Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 14.07.2021

Статья просмотрена: 708 раз

Библиографическое описание:

Полянская, Е. В. Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ / Е. В. Полянская, Л. Д. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83259/ (дата обращения: 17.12.2024).



Концепция Десятилетия детства определила детствосбережение главным вектором дошкольного образования. Эта идея в полной мере отражена в региональной стратегии отрасли образования Белгородской области «Доброжелательная школа», которая сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации национального проекта «Образование» и нацелена на создание доброжелательной, комфортной, психологически безопасной и благоприятной среды для всех участников образовательных отношений.

В нашем ДОУ образовательная деятельность выстраивается вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития.

Детский сад ставит современные задачи по созданию доброжелательного образовательного пространства, такие как расширение содержания образования с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

Большое значение при оформлении доброжелательного образовательного пространства ДОУ имеет использование инструментов бережливого управления. В детском саду разработаны логотипы групп с учетом мнения педагогов и родителей. Имеются элементы 5-S, визуализация. Это позволяет не только без труда ориентироваться в образовательном пространстве детского сада, но и организовать экономичную и безопасную доброжелательную среду. Элементы навигации являются и носителями информации, и выполняют роль своеобразной рекламы.

Предметно-развивающая среда — это пространство, которое, во-первых, побуждает ребенка к развитию и, во-вторых, сразу же предлагает ему возможности для этого развития. Педагоги ДОУ уделяют большое внимание, чтобы каждый предмет, каждая деталь обстановки, в которой воспитываются дети, способствовали их интеллектуальному, эмоциональному, творческому росту.

Развивающая среда наполнена различными средствами обучения и творчества, а также необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, с помощью которых дети могут выполнять разные виды деятельности, необходимые для всестороннего развития. Материалы, представленные в предметно-развивающем пространстве, позволяют детям играть, заниматься творчеством и исследовательской деятельностью, физической активностью (в том числе на развитие крупной и мелкой моторики). Содержательные компоненты развивающей среды предоставляют возможность для самовыражения детей и создают благоприятную эмоциональную атмосферу.

Для решения принципа вариативности в ДОУ ребенку предоставлена свобода выбора. Все материалы и обучающие средства разнообразны и предлагают возможность для самых разных видов активности.

Оборудование предметно-развивающей среды достаточно мобильно, педагоги могут видоизменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, интересов и потребностей конкретных детей. Одни и те же материалы могут быть использованы по-разному во время разных активностей, занятий, образовательных ситуаций.

Большинство предметов мебели и оборудования многофункциональны. Так, например, почта может быть банком или кассой в магазине, регистратурой в поликлинике или аптечным пунктом.

Все предметы находятся в зоне доступа детей. Доступность материалов и средств также является важным аспектом, предоставляющим свободу выбора.

Любое пространство разделено на функциональные зоны (спокойная, рабочая, активная). Такое пространство естественным образом подсказывает ребенку, что во всем может присутствовать порядок и организованность.

Каждую зону предметно-развивающей среды стараемся сделать уютной, чтобы в ней хотелось находиться как можно дольше: светлой, теплой, красивой. Так как дети проводят здесь практически весь день. В организации и оформлении среды учтены актуальные интересы детей, включены элементы, понятные и интересные именно современным детям, будь то игрушки, предметы интерьера или что-либо еще.

Наличие двухъярусных кроватей в спальных помещениях позволило увеличить пространство для организации детской деятельности. Здесь расположены центры малой активности, такие как: центр театрализованных игр, книжный и музыкальный, конструктивной деятельности, сюжетных игр. Появилась возможность удобно разместить оборудование для организации гимнастики после сна.

В каждой группе и в кабинетах специалистов имеются точки доступа к интернету, что является одним из компонентов создания «доброжелательного» образовательного пространства. Возможность подключения к интернету позволяет организовать использование ИКТ в образовательном процессе, обеспечить виртуальное присутствие ребенка, длительное время не посещающего детский сад, на том или ином мероприятии, общение их с друзьями.

В рамках реализации проекта «Дети в приоритете» в группах созданы уголки уединения. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в итоге, создаются необходимые условия для сохранения психического здоровья ребенка.

Следуя рекомендациям по насыщению развивающей предметно-пространственной среды элементами «доброжелательного пространства» в группах созданы постеры личностных и творческих достижений. Данные постеры способствуют развитию у дошкольников навыков сотрудничества, умение работать друг с другом (работа в парах, малых группах). Постер достижений показывает педагогам и родителям, каких личных успехов добился ребенок в дошкольном учреждении. Кроме того, постер «Наши звездочки» размещен в холле детского сада, являющегося общедоступным местом, где есть возможность познакомиться с достижениями других детей.

Большое внимание уделяем созданию образовательного пространства не только в групповых, но и во всем ДОУ. В детском саду имеются отдельные помещения музыкального и спортивного зала. Музыкальный зал оформлен в спокойных пастельных тонах, продумано тематическое оформление. Имеется зона импровизированной сцены с занавесом и закулисьем, создана костюмерная. В зрительной зоне для удобства родителей и педагогов в достаточном количестве удобные светлые офисные стулья. В музыкальном зале проводятся не только занятия и праздники для детей, но и мероприятия для педагогов и родителей.

В спортивном зале имеется все необходимое для организации физического развития детей. Большое разнообразие спортивного оборудования, соответствующего современным требованиям и интересам детей. На территории спортивная площадка со специальным покрытием и зоной, наполненной спортивным оборудованием для лазания, метания.

Спортивные зал и площадка являются важными компонентами «Доброжелательного детского сада», выполняя функции физического развития и навыков здорового образа жизни не только дошкольников, но и взрослых: как родителей, участвующих в различных мероприятиях: спортивные праздники, развлечения, дни здоровья, так и сотрудников, для которых организован спортивный клуб «Филигран».

В нашем детском саду нет просторных холлов, которые соответствуют современным требованиям, поэтому важное значение в формировании доброжелательного образовательного пространства приобретает оформление различных образовательных зон в коридорах и на лестничных площадках. Оформлена зона художественно-эстетического развития. Здесь ребята могут не только порисовать, но и выполнить различные задания.

В зоне «Времена года» размещены соответствующие картины. Здесь дети закрепляют признаки, соответствующие тому или иному времени года, подбирают картинки-ассоциации.

В образовательном центре «Гордость России» есть возможность смены экспозиции в соответствии с тематическим планированием. Здесь размещаем различные интерактивные выставки. К 23 февраля была оформлена выставка, посвященная Защитникам Отечества. Дети смогли познакомиться с различными родами войск, знаменами, рассмотреть альбомы, настоящую военную форму, поиграть с моделями военной техники, примерить солдатский ремень, подержать в руках котелок.

Для знакомства с произведениями искусства великих русских художников создан мини-вернисаж, в котором имеются не только репродукции картин, но и портреты художников, краткая информация о картине и ее авторе.

Функционирует персональная выставка, где представлены работы педагогов, детей и родителей. Для зрителей это возможность увидеть своего друга, педагога или родителя с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в том или ином виде творчества.

Сделано не мало, но нам есть к чему стремиться. Большая работа предстоит по оформлению образовательных зон на территории детского сада.

Все делается для того, чтобы детский сад постоянно подтверждал свой имидж,т. к.сегодня образовательному учреждению необходимо постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность, суметь занять индивидуальную нишу в образовательном пространстве.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, доброжелательное образовательное пространство, зона, образовательное пространство, предметно-развивающая среда, дошкольное образование, музыкальный зал, спортивное оборудование, спортивный зал.


Задать вопрос