Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 17.01.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Федорова, В. А. Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения / В. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 485-487. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98710/ (дата обращения: 16.12.2024).



Информационная эпоха характеризуется повсеместной интеграцией несовместимых ранее областей человеческого знания, подобные процессы характерны и для современной системы образования в Российский Федерации. В зависимости от запросов школьников и их родителей, меняются формы и форматы получения образования. Внедрение дистанционного обучения во время пандемии коронавируса (COVID-19) в 2020 году положительно повлияло на отрасль, когда практически вся Россия ушла на дистанционную форму получения образования. Для многих данный формат стал удобнее и позволил школьникам самостоятельно выбирать способы получения образования, которые закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данному закону, в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность или вне организаций, например, дома в форме семейного образования или самообразования. В образовательных организациях с учетом потребностей и возможностей обучающегося, образование осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Также допускается сочетание различных форм получения образования [1].

Очный формат обучения считается классическим способом получения образования, закрепленным в нашем государстве давно. При очном обучении учащийся посещает образовательное учреждение, находится в обществе, взаимодействует с окружающей средой. Данный формат обучения приветствуется приверженцами традиционного образования. Однако существует категория школьников, для которых посещение образовательного учреждения не представляется возможным. Это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, профессиональные спортсмены или учащиеся, связанные с творческим видом деятельности, которым необходим индивидуальный график посещения образовательного учреждения, а также дети, которые стали жертвой булинга или травли. С развитием технологий и увеличением it-возможностей в современной России для таких детей процесс получения образования перешел на новый уровень.

Сегодня важно понять разницу между дистанционным, очно-заочным и заочным образованием. При заочном обучении школьник занимается самостоятельно, смотрит видео уроки или изучает материал по готовым лекциям в презентациях и вынужден приезжать очно сдавать аттестационные работы. Дистанционное обучение предполагает взаимодействие с учителями онлайн, посредством, различных платформ, таких как ZOOM или TEAMS. Заочное и очно-заочное обучение имеет небольшую, но все же разницу. Если при заочном обучении ученику необходимо приезжать только для сдачи промежуточной аттестации, а иногда и вовсе сдавать ее дистанционно, то при очно-заочной форме учащиеся посещают образовательные учреждения для сдачи обязательных работ, таких как ВПР и др. Кроме того, возможно посещение образовательного учреждения в целях участия в каких-либо досуговых или спортивных мероприятиях.

Несмотря на ряд объективных плюсов заочного и очно-заочного обучения, также есть и ряд определенных минусов. Среди них можно выделить: ограничение взаимодействия с друзьями, одноклассниками, учителями, недостаточное электронное оснащение и самое важное — слабая мотивация и недостаток самодисциплины.

Для многих учащихся переход на заочную или очно-заочную форму обучения означает «перестать учиться вовсе». Если при посещении образовательного учреждения возникают своеобразные поручни, которые подталкивают учащихся выполнять домашнее задание, активно отвечать на уроках, быть более сконцентрированным на проверочных работах или просто участвовать в жизни школы, то занимаясь дома, учащийся не имеет такой возможности.

Большинство родителей полагают, что, предоставив ребенку большую свободу и независимость от государственной школы, они мотивируют его на обучение. Однако, данная теория работает не всегда. Безусловно, есть учащиеся, которые ответственно подходят к своему будущему, качественно готовятся к сдачи аттестационных работ и понимают, что ответственность за уровень своего образования они несут сами. Но есть и другая сторона медали. Зачастую законные представители несовершеннолетних учащихся работают, занимаются домашними делами и полностью взять контроль над обучением ребенка дома для них не представляется возможным. Особенно требуется контроль процесса обучения учащихся подросткового возраста, так как переходный возраст, протестное настроение, политика «я взрослый и самостоятельный, не хожу в школу», требуют повышенного участия родителей в образовательном процессе детей.

Познавательная активность учащихся складывается, прежде всего, из мотивации, которая в свою очередь состоит из частей, каждую из которых необходимо прорабатывать вместе с ребенком, особенно с тем, который обучается дома. Рассмотрим составляющие и способы, которые помогают развивать данные части. Во-первых, учащемуся необходимо определить цель его обучения и лучше, если он сам поставит перед собой эту цель, а не примет вынужденную навязанную родителями или школой. Во-вторых, большое значение имеет любознательность. Для младших школьников собственные интересные открытия и познание чего-то нового станет хорошей мотивацией. Для развития любознательности у школьников родителям можно использовать различные формы преподнесения образовательного материала, а также посещать различные выставки, экспериментальные станции и музеи. Для средней и старшей школы мотивацией может выступать самоутверждение и достижение определенного успеха. Важным связующим звеном между частями мотивации можно выделить эмоциональный компонент. При благоприятной эмоциональной атмосфере в семье и ближайшем у ребенка окружении происходит активное формирование здоровой мотивации к обучению.

При переводе учащегося на заочный или очно-заочный формат обучения важно, чтобы родитель брал ответственность, в первую очередь, на себя и понимал, что при неокрепшей детской психике и переходном возрасте, учащийся без поддержки взрослого не сможет самостоятельно освоить достаточно большой объем школьной образовательной программы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, учащийся, TEAMS, ZOOM, дистанционное обучение, заочное обучение, очно-заочное обучение, ребенок, Российская Федерация, способ получения образования.


Похожие статьи

Развитие познавательных потребностей обучающихся в режиме деятельностного подхода

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста как результат самообразовательной деятельности

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Похожие статьи

Развитие познавательных потребностей обучающихся в режиме деятельностного подхода

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста как результат самообразовательной деятельности

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Задать вопрос