Развивающая предметно-пространственная среда как инструмент развития личности дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 09.07.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Дорохова, М. А. Развивающая предметно-пространственная среда как инструмент развития личности дошкольника / М. А. Дорохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 228-232. — URL: https://moluch.ru/archive/527/116545/ (дата обращения: 23.11.2024).



Ключевые слова: говорящая среда, развивающая среда, зонирование, игровые центры.

В пункте 3.3.4 ФГОС ДО выделяется ряд требований к развивающей предметно-пространственной среде (далее: РППС), которая должна быть содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. При организации РППС важно учитывать возрастные особенности дошкольников и программное содержание. В основной образовательной программе дошкольного образования детского сада приведен перечень наполнения всех центров группы и участка.

Одна из задач ФОП ДО: обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативы, самостоятельности и ответственности.

РППС помогает педагогу решать педагогические задачи через детскую активность со средой, но если среда не взаимодействует с ребенком, то она не может быть вашим помощником.

Не стоит забывать и о ключевых принципах ФГОС ДО в ФОП ДО:

  1. Сотрудничество детей, родителей и педагогических работников.
  2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования (СУБЪЕКТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ).
  3. Ребенок полноценный участник образовательных отношений.
  4. Поддержка детской инициативы.
  5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий.
  6. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей.

Очень сложно учесть все это при организации РППС и тогда появилось понятие «говорящая» среда.

«Говорящая» среда — такая среда, которая может выстраивать взаимоотношения с ребенком напрямую, практически без участия взрослого. [1. с. 8]

Чем же наполнить такую среду, чтоб она «говорила» с детьми?

При организации такой среды важно избегать «мертвых зон», которые занимают место и пространство, но никак не помогают решать поставленные задачи. Педагогу следует активно использовать все пространство группы. Ведь в группе очень много незадействованных мест, которые могу активно вовлекать детей в образовательный процесс. Важно при этом не забывать о доступности.

Использование пола

Рис. 1. Использование пола

Совместное планирование с детьми помогает активизировать внимание, помогает уточнить этапы деятельности и закрепить ход деятельности дошкольников, что способствует развитию памяти и подчеркивает важность ребенка в такой среде. Он чувствует свою ценность, потому что его слышат и прислушиваются к его мнению.

Интеллект-карта проекта

Рис. 2. Интеллект-карта проекта

Интеллект-карта

Рис. 3. Интеллект-карта

Важно слышать «голос» ребенка, ту ценную детскую информацию, которая важна для ребенка.

О. А. Шиян определяет «голос» ребенка как проявление участия детей в построении собственного образования. Это любые свидетельства детской самостоятельности, творчества, проявления инициативы: рисунки и поделки, созданные по собственному замыслу.

Голосование

Рис. 4. Голосование

Детские работы

Рис. 5. Детские работы

Наполните среду разнообразными материалами для того, чтобы у ребенка был выбор при решении поставленной задачи это поможет ребенку раскрыть свой потенциал.

Решение одной задачи, но с помощью разных материалов Решение одной задачи, но с помощью разных материалов Решение одной задачи, но с помощью разных материалов

Рис. 6. Решение одной задачи, но с помощью разных материалов

Для каждого ребенка важно ставить свой след в группе. Чаще всего дети делают это через продуктивную деятельность, а именно рисуют, делают поделки, придумывают игры и т. д. Все это помогает ребенку проявить свою инициативу, ведь каждый ребенок имеет свою уникальность и может передать свой интересный опыт. Для этого важно дать детям свободу во взаимодействии с пространством и наполнением. Обсудите все правила группы и каждого центра, но вместе с детьми на детском совете, зарисуйте их и дайте детям возможность разместить их самостоятельно в пространстве группы. Вы увидите, как дети активно их соблюдают, потому что это их правила.

Продукт детской деятельности Продукт детской деятельности

Рис. 7. Продукт детской деятельности

«Говорящая» среда позволяет педагогу активно включать родителей и детей в образовательный процесс. Стоит использовать активные формы взаимодействия с родителями. Наблюдение показывает, что папка-передвижка является пассивным источником информации, на которую родители даже не обращают внимание.

Попробуйте разнообразить раздевалку интересными буклетами, в которых необходимо включение детей и родителей, голосованиями, что позволит учесть мнение родителей и подчеркнет их важность. Родители активно включаются в ответы на детские вопросы, которые размещаются в раздевалке, это помогает им скрасить время ожидания и при этом активно включает их в образовательный процесс. Отсюда родители понимают над чем сейчас работает группа и что они могут сделать с ребенком дома.

Важно донести до родителей в чем ценность их участия в таких активностях.

Хочется подчеркнуть важность создания «говорящей» среды для гармоничного развития личности ребенка, где он может проявить свою инициативу, творчески потенциал и чувствовать себя важным в этом пространстве. Оно помогает ребенку планировать свою деятельность, проектировать свое пространство и развиваться в игре, что важно для дошкольников.

Литература:

  1. Илюхина Ю. В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада? Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов. Учебно-методическое пособие. — Краснодар: Экоинвест, 2022.
  2. Шиян О. А. Современный детский сад. Каким он должен быть. Методическое пособие. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2022.
  3. Миркес М. М. Практики субъектности в образовании. — М.: Линка-Пресс, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательный процесс, родитель, пространство группы, среда.


Ключевые слова

развивающая среда, зонирование, говорящая среда, игровые центры

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

В статье авторы рассматривают значение развивающей предметно-пространственной среды во время адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Формируем развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО: панорама педагогических идей в речевом развитии дошкольников

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды

В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Тематический принцип построения техносреды в группе детского сада, ориентированной на интересы ребёнка

Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Одним из основных направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.

Создание развивающего лего-пространства в дошкольной образовательной организации как возможность воспитания навыков будущего

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

В статье авторы рассматривают значение развивающей предметно-пространственной среды во время адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Формируем развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО: панорама педагогических идей в речевом развитии дошкольников

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды

В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Тематический принцип построения техносреды в группе детского сада, ориентированной на интересы ребёнка

Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Одним из основных направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.

Создание развивающего лего-пространства в дошкольной образовательной организации как возможность воспитания навыков будущего

Задать вопрос