Развиваем творческие способности на уроке технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Авдеева, Д. А. Развиваем творческие способности на уроке технологии / Д. А. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88363/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.

Ключевые слова: урок технологии, творческие способности, личность, мотивация, самореализация, практическая работа, проект, компьютерное моделирование.

Качество работы школы сегодня определяется следующими критериями: обеспечивает ли школьное обучение развитие творческих способностей каждого ученика, формируется ли творческая личность школьника, успешно ли проходит подготовка его к познавательной, творческой и общественно-трудовой деятельности.

Программа трудового обучения ориентирует педагогов на решение задач по развитию творческих возможностей школьников, воспитания у них ответственного отношения к труду.

Я ставлю целью своей работы развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии. От того, проявляет ли способности мой ученик к творчеству, будет зависеть успешность его в приобретении знаний, закреплении умений и выработке навыков. Итогом этой работы я вижу ребенка, который вырастает и станет интересной и неординарной личностью. А в будущем он станет инициативным и компетентным специалистом.

Давно доказано, что человек, умеющий творчески мыслить, легко находит свое место на производстве, в науке, любая работа ему «по плечу», он приносит больше пользы обществу. Уроки технологии, главная цель которых созидание, подготавливают учеников к самостоятельной трудовой деятельности, помогают ему адаптироваться при вступлении во взрослую жизнь, когда они завершают обучение в школе.

Работу с детьми я направляю на решение следующих задач: приобщать учеников к творческой работе, поощрять интерес к творчеству, поиску, созиданию, стремлению самореализоваться. Детей без таланта нет. Важно только вовремя раскрыть его способности, помочь ему поверить в себя и дать необходимые знания.

Работая учителем технологии девятнадцать лет, я сталкиваюсь с такими проблемами:

— у ребенка не сформирована внутренняя мотивация к деятельности или он работает строго по шаблону, задания выполняет ради оценки, отсутствует стремление к самосовершенствованию, самопознанию;

— ученик владеет теорией, а на практике не может ее применить (как знания о свойствах текстильных волокон использовать в повседневной жизни);

— современные дети легко осваивают современные девайсы и гаджеты, и тут же испытывают дискомфорт при выполнении практической работы (отказываются работать со швейной машинкой или с электрической плитой, мотивируя тем, что «не умеют этого делать»).

Когда возникают такие проблемы, стараюсь найти решения, которые обеспечивают успех ученика. Лично для себя, как педагога, я определила правила работы:

Первое: на пустом месте творчество не рождается. Я преподаю технологию ученикам с 5-го по 9-й класс. Приглашаю своих учащихся посещать кружок «Декоративно-прикладное творчество», организовываю экскурсии на предприятия своего района, привлекаю учеников к участию в выставках, к работе на пришкольном участке. Для меня важно сформировать у ребенка желание трудиться с интересом, без давления со стороны взрослых. Очень бережно отношусь к желанию детей работать самостоятельно, поощряю инициативу, укрепляю у них веру в себя.

Второе: в кабинете создаю условия уютной и безопасной — «домашней» атмосферы. В классной комнате тщательно продумано оформление: подготовлены рабочие места учеников — имеются современные швейные машины, манекен, гладильная доска, утюг, создан уголок — «примерочная», имеются стенды с таблицами, в наличии технологические карты, наглядные пособия, раздаточный материал по всем темам предмета, собран материал для творчества, который может нам пригодиться в процессе изготовления изделия, хранятся работы учащихся и учителя. Оснащение учебного процесса необходимым оборудованием и материалом создает условия для плодотворного детского труда, в класс ученики приходят с удовольствием. Технология для моих учащихся — любимый предмет, его они не пропускают.

Третье, и самое, наверное, важное, — это умение педагога создать на уроке психологически комфортную атмосферу, уважать каждого ученика, давая задания, быть уверенным, что его выполнение будет по силам ребенку. Всем известен эффект «синдрома справедливости»: классный коллектив чуток к тому, есть ли у педагога «любимчик» или он оценивает знания, всегда открыт для творческих и необычных идей, не критикует тех, с чьим мнением он не согласен. И не забывать того, что педагог для ученика — пример для подражания. Держать себя в «профессиональном тонусе» — учить не только других, но и самому учиться.

