Дистанционное обучение и здоровьесбережение обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 10.01.2021

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Сечкина, В. И. Дистанционное обучение и здоровьесбережение обучающихся / В. И. Сечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77468/ (дата обращения: 16.11.2024).



В Российской Федерации дистанционное обучение получило официальное начало с даты выходы приказа Министерства образования № 1050 от 30 мая 1997 года, благодаря которому было позволено проводить эксперимент дистанционного обучения.

Согласно ст.16 Федерального закона под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Есть определенные категории обучающихся, для которых дистанционное обучение может быть единственной или наиболее доступной формой получения образования. Такие категории обучающихся определены в соответствии с Письмом Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17–13–186 «О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы». Порядок организации обучения в данных условиях регламентируется согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2009 г. № 06–1254 «О направлении Рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации».

Особую группу составляют дети с ОВЗ, обучающиеся на дому по образовательным программам, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.

2020 год — период роста популярности дистанционных образовательных технологий (ДОТ), масштабной апробации технологий и оценки их эффективности.

К основным формам дистанционного обучения относятся:

– Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

– Веб-занятия –дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, практикумы и другие формы занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет.

– Телеконференции — проводятся на основе рассылки с использованием WhatsApp и электронной почты.

Все вышеперечисленные формы обучения предполагают выстраивание образовательного процесса преимущественно при помощи электронных ресурсов. А значит необходимо рассмотреть вопрос технического оснащения как педагога, так и наличие компьютера с хорошим интернетом дома у ученика.

При такой организации предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, включая видео и аудио конференции, всех информационных ресурсов Интернета, открывается возможность индивидуализировать процесс обучения и воспитания, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от материальных условий и места проживания.

Преподаватель может применять индивидуальную, гибкую методику обучения, а ученик может выбрать свой темп изучения материала. Расширяются возможности для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящимися на домашнем обучении или длительно болеющими. Решается проблема гибкого графика обучения, занятия проходят в любое время, с любой интенсивностью.

Заботясь о здоровье обучающихся? важно комфортно организовать учебный процесс в домашней обстановке:

– Технические средства обучения должны находиться на расстоянии вытянутой руки от воспитанника

– Рабочий стол постараться расположить рядом с окном. Естественное освещение важно для здоровья!

– Организовать правильное освещение: свет должен падать на клавиатуру сверху

– Регулярно проветривать помещение, где занимается ребенок, устраивать физкультминутки

– Обеспечить достаточное пространство для письменной работы и занятий за компьютером

– Оборудование должно быть недоступно домашним животным

– Следить за осанкой, спина во время занятий должна быть ровной

Стараясь снизить нагрузку на ребенка при работе за компьютером, необходимо устраивать перерывы в занятиях, для выполнения физических упражнений, профилактики общей утомляемости, и выполнять гимнастику для глаз.

– Безопасная продолжительность работы за компьютером

1–4 классы: 15 минут

5–7 классы: 20 минут

8–11 классы:25 минут

– Гимнастика для глаз:

1) Быстро поморгать, закрыть глаза, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2) Крепко зажмурить глаза[U1][U2] и считать до 3. Открыть глаза и посмотреть вдаль, считать до 5.

3) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет1–6

Каждое упражнение повторить по 4–5 раз.

Огромное значение, при работе в дистанционном формате, имеет поддержка психологического климата. Очень важно создание теплой дружественной атмосферы.

Встречайте участников всегда радостно [7]. Доброжелательный настрой ведущего может способствовать созданию положительной атмосферы и доверительной обстановке. Мы всегда воспринимаем лучше людей, которые нам искренне рады, чем тех, которые строги и холодны с нами. Проявление радушия важно, но оно не должно быть сродни панибратству. Доброжелательное приветствие должно быть одинаковым в отношении всех.

Каждый человек ощущает себя отдельной персоной за своим компьютером. Обращение лично к нему заставляет включиться в процесс. Имя человека — это одно из самых важных проявлений личности, которое у него есть. Обращение по имени заставляет человека сразу среагировать. Кроме того, это придаст важности тому, о чем Вы его спрашиваете. Ведь, называя по имени, преподаватель интересуется лично его мнением, что для каждого человека имеет особое значение. Если он застенчив и стесняется, не нужно на него давить и заставлять ответить. Но периодически обращаться к нему все-таки важно. Это является своеобразным подтверждением того, что человек здесь, с нами и мы видим, что он принимает участие в нашем занятии.

При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Главным результатом учебного процесса становится усвоение знаний, овладение новыми способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала, сохранение физического и психоэмоционального здоровья обучающихся.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2009 г. № 06–1254 «О направлении Рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 10 декабря 2012 года № 07–832 «О методических рекомендациях».
  5. Письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17–13–186 «О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы».
  6. Организационные формы дистанционного обучения и специфика их применения в информационно-образовательной среде. file:///C:/Users/User/Desktop/organizatsionnye-formy-distantsionnogo-obucheniya-i-spetsifika-ih-primeneniya-v-informatsionno-obrazovatelnoy-srede.html
  7. Манухина С.Ю. И в онлайне важно улыбаться: 13 полезных советов, как провести урок в сети.// МЕЛ. Электронный журнал. 2020 https://mel.fm/blog/svetlana-manukhina/73965-i-v-onlayne-vazhno-ulybatsya-13-poleznykh-sovetov-kak-provesti-urok-v-seti

[U1]

[U2]

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, Российская Федерация, вытянутая рука, занятие, категория обучающихся, компьютер, образовательный процесс, ребенок, учебный процесс.


Задать вопрос