Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы)
Авторы: Настенко Галина Яковлевна, Квитко Татьяна Михайловна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 29.05.2019
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Настенко, Г. Я. Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы) / Г. Я. Настенко, Т. М. Квитко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4240/ (дата обращения: 16.12.2024).
Вот наши дети и выросли, скоро они пойдут в школу. Очень хочется, чтобы на пути у них было меньше опасных ситуаций, чтобы вы, родители, были уверенны в безопасности своих детей. Даже если вы будете провожать и встречать первоклассника из школы, вопрос безопасного дорожного движения и безопасности в целом, должен постоянно быть под вашим пристальным контролем. А учить ребенка надо начинать еще с дошкольного возраста, моделируя различные ситуации с использованием игрушек-машинок, дорожных знаков, сказочных героев, а также во время катания на самокате или велосипеде, при пеших прогулках. Очень хорошо дети запоминают ситуации, которые были проиграны с помощью сказочных героев. Мы предлагаем вам поиграть с ребенком в сказку, моделируя различные ситуации. Разберем это на примере сказки «Колобок». С начало нужно еще раз прочитать эту сказку, пересказать ее вместе с ребенком. Это нужно для того, чтобы ребенок хорошо знал сюжет сказки, последовательность появления сказочных героев. После этого начинаем играть и моделировать ситуации по сказки.
Ситуация сзайцем
Катится колобок, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Колобок, колобок, ты любишь играть в футбол?
Колобок: Очень!
Заяц: А у меня есть футбольный мяч, пойдем со мной на полянку играть. Колобок задумался. Как ему поступить? А как бы поступили вы на его месте?
Можно предложить детям вспомогательные вопросы:
— Колобок был знаком с зайцем?
—Есть ли рядом с колобком взрослые?
Заяц: Колобок, пойдем со мной, мы недолго поиграем.
Колобок: Нет, заяц, я с тобой не пойду. Мне бабушка сказала, что нельзя с незнакомыми людьми разговаривать, идти с ними и брать у них что — то.
Ситуация сволком
Катится колобок, а навстречу ему Волк.
Волк: Здравствуй, колобок. Давай тебя подвезу на машине. Ты ведь уже устал катиться.
Колобок: Очень устал, да и солнце припекает.
Как вы думаете, что надо сделать колобку? Он ведь устал. Как бы вы поступили на его месте?
Колобок: Нет, волк, мне бабушка говорила, что с незнакомыми садится в машину нельзя. Я лучше пешком.
Вот какой хороший колобок, всегда слушается бабушку. И вы, ребята, никогда не соглашайтесь садиться в машину с незнакомыми людьми. Даже если незнакомец говорит, что он товарищ ваших родителей, и он вас отвезет домой. Это очень опасно. И помните, мама, и папа не отправят за вами незнакомого человека.
Ситуация смедведем
Катится колобок, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, колобок, пойдем со мной в кино.
Колобок: Нет, медведь, мне бабушка не разрешает с незнакомыми людьми разговаривать и идти с ними.
Правильно поступил колобок? И даже если вам очень хочется пойти в кино, лучше об этом попросить родных. И никогда не соглашаться идти с посторонними людьми.
Медведь: Ну не хочешь по-хорошему, будет по-плохому.
Схватил медведь нашего колобка и побежал в лес. А об этой ситуации бабушка колобку ничего не говорила. Колобок растерялся и не знает, что ему делать. А как бы вы поступили в этой ситуации? Какой совет вы бы дали колобку?
Совершенно верно, когда вас хочет схватить кто–то чужой, незнакомый, нужно попытаться вырваться и бежать или бросится к прохожим за помощью. И кричите очень громко: «Помогите мне. Спасите».
Колобок послушался вашего совета, стал громко кричать, звать на помощь. Медведь испугался и отпустил колобка, а сам в лес убежал.
Ситуация слисой
Катится колобок, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Колобок, колобок, помоги мне сумки из магазина донести. Я знаю, ты добрый, отзывчивый, и мне не откажешь. А я за это тебя чаем с конфетами угощу.
Как вы думаете, как поступит колобок?
Нет, дети, вы ошиблись. Вспомнил колобок, что бабушка ему говорила, что старшим нужно помогать, да и лиса его похвалила. Помог он лисе сумки донести. А лиса его… и съела.
Ребята, мы живём с вами в большом городе, где много людей. Мы хорошо знаем своих родных, друзей, соседей. Но мы не можем знать всех, кто живёт в нашем городе, кого мы встречаем на наших улицах. Есть люди разные добрые, которые никогда не причинят вам зла, а наоборот, помогут в трудных ситуациях. А есть люди злые, которые совершают плохие поступки, притворяются добрыми, обманывают, воруют детей. Поэтому нужно быть внимательным и осторожным при встрече с незнакомыми людьми, и всегда помните правила безопасности.
Итак, ребята, давайте с вами вспомним все правила, которые нам рассказал колобок.
- Никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми
- Никогда не садитесь в машину с незнакомыми людьми
- Никогда не идите с незнакомыми людьми, если даже они просят помощь.
- Если вас схватил кто–то чужой, незнакомый, нужно попытаться вырваться и бежать или бросится к прохожим за помощью. И кричите очень громко: «Помогите мне. Спасите».
- Никогда ничего не берите у незнакомых людей.
Ребята, а какие вы знаете сказки, где хитрые и коварные животные и люди обманывали добрых и доверчивых. («Волк и семеро козлят», «Приключение Буратино», «Заюшкина избушка»…)
Можно предложить детям самим смоделировать ситуации по знакомым им сказкам. И вместе с детьми их разобрать.