Школьный музей как центр проектно-исследовательской деятельности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 12.04.2023

Статья просмотрена: 367 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, А. М. Школьный музей как центр проектно-исследовательской деятельности обучающихся / А. М. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101541/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время, выполняя задачи модернизации российского образования, значительно усиливается ответственность школы за интеллектуальное и творческое развитие обучающихся. Акцент ставится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

Поэтому востребованными становятся педагогические технологии, которые отвечают этим задачам. Одной из таких технологий следует считать проектно-исследовательскую.

Проектная работа по истории осуществляется во внеурочное время в течение всего учебного года на базе школьного музея Боевой славы, при котором действует объединение «Юный краевед».

Музей носит военно-патриотическую направленность, способствует приобщению подростков к событиям Великой Отечественной, Афганской и Чеченским войнам, знакомит с ветеранами, героями войн и локальных конфликтов, тружениками тыла; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений.

Школьный музей располагает огромным образовательным потенциалом, так как хранит и экспонирует подлинные исторические документы. Работа музея направлена на достижение цели по содействию развития познавательной компетенции обучающихся, навыков исследовательской работы, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к региональной истории. Это позволяет включить музей в целостный образовательный и воспитательный процесс.

Деятельность школьного музея осуществляется по четырём направлениям: экспозиционно-выставочная; экскурсионная; поисково-собирательская и исследовательская. Это позволяет одарённым и мотивированным обучающимся развивать свои способности либо в одном из направлений, а некоторые школьники проявляют активность практически в каждом направлении.

Активистами музея становятся обучающиеся, проявившие интерес предмету история. Для реализации основных направлений деятельности музея актив разделен на функциональные группы. Обучающиеся 5–6 классов занимаются экспозиционно-выставочной и экскурсионной работой, привлекаются к участию в муниципальных конкурсах, таких как историческая эстафета, краеведческий библиоквест, слёт музейных активистов.

С 7 класса школьники начинают пробовать себя в поисково-собирательской и исследовательской деятельности, которые тесно взаимосвязаны. Особый интерес для школьников представляют исследовательские проекты, которые позволяют более глубоко, чем это предложено в образовательной программе, изучить историю своей семьи, улицы, города, региона, вписать её в историю страны, почувствовать себя частью целостной общности.

Поэтому тематика проектов носит краеведческий характер. При выборе темы обучающиеся обычно опираются на свои собственные интересы и потребности. Следовательно, проекты становятся чрезвычайно значимыми для их личностного развития.

В течение ряда лет обучающимися школы проводится большая работа по поиску уникальных экспонатов с целью пополнения фонда музея, что дает возможность раскрывать новые страницы истории края. Участвуя в поисково-собирательской работе, школьники постоянно соприкасаются с местной историей. Активистами инициирована акция «Подари музею экспонат — впиши себя в историю», которая охватила не только школьников и их родителей, но и городскую общественность. Музейный фонд пополняется интересными экспонатами.

Один из музейных экспонатов стал предметом исследовательской работы «Фронтовая газета «Доброволец» как источник по истории Уральского добровольческого танкового корпуса». Проект был представлен на муниципальной научно-практической конференции «Наука. Творчество. Открытие» и занял 2 место.

Кроме материалов школьного музея при подготовке исследовательских проектов обучающиеся обращаются к документам городского архива Красноуфимска и фондам краеведческого музея. Также проводится анализ местной периодической печати с целью извлечения информации по истории края.

Активисты музея посетили потомков ветеранов Великой Отечественной войны, сражавшихся в рядах Уральского добровольческого танкового корпуса. Их воспоминания были записаны и переданы в фонд музея. Результатом этих встреч стало расширение информации об участии красноуфимцев в формировании корпуса и его боевом пути. Это было отражено в статьях, которые были опубликованы в газете «Вперёд», а также материалы размещены на сайте общественного движения «Бессмертный полк».

Результаты проделанной работы были представлены на ежегодной школьной конференции «Ломоносовские чтения», а на муниципальной научно-практической конференции проект «Красноуфимцы в рядах Уральского добровольческого танкового корпуса» удостоен первого места.

Активисты ежегодно участвую в муниципальном смотре-конкурсе школьных музеев. Ребята представляют результаты проделанной работы за год по всем направлениям деятельности музея. А в областном смотре-конкурсе музеев образовательных организаций, в рамках которого было представлено два исследовательских проекта, школьный музей занял 2 место в регионе.

В настоящее время актив музея совместно с производственной студией «Уралкино» работает над созданием документального фильма о красноуфимцах — добровольцах Уральского танкового корпуса и истории школьного музея (которому более 35 лет).

Продукты поисковой и исследовательской деятельности имеют практическую значимость, так как используются для создания новых экспозиций, а также применяются на уроках истории в рамках «краеведческих пятиминуток». Особенно они становятся актуальными при подготовке к Всероссийским проверочным работам по истории, которые содержат задания краеведческого характера.

В целом, накоплен положительный опыт применения проектно-исследовательской деятельности при изучении региональной истории. Продукты, созданные в ходе проектно-исследовательской деятельности, достаточно разнообразны: раскраска «Уральский добровольческий танковый корпус», картотека «Добровольцы Красноуфимска», альбом–брошюра «Газета «Доброволец» и её сотрудники», лэпбук «Грозный корпус — корпус боевой», путеводитель «Красноуфимск купеческий: прогулки по провинциальному городу XIX века» и другие.

Подготовленные проекты успешно представлены на научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня: школьном, муниципальном, окружном и областном. Разработанные школьниками проекты на протяжении нескольких лет были отмечены грамотами победителей и призеров.

Работая в функциональных группах, ребята получают практику публичных выступлений, формируется аналитический подход к решению вопросов, развиваются способности ориентироваться в потоке информации. Кроме того, школьный музей является своеобразным средством профориентации, в зависимости от способностей обучающийся может выбрать для себя роль экскурсовода, исследователя, художника-оформителя, хранителя фондов.

Таким образом, различные формы музейной деятельности позволяют создать условия для активного участия школьников в процессе обучения, призваны способствовать развитию познавательного интереса, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, осознанию своей сопричастности к истории края и страны.

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, исследовательская деятельность, проект, Уральский добровольческий танковый корпус, активист музея, исследовательская работа, краеведческий характер, муниципальная научно-практическая конференция, проектно-исследовательская деятельность, региональная история.


Похожие статьи

Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

Архивные материалы как инструмент активизации исследовательской работы учащихся

Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций

Развитие устойчивого интереса подростков к урокам музыки через организацию проектно-исследовательской деятельности

Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из эффективных способов обучения

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся

Опыт организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности социальной направленности «Родина патриота»

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Учебный сайт как инструмент организации элемента контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке информатики

Похожие статьи

Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

Архивные материалы как инструмент активизации исследовательской работы учащихся

Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций

Развитие устойчивого интереса подростков к урокам музыки через организацию проектно-исследовательской деятельности

Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из эффективных способов обучения

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся

Опыт организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности социальной направленности «Родина патриота»

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Учебный сайт как инструмент организации элемента контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке информатики

Задать вопрос