Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста
Автор: Малеева Светлана Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 07.10.2014
Статья просмотрена: 2972 раза
Библиографическое описание:
Малеева, С. П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С. П. Малеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6330/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся действительности, обладающего чувством принадлежности к своей родине. В связи с этим особое место занимает проблема развития познавательной и творческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, средством повышения познавательной и творческой активности детей. Поэтому проектирование является эффективным способом краеведческой работы в ДОУ. В статье показана специфика реализации метода проектов при проведении образовательной работы по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — это тот возраст, в котором необходимо закладывать предпосылки гражданских качеств. В этом возрасте развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, перед педагогами ДОУ стоит задача «формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств» [1, стр. 10]. Но, в процессе, общения с детьми моей группы и по результатам диагностики освоения детьми основной образовательной программы ДОУ выяснилось, что существует дефицит представлений о родном районе, городе, крае. В тоже время по результатам опросов и анкетирования, проведенным мною в октябре 2013года, 85 % родителей и 98 % педагогов ДОУ считают, что краеведение является важным компонентом в совместной образовательной деятельности с детьми.
Это стало определяющим в выборе темы моего приоритетного направления: «Проектная деятельность по краеведению как средство повышения познавательной и творческой активности дошкольников»
Исходя из выше сказанного, нами был разработан исследовательско-творческий проект «Я шагаю по Ильинке»
Актуальность темы: Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно — патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо хорошо знать свой район.
Цели: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории Новоильинского района, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного района.
Задачи:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине (знания о достопримечательностях родного района), некоторые исторические сведения (знание некоторых улиц)
2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
3. Развитие у детей высших психических функций: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.
4. Пополнение словарного запаса.
5. Воспитание дружеские отношения, желание помогать друг другу.
При осуществлении педагогического процесса по ознакомлению
дошкольников с родным селом учитываются следующие принципы:
- Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра и ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем, в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития. Первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление с родным селом должно стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Формирование у детей любви к родному району и интереса к прошлому и настоящему малой Родины.
2. Развитие эмоционально — ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
3. Воспитание у дошкольников чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в родном городе, сопричастности к этому.
4. Формирование умений ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.
5. Дети знают и называют: свой домашний адрес, название улиц района, достопримечательности района, виды транспорта, знают ПДД, профессии людей, живущих в нашем районе.
На первом этапе мы отправились в виртуальное путешествие по
родному району, используя карту maps, узнавали о достопримечательностях.
Новоильинского района через медиа — экскурсии, читали художественную литературу, рассматривали иллюстрации с изображением достопримечательностей, значимых мест Новоильинского района. Дети приносили семейные фотографии, где они вместе с родителями любят гулять, отдыхать, проводить свободное время и, мы оформили фотоальбом «Район, в котором мы живем!»
Для получения более точной информации об объектах района ребята вместе с родителями подбирали материалы, фотографии, которые собрали в мини –проспект «Я шагаю по Ильинке».
Нами была оформлена выставка детских работ «Достопримечательности Новоильинского района». Изображая в рисунках, поделках любимые места района ребята передавали свои положительные впечатления, отношение.
После проведенной экскурсии к проспекту Авиаторов у дошкольников конкретизировались представления о транспорте Новоильинского района. Закрепление знаний о правилах дорожного движения осуществлялось на макете микрорайона.
Итоговым мероприятием, обобщившим все полученные знания, о Новоильинском районе стала викторина «Знатоки родного района».
Творческий проект «Я шагаю по Ильинке» позволил:
- сформировать у воспитанников общие представления об истории возникновения родного района;
- воспитывать в детях чувство гордости за свой район;
- развить творческие способности при знакомстве с достопримечательностями родного района.
- Дети знают и называют: свой домашний адрес, название улиц района, достопримечательности района, виды транспорта, знают ПДД, профессии людей, живущих в нашем районе.
Эффективность реализации проекта «Я шагаю по Ильинке»
Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о родном районе, городе, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, проектная деятельность по краеведению является одним из средств развития высокого уровня сформированности познавательной, творческой активности, формирования интегративных качеств личности ребенка, позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.