Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Автор: Загвозкина Ирина Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 3274 раза
Библиографическое описание:
Загвозкина, И. А. Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками / И. А. Загвозкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3055/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным?
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать этимологии выражения «социальная неуверенность», то нужно говорить только о дисгармоничном взаимодействии с социумом. «Однако на первое место мы поставим неумение гармонично взаимодействовать с самим собой, так как неумение взаимодействовать с социумом – фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой» [2, с.5] Таким образом, социальные проблемы порождаются внутриличностными.
Одна из важнейших задач педагога – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Всем известно, что ребенок нормально развивается лишь в атмосфере любви и психологического благополучия.
Самооценка маленького человека, восприятие им самого себя во многом определяет его поведение и успешность в дальнейшей жизни. Поэтому воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят.
Старший дошкольный возраст характеризуется произвольностью поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей шестого года жизни начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения больше, чем, к примеру, природные явления. Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Так, взрослые расширяют представления о человеке, выводя ребенка за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольника становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом. Поэтому он старается все делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.
Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые не могут иметь со взрослыми.
Уже к шести годам ребенок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые убеждения и характер, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники способны уже не только оценить себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему отнестись. В этом возрасте происходит уже условное разделение детей на популярных и непопулярных. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми.
В любой группе есть неуверенные дети. Причины могут быть разными (характер самого ребенка, стиль семейного воспитания, смена коллектива сверстников, недостаток общения и др.), но в любом случае таким ребятам требуется особое внимание.
В качестве основных задач развития социальной уверенности детей выделяют следующие:
расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия на межличностном уровне, построение социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в условиях образовательного учреждения;
формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
Задачи развития социальной уверенности детей реализуются через:
игровую деятельность;
формирование благоприятного психологического климата;
создание оптимальной предметно-пространственной среды.
Этапы работы с детьми:
Объединение, эмоциональное сближение детей.
Развитие системы восприятия.
Развитие социальных способностей.
Развитие социальных навыков.
Одним из условий проведения специальных игр и упражнений с дошкольниками является их систематичность. Второе условие – предварительная работа с детьми в течение дня: чтение соответствующей художественной литературы, рассказывание историй из своего опыта, беседы, изготовление атрибутов и др. Важна также и последующая работа после занятий для закрепления поведенческого опыта детей и поддержания атмосферы доверия в группе (повторение игр и упражнений в повседневной жизни, ритуалы, художественная деятельность детей).
Для создания благоприятного психологического климата в процессе совместной деятельности взрослого с детьми необходимо:
находиться на расстоянии 40 – 70см от детей в позиции лицом к лицу, на уровне глаз детей, при этом взгляд взрослого должен быть заинтересованным;
улыбаться ребенку, использовать ласковые, мягкие интонации, говорить не очень громко и не слишком быстро.
На занятии нужно эмоционально поддерживать детей, со вниманием относиться к инициативным высказываниям, доброжелательно реагировать на действия ребят.
Для решения поставленных задач используются следующие формы работы с детьми:
1) игры и упражнения, направленные на формирование позитивного опыта самопознания и самовыражения:
«Волшебный клубочек»
«Найди друга»
«Обнималочки»
«Ручеёк»
«Угадай-ка»
«Солнышко»
игровое упражнение «Доброе тепло» и др.
Данные игры способствуют воспитанию чувства единства, сплоченности, принадлежности к группе. Проводятся в утренние и вечерние часы по желанию детей.
2) Социально ориентированной деятельностью является также театрализация. Она способствует раскрепощению, активизации имеющихся творческих возможностей, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости. Дети учатся осознавать свои эмоции, настроение, уважать чувства других людей.
3) Широко используются в педагогической деятельности формы работы, направленные на осознание ребенком значимости своей личности:
коллективные и авторские выставки, на которые приглашаются дети младшего возраста;
презентации личных и семейных коллекций, хобби;
альбомы с фотографиями членов семьи ребенка, его самого в разные этапы развития;
проектная деятельность.
4) Ритуалы, направленные на повышение общего эмоционального фона, существенно улучшают психологический микроклимат в группе:
«Минутки вхождения в день»;
«сонные игрушки» для малышей;
рассуждалки», которые помогают в непринужденной форме обговорить поступки детей и разные ситуации, произошедшие в группе;
традиционное изготовление детьми «подарка для заболевшего друга» (рисунки, поделки), «Альбома для именинника»;
5) При организации образовательной деятельности, в ходе режимных моментов создаются ситуации успеха, которые помогают нерешительным, медлительным, замкнутым детям обрести уверенность в своих силах. Повышению самооценки таких детей способствует анализ продуктов детской деятельности. При этом педагогу следует помнить, что к похвале нужно относиться осторожно. Она должна быть не прямой, оценивающей, а описательной, касаться только деятельности ребенка. Ведь похвала, не соответствующая представлению ребенка о себе, воспринимается им как неискренность. Следует избегать также негативных высказываний, нотаций, поучений, наставлений, которые могут стать препятствием для совместных действий и взаимопонимания. Необходимо находить положительные моменты в любой детской работе, предложить каждому рассказать о своем замысле, обыграть поделку, рисунок.
6) Опытный педагог внимательно наблюдает за развитием дружеских отношений в коллективе детей. Совместно с психологом детского сада выявляет «непринятых» ребят (например, вновь поступившие в группу дети) и планирует работу по их социальной адаптации.
7) Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи.
С целью накопления детьми опыта разновозрастного общения, оптимизации детско-родительских отношений нужно активно вовлекать родителей в жизнь группы. Например, организовывать:
выставки совместного творчества;
изготовление поделок, игрушек в мастерской «Театр своими руками»;
«вечера общения» «Поиграй со мною, мама /папа»;
беседы с участием родителей для знакомства детей с различными профессиями;
совместные праздники, развлечения, викторины;
поездки с родителями на природу, экскурсии;
совместные посещения театров, музеев;
совместный труд с целью создания комфортной развивающей среды в группе и на участке.
Решающим фактором в организации благоприятного взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» является эмоциональное состояние педагога, его настроение, интерес. Необходимо исключить всякое давление, принуждение, осуждение, быть терпеливыми и доброжелательными, и тогда успех - гарантирован!
Таким образом, целенаправленно работая над проблемой, используя специальные программы и разработки, взрослые помогают детям приобрести навык уверенного поведения, развивая в процессе общения их социальные способности.
Литература:
Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. - (Приложение к журналу «Управление ДО»).
Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - 224 с. - (Здоровьесберегающая педагогика).
Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру./Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./ Л.И. Катаева. - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г. - 224с.