Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование самостоятельных навыков работы обучающихся при дистанционном обучении

Педагогика
01.04.2022
118
Поделиться
Библиографическое описание
Ахиярова, Э. И. Формирование самостоятельных навыков работы обучающихся при дистанционном обучении / Э. И. Ахиярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 101-102. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89847/.


Самостоятельная деятельность замечательно подходит для того, чтобы обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить индивидуально, творчески подходя к решению поставленных задач.

Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО) — это, конечно же, современные возможности коммуникации, новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. В наши дни обществом востребована современная личность, способная ориентироваться в бесконечном потоке информации, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В данном положении педагог получает главную роль — роль проводника знаний, помощника.

Безусловно, использование ДОТ и ЭО — это уникальная возможность улучшить процесс обучения, которую мы имеем благодаря развитым технологиям, различным платформам и программам. Это огромное количество полезной информации, увлекательных игр, красочных картинок и всевозможных викторин. Но, нужно отметить, что так же это является и вынужденной мерой в это непростое для всего мира время. А этот «дар» современных технологий нам еще предстоит научиться использовать должным образом.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, имея при себе привычные гаджеты- средства обучения и возможность контакта и консультации с учителем по телефону, электронной почте, What’s app. Важно, что эта система обучения призвана не выживать, а дополнять традиционную систему образования.

С помощью дистанционного обучения идет формирование навыков самостоятельной работы учащихся, и это одна из главных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения. Во ФГОС этому уделяется очень большое внимание (средствам, которые обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности).

В процессе дистанционного обучения ученики понимают, насколько большая ответственность на них возложена, и стараются проявлять большую самостоятельность.

Но нельзя забывать про так называемый «соблазн» несамостоятельной и недобросовестной учебы и недостаточного контроля выполнения работ. И это, на мой взгляд, один из главных недостатков дистанционного обучения.

Отсутствие личного зрительного контакта и общения между учителем и обучающимся приводят к тому, что ученик перестает видеть или видит недолжным образом смысл и ценность в самостоятельном выполнении работы. А учитель не имеет возможности контролировать, исправлять и оценивать работу студентов достаточно качественно и объективно.

Обучающиеся живут среди множества приложений, платформ и гаджетов, которые, к сожалению, не совсем ориентированы на процесс добывания знаний, умений и навыков в традиционном понятии. Они находятся под влиянием тенденций моды, масс медиа, социальных сетей и т. д. То есть, имея современный гаджет, ребенок стремится больше времени уделить на просмотр видео в Tik Tok, научиться какому-нибудь танцу или челенджу в Instagram, чем просмотру видеоурока по биологии или изучению параграфа по истории России.

Решение, которое нужно донести до учеников и их родителей, это то, что положительная оценка не является конечной целью, а ею являются качественные знания, которые дети могут добыть при самостоятельной работе и успешно их применить в жизни. Тут нужно просто созреть и понять, что учеба нужна, в первую очередь, детям, и только при самостоятельном обучении в их голове отложатся нужные знания.

Говоря о мотивации детей, нельзя также забывать и про нагрузку учителей и разный уровень обучающихся в одном классе или детей с ОВЗ. Индивидуальный подход, который ведется при традиционном «очном» обучении, сложно предусмотреть при ДО. Речь идет о так называемом человеческом факторе.

На уроке легко понять, у какого ребенка плохое настроение или какие-то проблемы, кого нужно сильнее заинтересовать, улыбнуться или просто задать наводящий вопрос, сделать интересную рефлексию, провести межпредметную или личную связь и т. д. А при онлайн- уроке в Zoom или Skype не совсем понятны настроение ребенка, его эмоции.

Со стороны школы и педагога требуется создание конкретных систематизированных и подстроенных под каждый предмет онлайн- платформ, которые будут содержать в себе автоматические проверки заданий тестовых видов и вместе с этим красочную подборку видеоуроков и презентаций, которые базируются на УМК школы, имели идентичную лексическую и грамматическую составляющую, чего, к сожалению, пока не наблюдается в большинстве используемых платформ.

Необходимо продумать систему накопления баллов, влияющих на оценку, которые могли бы повысить мотивацию обучающихся. Оценка творческого подхода работы детей, «заставить» детей думать индивидуально, а не цитатами из Интернета, научить не бояться ошибок и плохих отметок.

Каждый ребенок стремится быть самостоятельным, но не умеет или не может ее проявить преднамеренно. Задача школы и учителя — помочь школьнику адаптироваться к новой учебной обстановке.

Литература:

  1. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В. К. Буряк. — М.: Аспект пресс, 2013. — 272 с.
  2. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной / — М., Издательский центр «Академия»,2011. — 464 с.
  3. Гаврилова, Т. Н. Актуальность использования дистанционных образовательных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения. / Гаврилова Т. Н.// — 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://ито-ростов.рф (Дата обращения: 21.02.2018)
  4. Дик, Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Дик, Н. Ф. Ростов-на-Дону. Феникс, 2013. — 288 с.
  5. Есипов, Б.П., Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке / Б. П. Есипов. — М.: Педагогика, 2011. — 415 с.
  6. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. / Есипов, Б.П. — М.: Просвещение, 2010. — 59с.
  7. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. — М.,- 2017–170 с.
  8. Зайченко, Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. / Зайченко, Т.П — СПб. Астерион, 2010.- 210с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
самостоятельная деятельность
дистанционное обучение
электронное обучение
навыки самостоятельной работы
интенсивная самостоятельная работа
формирование навыков
мотивация учащихся
индивидуальный подход
ФГОС
образовательные технологии
Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 101-102):
Часть 2 (стр. 83-167)
Расположение в файле:
стр. 83стр. 101-102стр. 167

Молодой учёный