Предмет «Технология» позволяет обучающимся раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности, т. е. предоставляет огромные возможности для воспитания разносторонней личности. На уроках технологии я успешно реализую эти возможности, опираясь на собственное педагогическое творчество. Для развития творческого потенциала обучающихся средствами предмета необходима материально-техническая база, наглядные средства, творчество и мастерство педагога.
Наше время ставит перед учителями задачу воспитания творческой, активной, образованной и культурной личности. Именно сейчас становится актуальной проблема развития творческих способностей ребенка. И в этом главная роль принадлежит школе, особенно предмету «Технология». Развивая творческие способности обучающихся на уроках технологии, мы, учителя, воспитываем творческое отношение к труду, который является источником познавательной деятельности. Творческое отношение к труду позволяет прибрести такие качества как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, применение и выполнение оптимальных методов работы. Таким образом развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии является важной задачей в процессе обучения и воспитания.
Из опыта работы могу сказать, что в практической деятельности учителя в школе наблюдаются противоречия между стремлением личности к творчеству и содержанием образовательной программы. Поэтому приходится составлять планирование своей деятельности таким образом, чтобы в наибольшей степени развивать творчество обучающихся. Главной педагогической целью считаю развитие творческих способностей школьников. Для реализации этой цели на своих уроках считаю целесообразным прививать знания технологической культуры и проектно-технологического мышления, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, всё это позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления [1]. Исходя из этого считаю, творчеству учить необходимо, а творческое начало не дается человеку с рождения от природы.
Для развития творческой личности обучающегося использую следующие этапы деятельности:
‒ развитие творческой активности обучающегося;
‒ вовлечение обучающихся во внеурочную творческую деятельность;
‒ развитие критического мышления;
Эти этапы деятельности развиваю, опираясь на принципы мотивации к творческой деятельности; освоения универсальных способов деятельности; согласования процесса обучения и индивидуальных особенностей обучающихся; выбора форм обучения.
В конце прошлого века советский ученый Альтшуллер Г. С. исследовал проблему развития творческой личности, в результате которой было установлено какими качествами она должна обладать, а именно:
‒ постановка творческой цели и подчинение своей деятельности её достижению;
‒ планирование и самоконтроль своей деятельности;
‒ уметь находить и решать проблему. [2]
Все эти качества необходимы для реализации творческой личности обучающегося.
Наилучшим образом создаются условия для развития творчества в технологиях проектирования. Работая над проектными работами обучающиеся составляют представление об изделии с момента его зарождения до реализации в действительности. При этом дети приобретают опыт решения нестандартных задач.
Работая над проектом обучающиеся реализуют свои способности и инициативу, умело находят применение своим универсальным учебным действиям. Таким образом технологии проектирования создают условия для развития творческих задатков личности обучающегося. Так, например, при выборе темы проекта, акцент делаю на самостоятельности её придумывания.
В своих рекомендациях по работе над проектом, предлагаю подходить к решению разделов творчески, разрабатывать только свои модели, изделия. Большое внимание уделяю оформлению дизайн-папки проекта, поощряя творческую фантазию.
Большое значение имеет системно-деятельностный подход при постановке задач, личных целей и интересов. Это своего рода философия образования, на которой строятся системы развивающего обучения со своими технологиями, приёмами и теоретическими особенностями. [1] Так, например, в пятом классе при оформлении дизайн-папки «Планирование кухни-столовой», предлагаю обучающимся разные варианты оформления проекта: низкий уровень обучения — план размещения мебели и оборудования, рисунок интерьера; средний и высокий уровень обучения — план размещения мебели и оборудования кухни и макет интерьера с изготовлением его элементов в технике бумагопластики.
Конечно же, в основе творческих способностей лежат умственные. И не обязательно, чтобы высокий уровень развития интеллекта предполагал развитые творческие способности. Поэтому, если обучающиеся с низким уровнем обучения проявляют творчество и инициативу, это только поддерживается.
Важное внимание уделяю самостоятельной работе обучающихся, в процессе которой они имеют возможность проявлять творческую инициативу. При возникновении вопроса в процессе выполнения работы, обучающиеся не получают готового ответа, а дорабатывают его самостоятельно: «А как я думаю?». Таким образом, у обучающихся совершенствуются и формируются универсальные учебные действия, необходимые при ведении домашнего хозяйства, в быту и на производстве. К каждому разделу составляю учебно-методический комплект, который состоит из инструкционных карт, образцов изделий, заданий для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядных пособий. Например, в шестом классе при изучении раздела «Материаловедение», обучающимся дается задание составить коллекцию тканей, выполнив творческую работу. Школьники делают макет избы с элементами убранства из хлопчатобумажного и льняного текстиля (занавески, скатерти, подушки, покрывала, напольные коврики). Такая творческая работа вызывает интерес у обучающихся. В седьмом и восьмом классах при изучении этого же раздела коллекция тканей представляется в виде творческой композиции — плоскостного панно.
При изучении нового материала использую исторические и энциклопедические сведения. На уроках использую проблемный метод обучения, который учит школьников мыслить самостоятельно, творчески.
Пример. При изучении темы «Конструирование» в пятом классе я предлагаю творческую работу «Я разрабатываю конструкцию…».
Фрагмент урока (объяснение творческого задания).
- Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы конструкторы, создатели своего сооружения.
- Перед вами стоит задача: разработать конструкцию своего сооружения — моста, которая будет только у вас. Попытайтесь создать свою неповторимую конструкцию моста, используя ранее полученные знания.
