Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Методика преподавания учебных дисциплин
03.06.2016
57
Поделиться
Библиографическое описание
Рындина, Ю. В. Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка / Ю. В. Рындина, Алёна Шмурыгина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1005/.


 

В современном мире владение иностранным языком является одной из важнейших составляющих в достижении успеха человеком в различных областях его деятельности. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако количество трудностей на пути овладения иностранным языком не уменьшилось. Учитель в современной школе в своей работе по овладению детьми иностранным языком использует разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса: индивидуальная, групповая, фронтальная. Но в связи с тем, что сейчас большое значение придается практическому овладению иностранным языком, групповая форма работы становится основополагающей в обучении иностранному языку. Для успешного усвоения учебного материала необходима активность и интерес учащегося, а задача учителя заключается в подборе необходимой технологии обучения, согласна поставленными целями.

 Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование групп из 3–5 человек, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества [1].

Учебная работа в группе наделяется свойствами действительно коллективной деятельности:

а) группа воспринимает соответствующее задание как данное всей группе, за которое весь коллектив обучающихся несет ответственность;

б) организация выполнения задания ложится на плечи самой группы или коллектива обучающихся;

в) возникает взаимная зависимость при выполнении задания (особенно в условиях разделения труда);

г) возникает взаимный контроль и ответственность, особенно тогда, когда каждый член коллектива или группа выполняют свою определенную роль относительно целого задания.

Такая совместная деятельность, с точки зрения Х. Й. Лийметса, «не только способствует формированию коллектива, но и влияет на каждую отдельную личность». Особенно важны ответственность и чувство долга, которые формируются в условиях разделения труда и непосредственного взаимоконтроля в ходе совместной деятельности.

Х. Й. Лийметс отмечает, что групповая работа может применяться длярешения почти всех основных дидактических проблем.

Психологические исследования Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Рубцова и других показали эффективность групповых форм организации работы детей на уроке. Задача школы — научить детей совершать совместную учебную деятельность по формуле Л. С. Выготского: «Научишься сам, когда поучишь другого» [2].

Благодаря групповой работе школьники учатся высказывать свое мнение, учатся слышать друг друга, не боятся совершить ошибку, а также решать совместными усилиями поставленную пред ними задачу. Задания учитель может строить таким образом, чтобы ученик не смог его выполнить без помощи остальных учеников. Каждая группа выбирает себе лидера (в основном это хорошо успевающие ученики), который помогает своей группе. Это нужно для того, чтобы при необходимости более «сильный» ученик смог оказать помощь «слабому».

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке является:

‒                   Деление класса на группы;

‒                   Непостоянный состав групп;

‒                   Одинаковые или разные задания в группах;

‒                   Индивидуальный вклад каждого члена группы.

Развитие навыков устной речи у учащихся начинается с первых уроков обучения иностранному языку. Успешность обучения зависит как от индивидуально — возрастных особенностей учащихся, так и от условий обучения и методов, которые подбирает учитель. Применение устной речи — это то, для чего изучается иностранный язык, что может вызвать у учащихся подлинный интерес к данному учебному предмету в школе и желание им заниматься. В современной методике обучения иностранному языку устная речь широко используется как средство обучения, что позволяет учителю приобщить учащихся к речевой коммуникации с самого начала обучения.

В начальной школе закладываются основы овладения речевой деятельностью: аудирование, говорение, чтение [3].

При чтении и слушании улавливается готовый языковой материал, хотя рецептивное восприятие в каждом случае имеет свои особенности. При чтении про себя человек имеет возможность дважды и трижды вернуться к неясному месту, в то время как при слушании он в известной мере подчиняется темпу речи говорящего, что создает для понимания дополнительную трудность.

В последнее время большую популярность приобрел коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения. Коммуникативная методика направлена именно на возможность общения. Чтобы способствовать общению учащихся мы делим их на группы, предоставив им возможность самим выбрать лидера и распределить роли. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т. д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированные вопросы — один из эффективных способов добиться этого.

