Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов
Авторы: Санникова Алёна Юрьевна, Соломина Надежда Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 30.09.2014
Статья просмотрена: 1316 раз
Библиографическое описание:
Санникова, А. Ю. Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов / А. Ю. Санникова, Н. А. Соломина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6128/ (дата обращения: 16.12.2024).
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. «Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения» [5, с. 3].
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды [4]. Умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения и не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в самостоятельную жизнь. Задача специальных (коррекционных) школ VІІІ вида — создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме.
Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт акцентирует внимание педагогов на активном внедрении в практику работы системно — деятельностного подхода. Метод проектов — один из способов реализации этого подхода в образовании. Важным достоинством данного метода является возможность его органичного включения в систему традиционных воспитательных мероприятий практически любого образовательного учреждения, независимо от типа и вида.
Опыт использования метода проектов в практике специальной (коррекционной) школы VIII вида учитывает требования к организации, содержанию и результатам образования на современном этапе, но имеет ряд особенностей. Проектирование в школе указанного вида предполагает:
- ведущую роль педагога на всех этапах проекта: от подготовки до рефлексии;
- оказание организующей и стимулирующей помощи обучающимся на всех этапах проекта;
- преобладание проектов продолжительностью от недели до месяца (краткосрочные и среднесрочные);
- детальную подготовительную работу к действиям, осуществляемым в проекте;
- четкую ориентацию на зону актуального и ближайшего развития обучающихся;
- обязательное соблюдение принципа доступности в выборе проблемы, способов и средств ее решения и др.
Одной из форм воспитательно-образовательного процесса является современный школьный музей — центр музейно-педагогической работы, действенное средство расширения кругозора и специальных знаний обучающихся, формирования у ребят познавательных интересов и навыков общественно полезной деятельности. Именно в школьном музее может быть последовательно воплощена идея сотворчества обучающихся, учителей, родителей и реализован принцип — «музей для детей и руками детей». Метод проектов стал основополагающим в работе школьного историко-краеведческого музея муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида г. Новокузнецк.
С момента открытия школьного музея было реализовано несколько внеурочных проектов. Поисково-исследовательская деятельность обучающихся, под руководством педагогов осуществляется через активное применение экскурсионного метода.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной и внеклассной работы. При проведении экскурсий знания не даются детям в готовом виде, а предоставляются им в виде проблемы, которую они должны решить, у обучающихся формируются представления об окружающем, развивается наблюдательность, внимание, они учатся действовать в новых условиях. Применение экскурсионного метода позволяет значительно повысить познавательную активность детей с умственной отсталостью.
Слово «экскурсия» в Большой советской энциклопедии трактуется как посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), а также как форма и метод приобретения знаний [1].
Ученый экскурсовод В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное слово и жизненное изучение окружающего пространства; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала [2].
С целью приобщения обучающихся к гражданско-патриотическим ценностям в 2011–2012 учебном году в нашей школе был реализован внеурочный проект для обучающихся старших классов «Никто не забыт, ничто не забыто». Перед началом реализации проекта нами была обозначена проблема — умственно отсталые дети имеют узкий круг осведомленности об окружающем, для них характерно незнание объектов окружающего социума, значимых учреждений, достопримечательностей даже района города, в котором они проживают, что препятствует формированию целостного представления о малой Родине.
Целью данного внеурочного проекта является воспитание патриотизма у обучающихся второй ступени образования в процессе знакомства с историей объектов окружающего социума (Новоильинского района города Новокузнецк).
В рамках проекта были поставлены следующие задачи:
- формировать элементарные представления о национальных героях, некоторых важнейших событиях в истории России;
- познакомить с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения гражданского долга;
- способствовать формированию интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, чувства сопричастности к сохранению традиций Родины;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся;
- привлекать родителей, законных представителей обучающихся к воспитательно-образовательному процессу.