- Опишите процесс создания своего сооружения по плану:
‒ эскиз;
‒ техническое конструирование;
‒ описание.
- Разработать цветовое решение сооружения, придумать название.
- Надеюсь увидеть творческий подход к работе.
В процессе обучения на уроке создаю проблемные ситуации.
Пример. При изучении темы «Раскрой изделия на ткани» требуются не только знания, но и творческий подход к решению задачи. Обучающиеся самостоятельно раскладывают бумажные выкройки на ткани с учетом всех требований. Этот процесс позволяет школьникам самим находить пути решения проблемы.
При изучении раздела «Кулинария» также применяются элементы творчества: это и придумывание своей формы нарезки овощей, и рецепты приготовления и оформления простейших блюд. Изучая раздел «Декоративная обработка материалов», обучающиеся знакомятся с творчеством народных умельцев и ремесленников и с удовольствием изготавливают свои работы, применяя творчество и фантазию. Традиционно в 5–7 классах обучающиеся изготовляют сувениры к новому году по инструкционным картам, где отсутствует описание технологических операций. Школьникам предлагается самим самостоятельно продумать последовательность изготовления подарочных изделий. Работа увлекает детей, они получают огромное удовлетворение от своей работы, потому что каждое созданное изделие индивидуально и неповторимо, ведь при его изготовлении дети вкладывали частицу себя. Такой вид деятельности способствует развитию творческих способностей, познавательного интереса, самостоятельности, уверенности в себе. Все работы обучающихся выставляются на школьную выставку, а затем раздаются воспитанникам детского сада. Лучшие работы обучающихся отмечаются школьными грамотами.
На уроках, при изучении темы «Конструирование» учу строить и читать чертежи. После построения чертежа изучаем моделирование, где обучающимся предлагается моделировать каждую деталь изделия. Ученики разрабатывают свои модели под названием «Моё творчество». При этом поощряю творческую инициативу, и поддерживаю даже слабые попытки творческого подхода к работе.
Основной формой обучения является традиционный урок с практической работой, но применяю и нетрадиционные виды: урок-игра, урок-диалог. Степень обученности определяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, изделиям, при опросе на уроках. Побуждаю самих обучающихся к самостоятельной проверке результатов с целью развития творческого мышления. Для этого использую самые разнообразные методы: например, составить рассказ «Ткань — как конструкционный материал», рассказ по картинкам «Применение ткани», составить инструкцию по приготовлению салата, бутерброда, каши и т. п. Такие задания создают возможность вовлечь обучающихся в творческую деятельность, что является важным условием формирования творческого мышления.
Развитие творчества обучающихся есть результат использования элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проблемные и игровые ситуации, проекты. Такой опыт работы дает возможность создать качественные показатели результативности: положительный эмоциональный настрой и отношение к предмету, высокий познавательный интерес.
Использую метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности. Однако при его использовании возникает противоречие между необходимостью повышения образовательного уровня обучающихся их личными интересами и потребностями. Поэтому разрешаю школьникам выбирать интересующие их задания, моделирующие жизненные ситуации с учётом согласования целей проектной деятельности и структурой образовательной программы.
В процессе работы над проектом перед обучающимися ставится проблема, реализуя которую они приобретают новые знания, универсальные учебные действия. Выбор проблемы и степень её сложности согласовывается с возрастными особенностями, уровнем технологической грамотности, с индивидуальными интересами и потребностями обучающихся. В организации работы над проектом очень важен первый этап — выбор объекта проектирования. И это требует особого педагогического руководства: тема проекта должна быть интересной и полезной, позволяющей обеспечить творческую деятельность работы над проектом. И здесь главное место отводится повышению мотивации учения. Условиями, обеспечивающими творческую деятельность в классе, являются:
‒ создание рабочих групп для сотрудничества;
‒ благоприятный психологический климат, поддержка новых идей, поощрение творчества и инициативы;
‒ стимулирование изобретательности обучающихся.
Для этого использую приёмы одобрения, поощрения, рекомендации для участия в вставках и конкурсах, использование лучших изделий в качестве образцов для показа на уроках технологии.
Чтобы метод проектов развивал и обучал школьников, я разработала схему работы над проектом, которая помогает обучающимся в планировании проектной деятельности, рекомендации претворения идеи в проект и методику осуществления проекта. Оценка творческой деятельности работы над проектом осуществляется по следующим критериям: качество оформления и выполнения проекта; защита проекта.
Проектная деятельность является интересной и увлекательной, но вместе с тем и сложной для обучающихся. Метод проектов способствует развитию наблюдательности, учит задавать вопросы и находить ответы на них, проводить исследования и эксперименты.
У каждого ребенка есть свои способности. Дети от природы любознательны и у них есть желание учиться. Процесс творчества подводит к придумыванию новых идей или способов решения нестандартных задач: от размышлений о том, что будет изображено на картинке, и как собрать в единое целое композицию, продумывая мельчайшие сюжетные ходы. Все это способствует развитию гибкости мышления, умения найти выход из тупиковой ситуации. Благодаря этим качествам человек может достичь успеха, найти себя и своё место в жизни. А для всего этого необходимо правильное и своевременное руководство учителя. Только творческий педагог, мастер своего дела, может повести детей за собой, увлечь, заинтересовать.
Литература:
- ФГОС ООО // Министерство образования и науки Российской Федерации — 5-е изд. — М.: «Просвещение», 2016–60 с.
- Альтшуллер Г. С. Теория развития творческой личности // Metodolog.ru
- www.metodolog.ru.