Возможности обучающихся в выборе форм обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 29.06.2019

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Панина, Н. В. Возможности обучающихся в выборе форм обучения / Н. В. Панина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 320-321. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61252/ (дата обращения: 19.12.2024).



До недавнего времени школа была единственным местом, а школьное обучение — единственным способом, возможностью получить образование. Для современного человека доступна самая разнообразная информация, он мобилен и обладает свободой в выборе собственной позиции и отношения к явлениям действительности, к которым относится и школьное образование. Поэтому как у родителей, так и у детей появилась возможность выбора той формы обучения, которая больше подходит, больший эффект дает в плане образования, просто интереснее или кажется более эффективной на каком-то этапе, чем традиционная школа. Тем более, что в настоящее время на государственном уровне сформирована юридическая база, разрешающая ряд форм обучения (ФЗ № 273).

Статья 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что существует две формы получения образования: как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность [2]

Для каждой из этих форм получения образования регламентирован ряд форм обучения. Вне образовательной организации формами обучения являются семейное обучение и самообразование, а для получения образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, — очная, заочная и очно-заочная формы обучения (см. рис.).

Рис. 1. Формы получения образования и формы обучения

Очно-заочная форма обучения уже давно неявно достаточно востребована, причем очень разными категориями родителей и учащихся.

  1. Дети, которым не интересно, некомфортно в школе, которые учатся в своем режиме и темпе (с опережением или отставанием), но чьи родители не готовы или не имеют возможности совсем выйти из системы школьного обучения, например, уйдя на семейное образование.
  2. Дети, большую часть учебного года проживающие с родителями за границей, имеющие возможность пройти аттестацию в определенные сроки, только когда они приезжают в Россию.
  3. Категория людей разного возраста, которая возникла после закрытия вечерних школ. Зачастую это взрослые, во многом состоявшиеся люди, которые в свое время по самым разным причинам не смогли или не захотели получить аттестат о среднем образовании.

Очно-заочное обучение — форма, разрешенная законом, но локальная документация для образовательных организаций не разработана. Есть опыт Москвы и Санкт-Петербурга, но и там нет единообразия, системы. В Приморском крае и Владивостоке только начинается разработка и внедрение локальной документации, регулирующей отношения субъектов образовательного процесса относительно очно-заочной и заочной форм обучения. Причем вопрос не только в организационных проблемах, но и в финансировании работы образовательной организации с учащимися, находящимися на заочном или очно-заочном обучении.

В 2018–2019 учебном году запущен совместный проект Управления образованием администрации г. Владивостока и ДВФУ, в который включены ряд школ города.

Цель проекта — разработка локальной документации по всем формам школьного обучения для общеобразовательных организаций. В настоящее время над реализацией данной цели работает команда, состоящая из учителей общеобразовательных школ и научных сотрудников ДВФУ.

Современные родители обладают свободой выбора. Они могут выбрать учителя, программу, школу, или выбрать образование вне школы. Выбирая школу, родители могут сделать выбор между очной формой обучения, которая предполагается по умолчанию, и очно-заочной и заочной формами, что происходит сегодня все чаще.

Школа сегодня не отвечает многим запросам и требованиям современного мира, и очно-заочная форма является ресурсным направлением школьного обучения. Используя ресурсы очно-заочного обучения и школы, родители могут создавать индивидуальную образовательную траекторию для своего ребенка.

Литература:

  1. Касаткин М. Н. Семейное образование как правовая форма получения образования в России и Великобритании // Вестник Московского университете МВД России, 2015; режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/semeynoe-obrazovanie-kak-pravovaya-forma-polucheniya-obrazovaniya-v-rossii-i-velikobritanii
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации», режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  3. Цомартова Ф. В., Качмазова Л. Г. Получение образования вне образовательных организаций: правовые перспективы // Журнал российского права, 2014; режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/poluchenie-obrazovaniya-vne-obrazovatelnyh-organizatsiy-pravovye-perspektivy
Основные термины (генерируются автоматически): школьное обучение, локальная документация, образовательная деятельность, очно-заочное обучение, форма обучения, форма получения образования, школа, заочная форма, образовательная организация, очно-заочная форма.


Похожие статьи

Приемы интерактивного обучения при формировании социокультурной компетенции обучающихся

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Актуальность использования элементов электронного обучения при организации самостоятельной работы студентов

Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Особенности профессионального обучения взрослых

Похожие статьи

Приемы интерактивного обучения при формировании социокультурной компетенции обучающихся

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Актуальность использования элементов электронного обучения при организации самостоятельной работы студентов

Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Особенности профессионального обучения взрослых

Задать вопрос