Что подразумевается под термином «творчество» — это не только умение творчески мыслить, надо уметь преодолеть сопротивление, не бояться трудностей, быть твердым, отстаивая свое собственное мнение, а если ошибся — признаваться в этом и достигать цели, если прав.

Сегодня самый продуктивный метод — метод проектов, способствующий повышению мотивации творческой деятельности. Работу с проектами мы начинаем в начальной школе, а в основной школе развиваем и закрепляем навыки проектирования. Разрабатываем проекты, учитывая возраст учащихся и их индивидуальные особенности. При выборе темы проектов мы ориентируем ученика на создание продукта, который будет актуален, значим и принесет практическую пользу [1]. В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема — проектирование — поиск информации — продукт — презентация.

Примером такой работы в разделе «Конструирование и моделирование» [2] выполнение проекта «Ночная рубашка»: создать модель для себя, мамы и бабушки. Используем различные варианты: свободная или типа «домашнее платье», выбираем однотонную ткань или с рисунком (украшаем кружевом, вышивкой, аппликацией) или строгий покрой.

Работая над проектом, ученица приобретает не только знания, опыт, но и развивает творческие способности, организовывая самостоятельно собственную познавательной деятельности.

Большая часть практической работы — непосредственно пошив изделия, на это уходит больше всего времени, выполняется как домашняя работа. Девочка, конечно же, будет советоваться с родителями, и семья, чаще всего, принимает активное участие в этом процессе, что способствует тесному общению ребенка и родителей.

Результатом работы над проектом будет вещь, сшитая своими собственными руками, и подарок для самых близких людей.

Уроки моего предмета — это уроки, которые всегда пригодятся в повседневной жизни. Девочкам он дает знания и умения, которые будут необходимы им в обычной жизни, учебные разделы и темы почти идеально подойдут для творческого проектирования. Этому примером служит работа в 6 классе над проектом: «Создание интерьера жилого помещения» [2]. Каждому ребенку интересно создать интерьер своей комнаты. При разработке данного проекта мы используем компьютерную программу Дизайн Интерьера 3D [4]. А здесь уже пригодятся ИКТ знания, которые близки современному школьнику.

Используя индивидуальные, не забываю и о групповых проектах. В коллективе, который работает над творческим заданием, складываются особые отношения. Если в группе взаимопонимание, появляется доверие и уважение, завязывается дружба, возникает симпатия, эмоциональная притягательность, а это — форма продуктивного общения — сотворчество [1].

Внимание педагога и систематическая работа, направленная на развитие творческих способностей ученика, используя уроки технологии, способствует раскрытию способностей ребенка, делает его душу богаче и духовно выразительнее, и в итоге этой работы будет способствовать рождению настоящей личности.

В моей педагогической практике я ориентируюсь на слова великого русского писателя Л. Н. Толстого «…Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» [3].

Литература:

  1. Байбородова Л. В. Серебренников Л. Н. Обучение технологии в средней школе. 5–11 классы: Метод. Пособие/ Байбородова Л. В. и др.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004.
  2. Симоненко, В.Д., Синица, Н. В. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Учебник. — 3-е изд., стереотип. — М.: Просвещение/ Вентана-Граф, 2019. — 197с.
  3. Толстой Л. Н.[Текст]: сборник статей: пособие для учителя / под общ. ред. Д. Д. Благого. — М.: Учпедгиз, 1955. — 470, [2] с.
  4. ТОП-15 лучших программ для дизайна интерьера. Дизайн Интерьера 3D — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. Rambler's Top100 Rambler's Top100 URL: https://amssoft.ru/repair/top-15-luchshih-programm-dlya-dizajna-interera.php (дата обращения 25.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): урок технологии, ученик, практическая работа, проект, работа, ребенок, знание, итог этой, повседневная жизнь, учитель технологии.


Похожие статьи

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе

В статье предлагаются методические рекомендации по организации уроков технологии по выполнению творческих проектов, организации исследовательской деятельности и эстетического воспитания учащихся.

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Похожие статьи

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе

В статье предлагаются методические рекомендации по организации уроков технологии по выполнению творческих проектов, организации исследовательской деятельности и эстетического воспитания учащихся.

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Задать вопрос