Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 07.10.2014

Статья просмотрена: 2972 раза

Библиографическое описание:

Малеева, С. П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С. П. Малеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6330/ (дата обращения: 16.12.2024).

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся действительности, обладающего чувством принадлежности к своей родине. В связи с этим особое место занимает проблема развития познавательной и творческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, средством повышения познавательной и творческой активности детей. Поэтому проектирование является эффективным способом краеведческой работы в ДОУ. В статье показана специфика реализации метода проектов при проведении образовательной работы по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — это тот возраст, в котором необходимо закладывать предпосылки гражданских качеств. В этом возрасте развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, перед педагогами ДОУ стоит задача «формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств» [1, стр. 10]. Но, в процессе, общения с детьми моей группы и по результатам диагностики освоения детьми основной образовательной программы ДОУ выяснилось, что существует дефицит представлений о родном районе, городе, крае. В тоже время по результатам опросов и анкетирования, проведенным мною в октябре 2013года, 85 % родителей и 98 % педагогов ДОУ считают, что краеведение является важным компонентом в совместной образовательной деятельности с детьми.

Это стало определяющим в выборе темы моего приоритетного направления: «Проектная деятельность по краеведению как средство повышения познавательной и творческой активности дошкольников»

Исходя из выше сказанного, нами был разработан исследовательско-творческий проект «Я шагаю по Ильинке»

Актуальность темы: Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно — патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо хорошо знать свой район.

Цели: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории Новоильинского района, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного района.

Задачи:

1.                  Формирование у детей системы знаний о своей Родине (знания о достопримечательностях родного района), некоторые исторические сведения (знание некоторых улиц)

2.                  Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

3.                  Развитие у детей высших психических функций: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

4.                  Пополнение словарного запаса.

5.                  Воспитание дружеские отношения, желание помогать друг другу.

При осуществлении педагогического процесса по ознакомлению

дошкольников с родным селом учитываются следующие принципы:

-         Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

-         Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра и ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

-         Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем, в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития. Первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление с родным селом должно стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта

1.                  Формирование у детей любви к родному району и интереса к прошлому и настоящему малой Родины.

2.                  Развитие эмоционально — ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.

3.                  Воспитание у дошкольников чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в родном городе, сопричастности к этому.

4.                  Формирование умений ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

5.                  Дети знают и называют: свой домашний адрес, название улиц района, достопримечательности района, виды транспорта, знают ПДД, профессии людей, живущих в нашем районе.

На первом этапе мы отправились в виртуальное путешествие по

родному району, используя карту maps, узнавали о достопримечательностях.

Фото0429.jpg

Новоильинского района через медиа — экскурсии, читали художественную литературу, рассматривали иллюстрации с изображением достопримечательностей, значимых мест Новоильинского района. Дети приносили семейные фотографии, где они вместе с родителями любят гулять, отдыхать, проводить свободное время и, мы оформили фотоальбом «Район, в котором мы живем!»

Для получения более точной информации об объектах района ребята вместе с родителями подбирали материалы, фотографии, которые собрали в мини –проспект «Я шагаю по Ильинке».

Нами была оформлена выставка детских работ «Достопримечательности Новоильинского района». Изображая в рисунках, поделках любимые места района ребята передавали свои положительные впечатления, отношение.

После проведенной экскурсии к проспекту Авиаторов у дошкольников конкретизировались представления о транспорте Новоильинского района. Закрепление знаний о правилах дорожного движения осуществлялось на макете микрорайона.

SDC10997.JPG

Итоговым мероприятием, обобщившим все полученные знания, о Новоильинском районе стала викторина «Знатоки родного района».

SDC11345.JPG

Творческий проект «Я шагаю по Ильинке» позволил:

-       сформировать у воспитанников общие представления об истории возникновения родного района;

-       воспитывать в детях чувство гордости за свой район;

-       развить творческие способности при знакомстве с достопримечательностями родного района.

-       Дети знают и называют: свой домашний адрес, название улиц района, достопримечательности района, виды транспорта, знают ПДД, профессии людей, живущих в нашем районе.

Эффективность реализации проекта «Я шагаю по Ильинке»

Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о родном районе, городе, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, проектная деятельность по краеведению является одним из средств развития высокого уровня сформированности познавательной, творческой активности, формирования интегративных качеств личности ребенка, позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Основные термины (генерируются автоматически): родной район, Новоильинский район, Ильинка, ребенок, домашний адрес, педагогический процесс, проектная деятельность, родное село, родной город, творческая активность.

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Оптимизация педагогической деятельности по формированию начал эстетического мировоззрения у детей дошкольного возраста

Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Оптимизация педагогической деятельности по формированию начал эстетического мировоззрения у детей дошкольного возраста

Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)