Ключевые слова: говорящая среда, развивающая среда, зонирование, игровые центры.
В пункте 3.3.4 ФГОС ДО выделяется ряд требований к развивающей предметно-пространственной среде (далее: РППС), которая должна быть содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. При организации РППС важно учитывать возрастные особенности дошкольников и программное содержание. В основной образовательной программе дошкольного образования детского сада приведен перечень наполнения всех центров группы и участка.
Одна из задач ФОП ДО: обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативы, самостоятельности и ответственности.
РППС помогает педагогу решать педагогические задачи через детскую активность со средой, но если среда не взаимодействует с ребенком, то она не может быть вашим помощником.
Не стоит забывать и о ключевых принципах ФГОС ДО в ФОП ДО:
- Сотрудничество детей, родителей и педагогических работников.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования (СУБЪЕКТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ).
- Ребенок полноценный участник образовательных отношений.
- Поддержка детской инициативы.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий.
- Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей.
Очень сложно учесть все это при организации РППС и тогда появилось понятие «говорящая» среда.
«Говорящая» среда — такая среда, которая может выстраивать взаимоотношения с ребенком напрямую, практически без участия взрослого. [1. с. 8]
Чем же наполнить такую среду, чтоб она «говорила» с детьми?
При организации такой среды важно избегать «мертвых зон», которые занимают место и пространство, но никак не помогают решать поставленные задачи. Педагогу следует активно использовать все пространство группы. Ведь в группе очень много незадействованных мест, которые могу активно вовлекать детей в образовательный процесс. Важно при этом не забывать о доступности.
Рис. 1. Использование пола
Совместное планирование с детьми помогает активизировать внимание, помогает уточнить этапы деятельности и закрепить ход деятельности дошкольников, что способствует развитию памяти и подчеркивает важность ребенка в такой среде. Он чувствует свою ценность, потому что его слышат и прислушиваются к его мнению.
Рис. 2. Интеллект-карта проекта
Рис. 3. Интеллект-карта
Важно слышать «голос» ребенка, ту ценную детскую информацию, которая важна для ребенка.
О. А. Шиян определяет «голос» ребенка как проявление участия детей в построении собственного образования. Это любые свидетельства детской самостоятельности, творчества, проявления инициативы: рисунки и поделки, созданные по собственному замыслу.
Рис. 4. Голосование
Рис. 5. Детские работы
Наполните среду разнообразными материалами для того, чтобы у ребенка был выбор при решении поставленной задачи это поможет ребенку раскрыть свой потенциал.
Рис. 6. Решение одной задачи, но с помощью разных материалов
Для каждого ребенка важно ставить свой след в группе. Чаще всего дети делают это через продуктивную деятельность, а именно рисуют, делают поделки, придумывают игры и т. д. Все это помогает ребенку проявить свою инициативу, ведь каждый ребенок имеет свою уникальность и может передать свой интересный опыт. Для этого важно дать детям свободу во взаимодействии с пространством и наполнением. Обсудите все правила группы и каждого центра, но вместе с детьми на детском совете, зарисуйте их и дайте детям возможность разместить их самостоятельно в пространстве группы. Вы увидите, как дети активно их соблюдают, потому что это их правила.
Рис. 7. Продукт детской деятельности
«Говорящая» среда позволяет педагогу активно включать родителей и детей в образовательный процесс. Стоит использовать активные формы взаимодействия с родителями. Наблюдение показывает, что папка-передвижка является пассивным источником информации, на которую родители даже не обращают внимание.
Попробуйте разнообразить раздевалку интересными буклетами, в которых необходимо включение детей и родителей, голосованиями, что позволит учесть мнение родителей и подчеркнет их важность. Родители активно включаются в ответы на детские вопросы, которые размещаются в раздевалке, это помогает им скрасить время ожидания и при этом активно включает их в образовательный процесс. Отсюда родители понимают над чем сейчас работает группа и что они могут сделать с ребенком дома.
Важно донести до родителей в чем ценность их участия в таких активностях.
Хочется подчеркнуть важность создания «говорящей» среды для гармоничного развития личности ребенка, где он может проявить свою инициативу, творчески потенциал и чувствовать себя важным в этом пространстве. Оно помогает ребенку планировать свою деятельность, проектировать свое пространство и развиваться в игре, что важно для дошкольников.
Литература:
- Илюхина Ю. В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада? Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов. Учебно-методическое пособие. — Краснодар: Экоинвест, 2022.
- Шиян О. А. Современный детский сад. Каким он должен быть. Методическое пособие. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2022.
- Миркес М. М. Практики субъектности в образовании. — М.: Линка-Пресс, 2019.