия по сенсорному развитию детей

Провели мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»

Проведя повторный мониторинг, мы увидели, что показатели «в стадии формирования» и «сформирован» возросли.

Таким образом, приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и педагогами способствовало обогащению предметно — развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития [8, с.44].

В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка.

Проведя анкетирование родителей, мы увидели, что уровень педагогической культуры в данном вопросе родителей повысился. С ними были установлены доверительные и партнёрские отношений.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. [3, с.56]Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.

Данный проект сочетает в себе как традиционные подходы, так и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье. Представленные игры и пособия могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Литература:

  1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
  2. Громова О. Н. Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
  3. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2–3 лет» ТЦ М. 2011.
  4. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
  5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша — Москва. Мозаика — Синтез, 2003.
  6. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста — Москва, Мозаика — Синтез, 2011.
  7. Интернет источник https://multiurok.ru/files/master-klass-dlia-roditelei-sensornye-igry-dlia-ra.html
  8. Интернет источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/19/master-klass-dlya-roditeley-sensornye-igry-dlya-razvitiya-detey
  9. Интернет источник https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/9624-proekt-sensornoe-razvitie-detej.html
  10. Интернет источник http://dsraduga.mosk.obr55.ru/проект-сенсорное-развитие-детей-ранн-2/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный