Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование проекта для формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

Педагогика
28.08.2017
692
Поделиться
Библиографическое описание
Удина, Е. Н. Использование проекта для формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций / Е. Н. Удина, А. А. Пешкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45444/.


В статье описывается использование краеведческого проекта в педагогическом процессе с целью формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: педагог, дети дошкольного возраста, краеведческая компетенция, компонент мотивационный, когнитивный, деятельностный, проектная деятельность, проект

В последнее десятилетие краеведение как особый образовательный ресурс прочно входит в практику работы дошкольных учреждений. Краеведение — это многогранная познавательная, творческая и общественно полезная деятельность детей, направленная на комплексное изучение родного края (его природы, быта, хозяйства, культуры), а также посильное участие детей в охране и сохранении природного и культурного наследия. Краеведение является основой воспитательной, патриотической, духовно-нравственной работы, показателем культурного развития общества. В ФГОС ДО [2] указывается на значение организации краеведческой работы с детьми дошкольного возраста.

Краеведческая работа может осуществляться педагогом, который сам в совершенстве владеет знаниями об истории, природе, культуре, достопримечательностях родного края, понимает значение краеведческой работы для общего развития дошкольников, мотивирован на данную деятельность, обладает определенными умениями и навыками при организации краеведческой работы с дошкольниками, другими словами — обладает краеведческой компетенцией.

Анализ различных подходов к определению сущности понятия «краеведческая компетенция» показал, что данная категория определяется как, как совокупность краеведческих знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности и проявляющаяся в осознании ценностей родного края (С. А. Шемшурина). При этом структура краеведческой компетенции подразумевает мотивационный компонент — осознание целевых и смысловых установок краеведческой работы в ДОО. Когнитивный компонент предусматривает наличие полных, обширных, достоверных краеведческих знаний (об истории своего края, о природе, о людях, культуре, быте, традициях, промыслах, достопримечательностях и т. п.), а также знание форм и методов организации и руководства краеведческой деятельности детей дошкольного возраста. Деятельностный компонент включает ряд профессионально-практических умений по проектированию предметно-пространственной среды краеведческой направленности и организации и руководству краеведческой работы с детьми.

Для формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках диссертационного исследования, мы апробировали проект «Знай и люби свой край». Еще на этапе теоретического осмысления проблемы мы выявили, что неоспоримым достоинством метода проекта является то, что педагоги не только приобретают краеведческие знания и навыки, но и развивают умения, необходимые для самостоятельной работы: умение работать с источниками знаний, умение анализировать, делать собственные выводы, аргументировать, определять цели и задачи, создавать условия для краеведческой работы с детьми, определять ее этапы, проявлять инициативу и творчество. Данный метод предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагога, заставляя его постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных шаблонов, а также требует ежедневного творческого, личностного роста. Также метод проекта позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт, создает условия для саморазвития личности, позволяя реализовывать творческий потенциал педагогов.

Типнашегокраеведческого проекта «Знай и люби свой край» –информационно-творческий. Продолжительностьпроекта — долгосрочный (в течение учебного года).Участниками проекта были педагоги и воспитанники дошкольного учреждения г. Феодосии.

Предполагаемым продуктом проекта было формирование краеведческой компетенции педагогов; преобразование предметно-пространственной среды.

Этапами проекта выступали:

  1. этап — организационно-подготовительный;
  2. этап — этап проектирования;
  3. этап — основной;
  4. этап — рефлексивно-оценочный.

Реализация основных этапов проекта «Знай и люби свой край» для формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения представлена в таблице 1.

Таблица 1

Реализация проекта «Знай илюби свой край» для формирования краеведческой компетенции педагогов

Этапы

Цель

Компонент

Формы иметоды

1 этап – организационно-подготовительный

Возбуждение интереса к краеведению, стремления организовать краеведческую работу с детьми

мотивационный

− консультирование педагогов;

− педагогические часы;

− постоянно-действующий семинар (ПДС);

− целевые и виртуальные экскурсии;

− мультимедиа

2 этап — проектирование

Создание условий для реализации краеведческого содержания

деятельностный

− консультирование;

− смотр-конкурс уголков краеведения

3этап — основной

Усовершенствование краеведческих знаний, профессионально-организационных умений, активизация самостоятельной деятельности педагогов, развитие творчества

мотивационный, когнитивный, деятельностный

− симпозиум для педагогов (деловая игра);

− дебаты «Я знаю лучше»;

− КВН;

− Брейн-ринг;

− анализ планирования, непосредственно-образовательной деятельности с детьми (НОД) с краеведческим содержанием

4 этап — рефлексивно-оценочный

Подведение итогов, анализ результативности

− педагогический совет

Содержание работы на 1 этапе проекта было направлено на формирование мотивационного компонента краеведческой компетенции педагогов.

Целью этапа являлась подготовка проекта к апробации и мотивация педагогов к предстоящей деятельности. Формами работы с педагогами явились консультации, посвященные истории возникновения и развития краеведения в образовании, значению краеведческой деятельности для детей, задачам, решаемым посредством краеведческой работы и т. п. Кроме того, нами были подготовлены и проведены педагогические часы (1 раз в неделю), включающие вопросы организации и руководства краеведческой деятельности детей в разных возрастных группах.

