Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Настенко, Г. Я. Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы) / Г. Я. Настенко, Т. М. Квитко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4240/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вот наши дети и выросли, скоро они пойдут в школу. Очень хочется, чтобы на пути у них было меньше опасных ситуаций, чтобы вы, родители, были уверенны в безопасности своих детей. Даже если вы будете провожать и встречать первоклассника из школы, вопрос безопасного дорожного движения и безопасности в целом, должен постоянно быть под вашим пристальным контролем. А учить ребенка надо начинать еще с дошкольного возраста, моделируя различные ситуации с использованием игрушек-машинок, дорожных знаков, сказочных героев, а также во время катания на самокате или велосипеде, при пеших прогулках. Очень хорошо дети запоминают ситуации, которые были проиграны с помощью сказочных героев. Мы предлагаем вам поиграть с ребенком в сказку, моделируя различные ситуации. Разберем это на примере сказки «Колобок». С начало нужно еще раз прочитать эту сказку, пересказать ее вместе с ребенком. Это нужно для того, чтобы ребенок хорошо знал сюжет сказки, последовательность появления сказочных героев. После этого начинаем играть и моделировать ситуации по сказки.

Ситуация сзайцем

Катится колобок, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Колобок, колобок, ты любишь играть в футбол?

Колобок: Очень!

Заяц: А у меня есть футбольный мяч, пойдем со мной на полянку играть. Колобок задумался. Как ему поступить? А как бы поступили вы на его месте?

Можно предложить детям вспомогательные вопросы:

— Колобок был знаком с зайцем?

—Есть ли рядом с колобком взрослые?

Заяц: Колобок, пойдем со мной, мы недолго поиграем.

Колобок: Нет, заяц, я с тобой не пойду. Мне бабушка сказала, что нельзя с незнакомыми людьми разговаривать, идти с ними и брать у них что — то.

Ситуация сволком

Катится колобок, а навстречу ему Волк.

Волк: Здравствуй, колобок. Давай тебя подвезу на машине. Ты ведь уже устал катиться.

Колобок: Очень устал, да и солнце припекает.

Как вы думаете, что надо сделать колобку? Он ведь устал. Как бы вы поступили на его месте?

Колобок: Нет, волк, мне бабушка говорила, что с незнакомыми садится в машину нельзя. Я лучше пешком.

Вот какой хороший колобок, всегда слушается бабушку. И вы, ребята, никогда не соглашайтесь садиться в машину с незнакомыми людьми. Даже если незнакомец говорит, что он товарищ ваших родителей, и он вас отвезет домой. Это очень опасно. И помните, мама, и папа не отправят за вами незнакомого человека.

Ситуация смедведем

Катится колобок, а навстречу ему Медведь.

Медведь: Колобок, колобок, пойдем со мной в кино.

Колобок: Нет, медведь, мне бабушка не разрешает с незнакомыми людьми разговаривать и идти с ними.

Правильно поступил колобок? И даже если вам очень хочется пойти в кино, лучше об этом попросить родных. И никогда не соглашаться идти с посторонними людьми.

Медведь: Ну не хочешь по-хорошему, будет по-плохому.

Схватил медведь нашего колобка и побежал в лес. А об этой ситуации бабушка колобку ничего не говорила. Колобок растерялся и не знает, что ему делать. А как бы вы поступили в этой ситуации? Какой совет вы бы дали колобку?

Совершенно верно, когда вас хочет схватить кто–то чужой, незнакомый, нужно попытаться вырваться и бежать или бросится к прохожим за помощью. И кричите очень громко: «Помогите мне. Спасите».

Колобок послушался вашего совета, стал громко кричать, звать на помощь. Медведь испугался и отпустил колобка, а сам в лес убежал.

Ситуация слисой

Катится колобок, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Колобок, колобок, помоги мне сумки из магазина донести. Я знаю, ты добрый, отзывчивый, и мне не откажешь. А я за это тебя чаем с конфетами угощу.

Как вы думаете, как поступит колобок?

Нет, дети, вы ошиблись. Вспомнил колобок, что бабушка ему говорила, что старшим нужно помогать, да и лиса его похвалила. Помог он лисе сумки донести. А лиса его… и съела.

Ребята, мы живём с вами в большом городе, где много людей. Мы хорошо знаем своих родных, друзей, соседей. Но мы не можем знать всех, кто живёт в нашем городе, кого мы встречаем на наших улицах. Есть люди разные добрые, которые никогда не причинят вам зла, а наоборот, помогут в трудных ситуациях. А есть люди злые, которые совершают плохие поступки, притворяются добрыми, обманывают, воруют детей. Поэтому нужно быть внимательным и осторожным при встрече с незнакомыми людьми, и всегда помните правила безопасности.

Итак, ребята, давайте с вами вспомним все правила, которые нам рассказал колобок.

  1. Никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми
  2. Никогда не садитесь в машину с незнакомыми людьми
  3. Никогда не идите с незнакомыми людьми, если даже они просят помощь.
  4. Если вас схватил кто–то чужой, незнакомый, нужно попытаться вырваться и бежать или бросится к прохожим за помощью. И кричите очень громко: «Помогите мне. Спасите».
  5. Никогда ничего не берите у незнакомых людей.

Ребята, а какие вы знаете сказки, где хитрые и коварные животные и люди обманывали добрых и доверчивых. («Волк и семеро козлят», «Приключение Буратино», «Заюшкина избушка»…)

Можно предложить детям самим смоделировать ситуации по знакомым им сказкам. И вместе с детьми их разобрать.

Основные термины (генерируются автоматически): колобок, ребенок, ситуация, бабушка, заяц, медведь, помощь, сказка.

Похожие статьи

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос