В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.
Ключевые слова: урок технологии, начальная школа, приём обучения, интерактивный метод обучения, наглядный метод обучения, метод проектов.
Курс «Технология» знакомит младших школьников с разными познаниями с социально-гуманитарных наук: обществознания, истории, осваивание просветительной программы, согласно дисциплине, учитывает формирование метапредметных, личностных, предметных результатов.
Наукой подтверждено то, что формирование информативных умений младших школьников вероятно только в обстоятельствах введения его в интенсивную поисковую деятельность. В современной школе следует применять такие методы, а также приёмы преподавания, при которых учащийся не просто пассивно приобретает готовые знания, а обучается самостоятельно их получать, а также использовать.
Отличают основные виды информации, с которыми работает учащийся на уроке технологии в начальной школе:
– графическая — это данные, продемонстрированные в варианте фото, схем, набросков, изображений, чертежей, знаков. Один из результативных видов информации, предоставляющий учащемуся возможность моментально разбираться, а также фиксировать приобретенные знания на уроке;
– звуковая — ребенок на уроке технологии принимает на слух информацию, исследует ее, а также усваивает. Это аудио, а также видео файлы, вместе с поддержкой которых учащийся развивает умение грамотно запоминать, а также слушать информацию;
– текстовая — единственный с наиболее известных видов информации на уроках в начальной школе, при помощи данного вида ребенок учится работать с текстом [6].
Рассмотрим методы и приемы обучения, способствующие развитию информационных умений младших школьников на уроках технологии.
По мнению В. А. Крупецкого, «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития» [1, c. 240].
Как считал Матюшкин А. М., «интерактивные методы обучения — система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний» [2, c.174].
Активные, а также интерактивные методы обучения, используемые на уроках технологии: метод проектов, проблемное обучение, исследовательские методы, обучение с использованием ИКТ, словесный, наглядный, а также практический метод, творческий метод.
То, что относится к самостоятельной деятельности с учебником, а также иным дидактическим материалам, педагог обязан выделять особое внимание этому, для того чтобы приучить школьников правильно использовать их в своем труде. Речь идет касательно внимательного рассмотрения содержащейся в них информации, ее верном отборе, а также практическом применении. Нередко младшие школьники абсолютно никак не могут осуществлять такую работу, так как привыкают на уроках технологии только лишь руководствоваться непосредственным правилам, а также предписаниям.
Рассмотрев классификацию методов обучения согласно источникам получения знаний, я можем отметить то, что все без исключения методы в ней тесно взаимосвязаны, а порой и трудно разделимы.
Проанализируем особенности применения методов, а также приемов обучения на уроках технологии, какие могут помочь совершенствовать информационные умения младших школьников.
Полат Е. С. писал, что «метод проектов является основным, применяемым на уроках технологии. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие информационных умений обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика — ответственным и целеустремленным» [5, c. 47].
Виды проектов в начальной школе, согласно ФГОС, должны отбираться с учетом детских способностей. Чем младше учащиеся, тем легче будут поставленные задачи. Если в средних и старших классах чаще применяются долгосрочные проекты, в таком случае в младшей школе преимущество отдается коротким исследованиям. Иначе дети устают, пропадает мотивация, а также деятельность остается незавершенной.
По мнению Павловой В. В., «наглядный метод обучения в начальной школе. На уроках технологии наглядные методы незаменимы. Они выполняют следующие важные функции:
– обогащение и расширение чувственного опыта детей при знакомстве с различными материалами, их свойствами;
– развитие наблюдательности, создание условий для перехода к абстрактному мышлению» [3, c. 43].
К наглядным методам обучения относятся: демонстрация, иллюстрация, применение на уроках ИКТ.
Иллюстрация. Пахомова Н. Ю. пишет: «применение различного рода иллюстраций неотъемлемая часть уроков технологии, которая помогает ребенку развивать информационные умения увидев ту или иную картинку. Это могут быть: образцы изделий; рисунки, фотографии изделий, производственных процессов, о которых рассказывается детям, картины природы, изображения животных и растений, так как они часто являются прототипами изделий; схемы — чертежи, на которых условными графическими обозначениями показаны составные части изделия» [4, c. 45].
На сегодняшний день появилась потребность в организации процесса обучения на основе современных ИКТ, где в качестве источников информации все без исключения обширнее применяются электронные ресурсы, в первую очередность глобальные телекоммуникационные сети Интернет.
Электронные учебники. Рекомендовано применять ИКТ на уроках технологии с целью контроля домашнего задания, разъяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения а также систематизации изученных тем.
К любой из исследуемых тем необходимо подбирать разнообразные виды работ, а также действий: тесты, контрольные вопросы, а также задания, распечатанные в Word; онлайн-тесты, презентации. Кроме того, рекомендовано применять разнообразные виды анимации, моделирование, тренажеры, так как данные приемы делают обучение наиболее наглядным, ясным, а также запоминающим.
Использование компьютера на уроках технологии становится новым методом организации активной, а также осмысленной деятельности учеников. Вместе с применением в школе компьютерных технологий с целью обучения раскрылись новые возможности, разрешающие сформировать условия с целью формирования познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.
Таким образом, применяя перечисленные выше методы на уроках технологии, обучение становится более подходящим, а также результативным. В особенности в таких вариантах, если необходимо за сравнительно маленький отрезок времени овладеть нужной концепцией определенных знаний либо способов действий.
Литература:
- Крупецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 240 с.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. — М.: Директ-Медиа, 2010. — 189 с.
- Павлова В. В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В. В. Павлова // Начальная школа. — 2011. — № 4. — С.33–36.
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы /Н. Ю. Пахомова // Методист. — 2004. — № 3. — С. 45–49.
- Полат Е. С. Технология телекоммуникационных проектов / Е. С. Полат// Наука и школа. — 1997. — № 4. — С. 47–50.
- Храмкова Е. Ю. Диагностика сформированности умений работать с учебно-научным текстом у младших школьников / Е. Ю. Храмкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2010. — № 7. — С. 245–254.