В рамках обучения педагогов дошкольного учреждения был организован постоянно-действующий семинар, посвященный изучению теоретических, методических, краеведческих источников, проектированию предметно-пространственной среды, определению форм и методов использования краеведческого материала в непосредственной образовательной деятельности детей. С коллективом педагогов были организованы и проведены целевые и виртуальные экскурсии для ознакомления педагогов с городами Крыма, их достопримечательностями, а также с природой Крыма, людьми, населявшими и прославившими Крым. Это было целесообразно и для формирования когнитивного и деятельностного компонентов. Также нами были разработаны мультимедийные презентации «Мой Крым», «Феодосия — город-герой», «Достопримечательности нашего края», «Природа Крыма», «Крым многонациональный», а также презентации- рекомендации по организации краеведческих уголков в разных возрастных группах. Все это нацеливало педагогов на дальнейшую интересную, плодотворную краеведческую работу.

2 этап — проектирование был посвящен созданию условий для реализации краеведческого содержания, где педагоги самостоятельно проектировали краеведческую среду в своих группах. Педагогами были организованы краеведческие уголки, подобран их дидактический компонент (познавательные книги с краеведческим содержанием, атласы, тематические альбомы, открытки и фотографии с достопримечательностями Крыма, природными и культурными объектами и т. п.), стимулирующий компонент (созданы мини-музеи «Черное море и его обитатели», мини-музей миниатюр и т. п.).

На этом этапе был организован и проведен смотр-конкурс «Лучший краеведческий уголок группы». Целью конкурса являлось создание условий для организации краеведческой деятельности. Главными задачами были побудить педагогов-участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музеев, в которых представлены яркие страницы истории города и края, а также выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков краеведения.

Целью 3 этапа — основного было пополнение и усовершенствование краеведческих знаний и умений по организации краеведческой работы с детьми. Формами работы выступали игры с педагогами («КВН», «Брейн-ринг», «Поле чудес», викторины, посвященные теме «Мой Крым»). При подготовке к этим мероприятиям педагогам предлагалась научная, методическая, краеведческая литература. С целью расширения знаний педагогам предлагалось вести тетради по самообразованию, где они не только повышали свой теоретический уровень, но и оценивали уровень своей краеведческой компетенции.

Еще одной формой работы с педагогами выступили симпозиумы, так называемые обсуждения, в ходе которых педагоги выступали с сообщениями на краеведческую тематику, научно доказывали ее актуальность, после чего отвечали на вопросы аудитории. Кроме того, мы использовали дебаты «Я знаю лучше», где педагоги могли доказать достоверность исторических, географических и культурных фактов, связанных с Крымом, своим оппонентам.

На этом этапе педагоги смогли продемонстрировать свои умения формулировать краеведческие задачи, составлять перспективные планы, используя разнообразные формы и методы краеведческой работы в различных видах непосредственно-образовательной деятельности с краеведческим содержанием. Нами было отмечено, что педагоги, получив новые интересные краеведческие знания, старались сразу передать их детям, включить их в разнообразную детскую деятельность (прогулки, экскурсии, походы, викторины, выставки детских работ и многие другие), привлекали к организации предметно-пространственной среды. Кроме того, педагог включали в свою работу компьютерные средства обучения: игры с краеведческим содержанием на мультимедийной доске, разнообразные мультимедийные презентации на краеведческую тематику, что значительно повысило интерес самих детей к краеведению.

На 4 этом этапе — рефлексивно- оценочном, был проведен педагогический совет, целью которого было освещение итогов реализации проекта, создание методических рекомендаций для педагогов по использованию данного проекта для формирования краеведческой компетенции у педагогов. На нем была представлена презентация, где были освещены цели и задачи каждого из этапов, по каждому этапу проводилось обсуждение и демонстрация достигнутых результатов.

Подводя итоги, можно констатировать, что разработанный нами краеведческий проект, включающий в себя разнообразные формы и методы работы с педагогами, способствовал: возросшему интересу и стремлению педагогов организовывать и осуществлять краеведческую работу с детьми в своих возрастных группах; значительному пополнению краеведческих знаний и усовершенствованию ранее приобретенных, желанию добывать новые знания по истории, географии, природе родного края и реализовывать их с детьми; формированию умения планировать осуществлять различные формы и методы краеведческой работы с детьми в разных возрастных группах; проявлению инициативы и творчества педагогов

Что было подтверждено результатами формирующего эксперимента диссертационного исследования.

Литература:

1. Пирожков Г. П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста [Текст]: автореф. дис. докт. культурол.: 24.00.01 / Г. П. Пирожков. — Краснодар, 2006. – 18 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — М., 2013. — Режим доступа: http://www.firo.ru/.

3. Шемшурина С. А. Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Шемшурина Светлана Анатольевна. – Шадринск. 2011. – 7 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
педагог
дети дошкольного возраста
краеведческая компетенция
компонент мотивационный
когнитивный
деятельностный
проектная деятельность
проект

Молодой учёный