Самостоятельная деятельность замечательно подходит для того, чтобы обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить индивидуально, творчески подходя к решению поставленных задач.
Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО) — это, конечно же, современные возможности коммуникации, новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. В наши дни обществом востребована современная личность, способная ориентироваться в бесконечном потоке информации, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В данном положении педагог получает главную роль — роль проводника знаний, помощника.
Безусловно, использование ДОТ и ЭО — это уникальная возможность улучшить процесс обучения, которую мы имеем благодаря развитым технологиям, различным платформам и программам. Это огромное количество полезной информации, увлекательных игр, красочных картинок и всевозможных викторин. Но, нужно отметить, что так же это является и вынужденной мерой в это непростое для всего мира время. А этот «дар» современных технологий нам еще предстоит научиться использовать должным образом.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, имея при себе привычные гаджеты- средства обучения и возможность контакта и консультации с учителем по телефону, электронной почте, What’s app. Важно, что эта система обучения призвана не выживать, а дополнять традиционную систему образования.
С помощью дистанционного обучения идет формирование навыков самостоятельной работы учащихся, и это одна из главных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения. Во ФГОС этому уделяется очень большое внимание (средствам, которые обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности).
В процессе дистанционного обучения ученики понимают, насколько большая ответственность на них возложена, и стараются проявлять большую самостоятельность.
Но нельзя забывать про так называемый «соблазн» несамостоятельной и недобросовестной учебы и недостаточного контроля выполнения работ. И это, на мой взгляд, один из главных недостатков дистанционного обучения.
Отсутствие личного зрительного контакта и общения между учителем и обучающимся приводят к тому, что ученик перестает видеть или видит недолжным образом смысл и ценность в самостоятельном выполнении работы. А учитель не имеет возможности контролировать, исправлять и оценивать работу студентов достаточно качественно и объективно.
Обучающиеся живут среди множества приложений, платформ и гаджетов, которые, к сожалению, не совсем ориентированы на процесс добывания знаний, умений и навыков в традиционном понятии. Они находятся под влиянием тенденций моды, масс медиа, социальных сетей и т. д. То есть, имея современный гаджет, ребенок стремится больше времени уделить на просмотр видео в Tik Tok, научиться какому-нибудь танцу или челенджу в Instagram, чем просмотру видеоурока по биологии или изучению параграфа по истории России.
Решение, которое нужно донести до учеников и их родителей, это то, что положительная оценка не является конечной целью, а ею являются качественные знания, которые дети могут добыть при самостоятельной работе и успешно их применить в жизни. Тут нужно просто созреть и понять, что учеба нужна, в первую очередь, детям, и только при самостоятельном обучении в их голове отложатся нужные знания.
Говоря о мотивации детей, нельзя также забывать и про нагрузку учителей и разный уровень обучающихся в одном классе или детей с ОВЗ. Индивидуальный подход, который ведется при традиционном «очном» обучении, сложно предусмотреть при ДО. Речь идет о так называемом человеческом факторе.
На уроке легко понять, у какого ребенка плохое настроение или какие-то проблемы, кого нужно сильнее заинтересовать, улыбнуться или просто задать наводящий вопрос, сделать интересную рефлексию, провести межпредметную или личную связь и т. д. А при онлайн- уроке в Zoom или Skype не совсем понятны настроение ребенка, его эмоции.
Со стороны школы и педагога требуется создание конкретных систематизированных и подстроенных под каждый предмет онлайн- платформ, которые будут содержать в себе автоматические проверки заданий тестовых видов и вместе с этим красочную подборку видеоуроков и презентаций, которые базируются на УМК школы, имели идентичную лексическую и грамматическую составляющую, чего, к сожалению, пока не наблюдается в большинстве используемых платформ.
Необходимо продумать систему накопления баллов, влияющих на оценку, которые могли бы повысить мотивацию обучающихся. Оценка творческого подхода работы детей, «заставить» детей думать индивидуально, а не цитатами из Интернета, научить не бояться ошибок и плохих отметок.
Каждый ребенок стремится быть самостоятельным, но не умеет или не может ее проявить преднамеренно. Задача школы и учителя — помочь школьнику адаптироваться к новой учебной обстановке.
Литература:
- Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В. К. Буряк. — М.: Аспект пресс, 2013. — 272 с.
- Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной / — М., Издательский центр «Академия»,2011. — 464 с.
- Гаврилова, Т. Н. Актуальность использования дистанционных образовательных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения. / Гаврилова Т. Н.// — 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://ито-ростов.рф (Дата обращения: 21.02.2018)
- Дик, Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Дик, Н. Ф. Ростов-на-Дону. Феникс, 2013. — 288 с.
- Есипов, Б.П., Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке / Б. П. Есипов. — М.: Педагогика, 2011. — 415 с.
- Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. / Есипов, Б.П. — М.: Просвещение, 2010. — 59с.
- Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. — М.,- 2017–170 с.
- Зайченко, Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. / Зайченко, Т.П — СПб. Астерион, 2010.- 210с.