Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.11.2014

Статья просмотрена: 4072 раза

Библиографическое описание:

Бовина, А. О. Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра / А. О. Бовина, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 533-534. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13941/ (дата обращения: 16.11.2024).

Сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальной поддержки детей имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказание помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации; на социальную защиту тех, кто относится к социально уязвимым группам населения.

В числе таких мер наряду с социальными выплатами все большее развитие получают социальные услуги, которые предоставляются социозащитными учреждениями с учетом специфики положения различных категорий населения.

В последнее десятилетие стала создаваться принципиально новая, личностно-ориентированная разветвленная система учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов. В число таких учреждений входят социально — реабилитационные центры для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной адаптации дезадаптированных детей и подростков.

Под социальной адаптацией ребенка понимается процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой [3, c. 268].

Социальная адаптация может быть активной (когда личность стремится воздействовать на новую для нее социальную среду) и пассивной (если личность не оказывает влияния на окружающую среду, а подчиняется ее нормам, гласным и негласным правилам). Содержанием социальной адаптации и показателем ее успешности является усвоение ребенком норм, правил. Содержание процесса социальной адаптации включает следующие компоненты:

1)      принятие норм, ценностей и установок новой социальной среды (группы, коллектива, социальной организации, территориальной или национальной общности);

2)      приспособление к новым формам социального взаимодействия (формальным и неформальные связям, семейным, производственным отношениям и т. д.).

Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем — личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими достижениями в условиях данной социальной среды [2, c.275].

В условиях реабилитационного центра процесс социальной адаптации проходит в несколько этапов:

1 этап — подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

2 этап — включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.

3 этап — усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретением нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

4 этап — устойчивая социально — психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию [4, c. 215].

Говоря о разновозрастной группе, мы имеем в виду группу детей с разницей в возрасте 2–3 года. На формирование таких взаимоотношений влияют возраст, время пребывания и причины поступления в социально — реабилитационном учреждении, а также личностные качества детей.

Организуя взаимодействие детей разного возраста, социальный педагог руководствуется следующими требованиями:

1)      Обеспечение интеграции и дифференциации социальных интересов подростков в деятельности разновозрастной группы. Это учёт личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности старших и младших является общий интерес, нужное и полезное для всех дело, в котором каждый найдёт для себя личностно значимую и привлекательную сторону.

2)      Забота об обновлении содержания и форм совместной деятельности детей разного возраста, что стимулирует добровольное включение детей во все сферы социальных отношений.

3)      Развитие сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечение защищённости каждого ребёнка, забота о равноправных отношениях детей независимо от возраста и социальной роли воспитанника.

4)      Работа по саморазвитию и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастных групп детей.

Это добровольность объединения детей, предоставление возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в разновозрастной группе. Полноценные межличностные отношения между воспитанниками в разновозрастной группе — залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми.

Контакты детей разного возраста стимулирует проведение коллективных творческих дел, игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники. Важно, чтобы старшие были способны к установлению сотруднических отношений с младшими. Это достигается специальной подготовкой детей-организаторов и педагогическим регулированием их взаимодействия с другими детьми [1, c. 175].

Общение детей в разновозрастной группе имеет свои особенности, оно расширяет общий кругозор, влияет на развитие эмоциональной сферы, воли, умения оценивать себя и других, способствует развитию психических образований. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение имеет пример старших детей для младших.

Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта ребенка. В результате взаимодействия детей в разновозрастной группе в процессе общения возникают некие устойчивые отношения: отношения друг к другу, отношения к окружающей действительности, отношения к событиям и фактам. Эти отношения могут существенно повлиять на способы взаимодействия детей, совершенствуя их [5, c. 155].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что попадая в социально — реабилитационный центр ребенок нуждается в социальной адаптации. Под социальной адаптацией понимается — процесс приспособления личности или группы к новой среде жизнедеятельности. Социальный педагог помогает ребенку освоиться в центре. Для ребенка этот процесс непростой. Важно суметь его расположить к этому «дому», к новому коллективу взрослых и детей. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Механизмом социальной адаптации является организуемое общение. Общаясь в разновозрастной группе, младшие дети наблюдают за поведением старших детей и понимают, что скоро и они станут такими же важными. В разновозрастной группе старшие дети являются примером для младших. Межвозрастное общение, в силу неравномерности развития его участников, может обогатить их, способствовать познанию себя и других, создать дополнительные сферы самореализации.

Разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы социального педагога, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.

 

Литература:

 

1.      Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся// Серия: Методика воспитательной работы в школе, Изд-во:Академия Развития-2007.-336с. ISBN: 5–7797–0603–4

2.      Василькова Ю. В., Василькова Т. А., социальная педагогика: Курс лекций: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – 2 — е изд. Стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». – 440 с., 2000 г.

3.      Галагузова М. А. История социальной педагогики: Хрестоматия- учеб.: Учеб. пособие. Под. ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с.

4.      Мардахаев Л. В.-М25 Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —269 с. ISBN 5–8297–0160-Х.

5.      Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога. — 2-е изд. — М.: ТЦ «Сфера», 2007. — 480 с. ISBN 978–5-89145–025–7

Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, разновозрастная группа, социальная среда, ребенок, отношение, социальный педагог, возраст, реабилитационный центр, совместная деятельность детей, социальная группа.


Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната

Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната

Задать вопрос