«Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 18770 раз

Библиографическое описание:

Бережная, Р. Х. «Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства в ДОУ / Р. Х. Бережная. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5807/ (дата обращения: 22.11.2024).



Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Технология «развивающей среды» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада.

Цель «Говорящей среды»: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи «Говорящей среды»:

– создать условия для проявления познавательной активности детей

– создать условия для творческого самовыражения

– создать атмосферу эмоционального комфорта

– «рассказать» детям о теме образовательного проекта, который реализуется в данное время.

В детском саду, всем известно, дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения, своеобразный живой экран. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в моей группе организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний.

«Говорящая среда» детям рассказывает о теме дня, недели, проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.

Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду. Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними.

Уголок настроения учит детей понимать свое настроение, свои эмоции и чувства.

C:\Users\User\Desktop\3.jpg

У детей старшего дошкольного возраста возникает желание участвовать в трудовой деятельности. В уголке дежурства дети сами писали на магнитной доске, кто дежурит сегодня. Также дежурный заполнял какое сегодня число, месяц, год, день недели.

C:\Users\User\Desktop\пг.jpg C:\Users\User\Desktop\бд.jpg

Дети с удовольствием участвуют в оформлении интерьера группы к праздникам:

C:\Users\User\Desktop\ро.jpg

C:\Users\User\Desktop\юж.jpg

Дети самостоятельно обозначали центры активности:

C:\Users\User\Desktop\2.jpg C:\Users\User\Desktop\шл.jpg

Оформляли стенгазеты по проектам:

C:\Users\User\Desktop\ир.jpg C:\Users\User\Desktop\ва.jpg

C:\Users\User\Desktop\лорп.jpg

C:\Users\User\Desktop\ьл.jpg

Дети с удовольствием готовили сюрпризы друг другу, поздравляли с днем рождения...

C:\Users\User\Desktop\уцкеп.jpg C:\Users\User\Desktop\щшдло.jpg

Ребята подписывали свои шкафчики в раздевалке, рисовали автопортрет или портрет своего друга.

C:\Users\User\Desktop\тл.jpg

C:\Users\User\Desktop\апт.jpg

Все вместе мои воспитанники учились шить и вышивать и даже вышили платочки в подарок мамам!

Ребята самостоятельно организовали выставку своих работ:

C:\Users\User\Desktop\жд.jpg C:\Users\User\Desktop\смит.jpg

Дети придумали и изготовили с помощью брошюратора (помощь воспитателя) тематические книжки-малышки…

C:\Users\User\Desktop\56гшдл.jpg C:\Users\User\Desktop\мит.jpg

C:\Users\User\Desktop\енголб.jpg C:\Users\User\Desktop\65нгшл.jpg

В подготовительной группе дети весь год создавали и заполняли личные портфолио. Сами рисовали, раскрашивали, вырезали, клеили, заполняя все рубрики, которые они, кстати, и придумали.

C:\Users\User\Desktop\вапроь.jpg C:\Users\User\Desktop\чсаапщ.jpg

В конце года, на выпускном празднике, всем были торжественно вручены эти первые «документы»! Не было предела радости и гордости детей за свои достижения!..

Такая, правильно организованная, «говорящая среда» дает детям возможность почувствовать себя в своем пространстве полноправными хозяевами, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна соответствовать всем принципам развивающего пространства ДОУ, быть содержательно-насыщенной , развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также, обязательно, «говорящей»! Эта, проверенная практикой технология, дает огромный положительный результат в решении задач всестороннего развития ребенка — физическом и духовномразвитии в целом,будет способствовать формированию познавательных интересов, трудовых навыков, воображения, и просто правильного позитивного человеческого роста и общения!

Похожие статьи

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Формирование коммуникативных УУД в первом классе, на примере организации самоуправления

Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка

Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ

Система использования технологии «Экологическая перемена» в учебно-воспитательном процессе

Похожие статьи

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Формирование коммуникативных УУД в первом классе, на примере организации самоуправления

Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка

Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ

Система использования технологии «Экологическая перемена» в учебно-воспитательном процессе

Задать вопрос