«Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства в ДОУ
Автор: Бережная Резеда Хисматулловна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 01.12.2020
Статья просмотрена: 19044 раза
Библиографическое описание:
Бережная, Р. Х. «Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства в ДОУ / Р. Х. Бережная. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5807/ (дата обращения: 22.12.2024).
Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Технология «развивающей среды» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада.
Цель «Говорящей среды»: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи «Говорящей среды»:
– создать условия для проявления познавательной активности детей
– создать условия для творческого самовыражения
– создать атмосферу эмоционального комфорта
– «рассказать» детям о теме образовательного проекта, который реализуется в данное время.
В детском саду, всем известно, дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения, своеобразный живой экран. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в моей группе организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний.
«Говорящая среда» детям рассказывает о теме дня, недели, проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.
Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду. Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними.
Уголок настроения учит детей понимать свое настроение, свои эмоции и чувства.
У детей старшего дошкольного возраста возникает желание участвовать в трудовой деятельности. В уголке дежурства дети сами писали на магнитной доске, кто дежурит сегодня. Также дежурный заполнял какое сегодня число, месяц, год, день недели.
Дети с удовольствием участвуют в оформлении интерьера группы к праздникам:
Дети самостоятельно обозначали центры активности:
Оформляли стенгазеты по проектам:
Дети с удовольствием готовили сюрпризы друг другу, поздравляли с днем рождения...
Ребята подписывали свои шкафчики в раздевалке, рисовали автопортрет или портрет своего друга.
Все вместе мои воспитанники учились шить и вышивать и даже вышили платочки в подарок мамам!
Ребята самостоятельно организовали выставку своих работ:
Дети придумали и изготовили с помощью брошюратора (помощь воспитателя) тематические книжки-малышки…
В подготовительной группе дети весь год создавали и заполняли личные портфолио. Сами рисовали, раскрашивали, вырезали, клеили, заполняя все рубрики, которые они, кстати, и придумали.
В конце года, на выпускном празднике, всем были торжественно вручены эти первые «документы»! Не было предела радости и гордости детей за свои достижения!..
Такая, правильно организованная, «говорящая среда» дает детям возможность почувствовать себя в своем пространстве полноправными хозяевами, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна соответствовать всем принципам развивающего пространства ДОУ, быть содержательно-насыщенной , развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также, обязательно, «говорящей»! Эта, проверенная практикой технология, дает огромный положительный результат в решении задач всестороннего развития ребенка — физическом и духовномразвитии в целом,будет способствовать формированию познавательных интересов, трудовых навыков, воображения, и просто правильного позитивного человеческого роста и общения!