К творческим заданиям при коммуникативной методике обучения английскому языку относят интерактивные ролевые игры и открытые обсуждения.

Так при закреплении лексики, освоении речевых моделей, развитии навыков диалогической речи удачно используется ролевая игра «Любопытный слоник Томас». Эта игра нравится детям, они с удовольствием играют роль слоника Томаса и его собеседников.

Класс делится на группы по 4 человека. В каждую из них входят ученик-консультант, средние и слабые учащиеся. В начале работы все группы прослушивают диалог — образец между любопытным слоником Томасом и его партнёром (между учителем и учеником или двумя хорошо успевающими учащимися). Далее группы работают самостоятельно. Роль Томаса сначала играет сильный ученик, средние учащиеся помогают слабым ученикам ответить на его вопросы. Учитель проходит по классу, помогаю детям в случаях, когда они испытывают затруднения. При этом избегает прямой подсказки, а обращает внимание ребят на соответствующие модели речевых образцов. Таблички с моделями развешаны на доске. Состав групп всё время меняется, чтобы не привыкли к постоянным собеседникам. Это помогает им преодолеть чувство робости при языковом общении с разными партнёрами [4].

В процессе работы над развитием навыков диалогической речи, после тренировки в употреблении речевых образцов, ребята могли составить такие, например, диалоги:

ЛюбопытныйслоникТомас: What is your name?

Ученица: My name is Dasha.

ЛюбопытныйслоникТомас: How old are you?

Ученица: I am seven.

ЛюбопытныйслоникТомас: Where are you from?

Ученица: I am from Kurlek.

ЛюбопытныйслоникТомас: Can you play the guitar?

Ученица: Yes, I can.

ЛюбопытныйслоникТомас: Have you got a sister?

Ученица: No, I haven‘t.

Любопытный слоник Томас: etc. [5]

Также применяются такие приёмы, как одновременное чтение всех учащихся вполголоса в паузах за диктором и вместе с ним. Очень нравится детям собирать слова из букв из разрезной азбуки. Изучив новые слова, при их закреплении этот метод очень эффективен. Учащиеся делятся на 3–4 команды, выбирают командира, и вся команда, кто быстрее, набирает слова. При этом слабый ученик отбирает карточки, средние ученики — называют буквы, выступают в роли консультантов и помогают слабым ученикам отобрать карточки, сильный ученик читает составленное слово. Победитель тот, кто выполнит быстрее задание и правильно прочитает эти слова. Такое соревнование вызывает большой интерес и это даёт хорошие результаты при изучении новых слов [6].

Подводя итоги, мы пришли к выводу, что групповая форма работы является важным средством развития навыков устной речи учащихся на уроках иностранного языка. Применение групповой работы уроках иностранного языка повышает учебную и познавательную мотивацию учеников и активно развивает коммуникативные навыки детей, а также снижает уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач. Во время обучения навыкам устной речи целесообразней применение именно групповой формы работы, так как именно в группе ребенок учится смотреть на себя со стороны, оценивать свою деятельность, а главное общаться и слушать. Обучение в группе позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата.

 

Литература:

 

  1.      Арефьева, Г. И. Групповая форма работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 1988. — № 3.
  2.      Васякина, Т. Н. Использование групповых форм работы на уроках иностранного языкав средней и старшей школе [Электронный ресурс] // Инфоурок. — Режим доступа: http://infourok.ru/material.html?mid=184357.
  3.      Вуколова, А. В. Использование метода групповой работы на уроках иностранного языка.[Электронный ресурс] // Gigabaza.ru. — Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/36775.html.
  4.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / сост. е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: Академия, 2000.
  5.      Пассов, Е. И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам [Текст]. — Воронеж:ВГПИ, 1975. — 284 с.
  6.      Пассов, Е. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. — 289 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный