Состояние здоровья человека зависит от многих факторов, среди которых одним из значимых является не только образ жизни, но и его стиль [7, 10].
В педагогической практике в настоящее время не удается успешно решить социально-педагогическую задачу, связанную с состоянием здоровья подрастающего поколения, о чем свидетельствует факт возрастания числа детей с ослабленным здоровьем.
Ухудшение здоровья обучающихся в условиях современных социальных, экономических, экологических и других проблем доказывает недоработку в системе воспитания, ориентирующего их в основном на физическое развитие и мало учитывающего все остальные факторы здоровья [19].
На одном из первых мест в перечне причин детской и подростковой заболеваемости стоят заболевания нервной системы и психические расстройства, в развитие которых свой вклад вносит образовательная система. Неблагополучие наглядно демонстрируют и статистические данные, представленные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН. Так, за последнее время суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди учеников начальной школы увеличилась на 54,5 %. При этом частота встречаемости хронических болезней возросла в среднем на 30 % [2. 3].
Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, таких как: неполноценное питание, гиподинамия школьников; несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, пребывания на воздухе, высокий объем суммарных нагрузок, интенсификацию учебного процесса, выражающуюся в увеличении объема изучаемого учебного материала, количества уроков в день при сокращении продолжительности урока и учебной недели, являются основными агрессивными факторами риска для здоровья школьников, оказывающими негативное воздействие на растущий детский организм [8, 11,14, 17].
Немаловажным является и то, что все болезни «родом из детства». Период дошкольного детства является основополагающим в становлении здоровья. Это накладывает ряд обязательств перед дошкольными образовательными учреждениями. Для реализации аксеологического подхода к формированию ценностного отношения воспитанников к здоровью необходимо организовать оздоровительную деятельность таким образом, чтобы они ощутили себя главным действующим лицом в творческом процессе становления своего здоровья [18].
Показатели сохранения здоровья педагогов также выглядят не должным образом. Ученые отмечают, что педагоги, как участники образовательного процесса, отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья, которые снижаются с увеличения их рабочего стажа [6, 15, 19]. Анализ педагогической практики выявил низкий уровень валеологической подготовки современного педагога, что выражается в отсутствии общей культуры здоровья, неумении работать с различными категориями детей в режиме здоровьесберегающих образовательных технологий.
Педагоги не готовы создавать благоприятные педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. В их работе проявляется незнание типологии детских проблем (детства в целом), психологии и физиологии детей и т. д. [4].
Из вышесказанного видно, что одной из основных причин ухудшения состояния здоровья всех субъектов образовательного процесса является несознательное отношение к здоровью как в сфере образовании так и в обществе. Заниженное самосознание педагогов и родителей в отношении ценности здоровья и самоответственности человека за состояние собственного здоровья приносит негативные результаты. Мало людей, в том числе и среди педагогов, которые ведут здоровый образ жизни и могут личным примером убедить детей и подростков в его необходимости,
Передать опыт ценностного отношения к здоровью, доказать необходимость ведения здорового образа жизни, своим примером может только тот педагог, который сам ответственно относится к своему здоровью и здоровью окружающих, знает законы его сохранения и укрепления, является сторонником здорового образа жизни, умеет и создает условия для формирования здоровьесбергающего самоотношения и ценностных ориентаций на здоровьесбережение у своих воспитанников, имеет достаточно знаний по культуре здоровья, психологии, физиологии человека [1, 9, 12].
Негативные тенденции в сфере образования, относительно здоровьесбережения и здоровьеформирования, позволяют говорить о необходимости подготовки современных педагогов по проблемам здоровьесбережения, что обусловливает выделение среди прочих профессионально-педагогических компетентностей такого понятия как компетентность здоровьесбережения [5, 16].
Современные требования к системе общего образования, выражающиеся в приоритете гуманистических целей; обращенности к «внутренним сферам» личности; переходе на системно-деятельностный и компетентностный подходы; учете в оценке качества образования совокупности личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы; актуализации задач социализации, воспитания и развития обучающихся с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных различий; необходимости формирования универсальных учебных действий, оказания психолого-педагогической и валеологической помощи и поддержки ребенка в процессе его развития и саморазвития, содействия духовно-нравственному становлению личности, формирования культуры безопасного и здорового образа жизни, привлечения в образовательный процесс современных образовательных технологий, использующих психологические по форме и содержанию методы педагогического воздействия, демонстрации в профессиональном поведении учителя компетентных педагогических реакций в процессе взаимодействия с учащимися, родителями, коллегами, усиливают потребность в «валеологизации» педагогического сознания [13]. Факт низкой культуры здоровья современных педагогов свидетельствует о необходимости повышения уровня культуры здоровья и компетентности здоровьесбережения всех участников образовательного процесса и, соответственно, о необходимости совершенствования учебного процесса педагогического вуза, создания программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в части повышения уровня культуры здоровья и формирования у них компетентности здоровьесбережения.
Литература:
1. Марецкая Н. И., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Компетентный подход к проектированию информационно-развивающего пространства в детском саду / Концепт. — 2013. — № 03 (март). — C. 112–119. — ART 13060. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13060.htm. — Гос. рег. Эл No ФС 77–49965. — ISSN 2304–120X.
2. Михайлов Л. А., Корчагина Г. А., Сопко Г. И., Скворцова Н. Н., Шатровой О. В. Первичная профилактика зависимого поведения детей и подростков — путь к сохранению здоровья / В сборнике: Здоровье детей как ценность культуры/ Материалы Х Международной конференции. Главный редактор: К. В. Султанов. 2003. — С. 277–279.
3. Михайлов Л. А., Корчагина Г. А., Сопко Г. И., Шатровой О. В., Скворцова Н. Н. Роль образовательного процесса в формировании здорового образа жизни/ В сборнике: Здоровье детей как ценность культуры. Материалы Х Международной конференции. Главный редактор: К. В. Султанов. 2003. — С. 274–277.
4. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. Значение формирования здоровьесберегающих компетенций педагога / Школа будущего. — 2013. — № 2. — С. 138–142.
5. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. Формирование здоровьесберегающей компетентности у студентов педагогического вуза / Педагогика и современность. — 2014. — № 1. — С. 107–111.
6. Пазыркина М. В., Сопко Г. И., Журина Т. Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога /Молодой ученый.- 2012. — № 3. — С. 380–382.
7. Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Шатровой О. В. Здоровье как системный индикатор самоидентификации ребенка/ В сборнике: Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры. Материалы ХУШ Международной конференции. СПб. 2011. — С. 600–604.
8. Соломин В. П., Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И. Значение валеологии как учебной дисциплины в педагогическом университете / В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. редкол.: В. В. Латюшин, гл. ред. и др.. 2005. — С. 31–33.
9. Соломин В. П., Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И. Профилактика инфекционных болезней в образовательной программе педагогического вуза / В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. редкол.: В. В. Латюшин, гл. ред. и др.. 2005. — С. 51.
10. Сопко Г. И. Образ жизни и здоровье /Основы валеологии: уч. пособие. — СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена. 1999. С. 51–56.
11. Сопко Г. И. Пазыркина М. В. О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении. / Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С 484–486.
12. Сопко Г. И., Скворцова Н. Н., Платонов Д. В. Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». Здоровье детей как ценность культуры /Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16–18 апреля 2003. СПб. РГПУ им. А. И. Герцена. С. 313–315.
13. Сопко Г. И., Бахтин Ю. К., Пазыркина М. В. Значение формирования культуры здоровья в педагогическом университете / Приволжский научный вестник. — 2014. — № 1 (29). — С. 99–102.
14. Сопко Г. И., Михайлов Л. А., Варшамов Ю. Л. Экологическая безопасность как интерактивная дисциплина/ В сборнике: Экология. Безопасность жизнедеятельности. Валеология. Соломин В. П. сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2000. С. 156–157.
15. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Здоровье педагога и педагогический процесс. Учитель: вчера, сегодня, завтра: Материалы международной научно-практической конференции (24–25 июня 2010 г.). Ч.1. Псков. ПГПУ. 2010. С.237–238.
16. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений// Молодой ученый.- 2012. — № 6.- С. 417–420.
17. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья / Начальная школа плюс до и после. — 2012.- № 7.- C. 9–12.
18. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников (на примере ГОУ прогимназия № 698 «Пансион»). Духовные горизонты детства: материалы ХУП Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства».(21–23 апреля 2010) -СПб.: Изд-во Политех. ун-та. 2010. C.504–508.
19. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья в педагогическом образовании / Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. — 2014. — № 2.