При организации поисково-исследовательской деятельности детей с умственной отсталостью основной формой поиска информации педагогами широко применялся экскурсионный метод. Комплексный характер экскурсионного метода позволяет осуществлять познание предметов и явлений окружающего мира при участии всех органов чувств человека, что особенно важно для детей с умственной отсталостью. При посещении изучаемых объектов окружающего социума у детей возникает эмоциональный отклик. Роль чувств особенно высока для данной категории обучающихся, так как процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения.
Результаты исследований обучающиеся презентовали на общешкольном празднике, который проходил в форме литературно-музыкальной композиции, посвящённой 67-годовщине Победы в Великой Отечественной войне (знания об истории трех улиц Новоильинского района г. Новокузнецк, наиболее значимых объектов, расположенных на них; представление об 11-ой Гвардейской Армии, маршале Константине Константиновиче Рокоссовском, российском государственном деятеле Алексее Николаевиче Косыгине и их заслугах перед отечеством). В последствии реализации данного проекта творческие работы обучающихся стали первыми экспонатами школьного музея, а мультимедийные презентации результатов исследовательской деятельности явились основой для проведения виртуальных экскурсий для младших школьников, где экскурсоводами выступили ребята старших классов.
Проанализировав итоги проведенного проекта, педагогический коллектив пришёл к выводу об эффективности данной формы учебно-воспитательной работы. Таким образом, педагогическим коллективом была продолжена работа по данному направлению, в школе был реализован внеурочный проект для обучающихся старших классов «Что мы Родиной зовём», посвящённый 35-летию Новоильинского района г. Новокузнецк. Объектами исследования были выбраны первые улицы Новоильинского района г. Новокузнецк.
Заключительным этапом реализации проекта для обучающихся и родителей нашей школы стала презентация виртуальных экскурсий в школьном музее по темам: «Проспект Запсибовцев», «Улица Новосёлов», «Проспект Архитекторов», «Проспект Авиаторов».
При подготовке презентаций виртуальных экскурсий участниками проекта была проведена следующая деятельность:
- структурирование информационного материала об исследованных объектах;
- составление мини-викторины на основе отобранного информационного материала;
- создание авторских презентаций в качестве наглядного обеспечения информационной части виртуальных экскурсий по вышеуказанным темам.
Таким образом, в 2011–2012 учебном году были изучены улицы, названные в честь выдающихся людей и героев Великой Отечественной войны:
- улица Косыгина — 7–8 класс;
- улица 11Гвардейской Армии — 6 класс;
- улица Рокоссовского — 5 класс.
В 2013–2014 учебном году были изучены первые улицы Новоильинского района г. Новокузнецк:
- проспект Запсибовцев — 5 класс;
- улица Новосёлов — 6 класс;
- проспект Архитекторов — 7 класс;
- проспект Авиаторов — 8 класс.
В результате реализации внеурочных проектов в школьном музее появились сценарии виртуальных экскурсий о семи улицах Новоильинского района, имеющие в своей структуре информационную часть и мини-викторину.
Хочется отметить, что одним из преимуществ экскурсионного метода является освоение социокультурного пространства не только через усвоение, но и через присвоение его, в виде любительских фотокадров и видеороликов, которые используются для передачи полученных знаний другим школьникам посредством виртуальных экскурсий об изученных объектах окружающего социума. Таким образом, организованные мероприятия способствуют развитию общей осведомлённости обучающихся о районе города, его значимых учреждениях и достопримечательностях, что способствует социальной адаптации детей с умственной отсталостью.
Данный опыт организации воспитательно-образовательного процесса может быть успешно использован в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, а при усложнении — в других видах и типах образовательных учреждений.
Литература:
1. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_sovet/Jekskursija-102369.html
2. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение. Лекции [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bib.convdocs.org/v6078/емельянов_б._экскурсоведение._лекции
3. Казеева, О. С. Организация поисковой творческой речевой деятельности учащихся на уроке-экскурсии по новой технологии [Текст] / О. С. Казеева // Молодой ученый. — 2011. — № 2. Т.2. — С. 82–88.
4. Социализация детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://en.coolreferat.com/Социализация_детей_с_умственной_отсталостью
5. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст] / пособие для учителя / В. В. Воронкова, С. А. Казакова. — М.: Владос, 2006. — 247 с.