В статье раскрывается тема «Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ОВЗ средствами игровой деятельности», а также методы, которые помогают овладеть коммуникативными навыками детей с ограниченными возможностями здоровья.
Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение даёт знания, радость от контактов.Каждый ребенок — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Игра — это одно из ведущих средстввсестороннего воспитания и развития личности ребенка. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, эстетические нормы и правила поведения.
В игре воспитанники получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. При использовании игры воспитанники работают в группе, а это один из способов социально-коммуникативного развития ребенка. Ребенок учится работать со сверстниками, быть терпеливым, слушать других, учится общению. В совместных играх у детей воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения.
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
В моём классе воспитанники с разными нарушениями развития: речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Воспитанники имеют множество ограничений в различных сферах деятельности, в том числе коммуникативной. Дети лишены широких контактов, возможности получать социальный опыт от других. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе воспитателя, хотя многие понимают обращенную к ним речь.
Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью. Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Поэтому развитие коммуникативных навыков является актуальным для данной категории детей. Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния ребенка, является игра.
В игре отображается то, что дети видят в реальной жизни. Важно, чтобы воспитанники усвоили логику и последовательность игровых действий, научились объединять в общий сюжет отдельные действия.
Проведению игр предшествуют наблюдения за действиями взрослых, используемые ими предметы, рассматривание картинок, обыгрывание игрушек. Воспитанники переносят наблюдаемые действия в игры с помощью воспитателя, который демонстрирует последовательность действий в игре.
Я учу детей производить игровые действия, предварительно расчленив их на отдельные этапы. Каждый этап объясняю, помогаю ребенку выполнить сначала каждый этап отдельно, а затем и все игровое действие. Обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей и на занятиях. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм. Совместно со своими воспитанниками мы обыгрываем игрушки, подбираем игрушки для игр.
Существует огромное количество дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. В своей работе я использую дидактические игры на развитие коммуникативных навыков. Такие игры носят характер дидактических, потому что с их помощью дети овладевают последовательностью действий, а затем учатся переносить их в собственную деятельность в реальной жизни. В этом отношении роль дидактических игр велика, в них интенсивно развиваются восприятие, образная память, воображение. По мере овладения структурой и последовательностью игровых действий у детей с ОВЗ формируется ролевое поведение. Например: игра «Вежливые слова», «Возьми игрушку», «Пожалуйста», «Парные картинки», «Лото».
Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В них заложены большие возможности для развития навыков общения. В играх воспитанники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Сюжетно-ролевые игры — это согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом. Сюжетно-ролевые игры направлены на воспроизведение отношений между людьми, способствуя развитию коммуникативных умений, развивает воображение, творчество, выразительность в движении. Сюжетно-ролевые игры помогают понять логику простых жизненных ситуаций.
Сюжетно — ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Начальные навыки ролевого поведения дети получали в игре с куклами. В первом классе мыучились играть с куклой — игрушкой. Для игры подбираю несложные сюжеты, показываю детям пример, как накормить куклу, покачать её, уложить спать, спеть колыбельную песню, затем передаю куклу ребенку для самостоятельной игры, при затруднении провожу совместную игру.
Воспитанники совершенствуют свои коммуникативные навыки в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Больница», «Магазин» «Парикмахерская» «Маленькие помощники» в которых усваивают правила поведения.Впроцессе ролевых игр дети воссоздают цепочки игровых действий, связанных с определенной ролью.
В своей работе использую театрализованные игры,которые имеют огромное значение в жизни ребёнка. Театрализованные игры в полном объёме развивают речь ребёнка, развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.
Знакомимся с несложными сюжетами сказок, разыгрывания небольших сценок с использованием игрушек, настольного театра, например «Колобок», «Репка».
Чтобы инсценировать сказку, провожу предварительную работу. Совместно с детьми, мы обсуждаем героев, их поведение, учимся распределять роли, отрабатываем мимику, жесты. Общаясь друг с другом, дети более полно и активно используют различные ролевые средства, проявляют коммуникативную активность.
Игры — имитации «Зайка серенький», «Медведь», «Лиса», «Волк», «Идем в гости к зайке» позволяют детям переживать разнообразные эмоции, учатся передавать свое эмоциональное состояние изображаемого образа.
Игры-хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Мы с детьми играем в хороводные игры. Например: хороводная игра: «Кто у нас хороший» «Ходит Ваня», «Каравай», эти игры сближают детей, они начинают выражать доброжелательное отношение друг к другу, создают общие эмоциональное поле, в котором происходит обмен положительными эмоциями. Дети быстрее чувствуют себя свободными в среде сверстников.
Для развития коммуникативных навыков я организовываю различные игровые и практические ситуации, смысл, которых понятен ребенку, близок его личному опыту и требует активных действий. В каждой ситуации я стараюсь заинтересовать детей и эмоционально представить возникшую проблему, требующую решения.
В своей работе использую игры — ситуации, целью которых развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ситуации: например:
Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы — попроси его.
Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка — пожалей его.
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков.
Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения. Воспитывает культуру общения, помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать — радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Литература:
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 2001.
- Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности. — М.: 2004.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В., «Учим детей общению». Ярославль,1996, «Академия развития».
- Коноваленко С. В., «Коммуникативные способности и социализация детей 5–9 лет». Москва, «Издательство Гном и Д».
- Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., «Азбука общения», Санкт- Петербург, «Детство — Пресс»,1998.