Грамотная организация предметно-пространственной среды в ДОУ как один из главных факторов развития ребенка-дошкольника | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 25.04.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Л. А. Грамотная организация предметно-пространственной среды в ДОУ как один из главных факторов развития ребенка-дошкольника / Л. А. Смирнова, Е. Ю. Чернова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9176/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: РППС, развивающая предметно-пространственная среда, ДОО, дошкольная образовательная организация, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья .

Проблема организации предметно-развивающей среды ДОУ всегда актуальна, в детском саду ребенку должно быть удобно, комфортно и все должно способствовать правильному и полноценному развитию детей. Требования ФГОС, ФОП ДОО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования строятся с учетом принципов интеграции всех образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Т. к., решение программных образовательных задач предусмотрит не только совместную деятельность педагога и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей, именно поэтому педагоги-практики проявляют острый интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) в детском саду опирается на требования, которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных нормативно-правовых актах. Современная РППС максимально реализовывает образовательный потенциал развития каждого ребенка в ДОУ, охраняя и укрепляя здоровье, учитывая особенности и корректируя недостатки. Главная задача детского сада — создать такое образовательное пространство, которое обеспечите цельность РППС и содержательность общения педагогов и детей. При этом РППС жестко учитывает:

– возрастные особенности детей;

– ФОП ДО и ФГОС ДО;

– санитарно-эпидемиологические нормы (СП 2.4.3648–20);

– законодательство и оценку соответствия продукции, защиту прав потребителей и т. д.

РППС группы располагает к непосредственному общению и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), полной и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для их уединения.

Насыщенная «дошкольная» жизнь предъявляет свои запросы к РППС, например, необходимы определенные условия:

– для успешной реализации различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

– формирования инклюзивного образования, т. к. дети с ОВЗ часто посещают массовый детский сад;

– обязательный учёт национально-культурных и климатических условий.

Проще говоря, предметная развивающая среда — это система материальных объектов успешной деятельности ребенка. Соблюдение основных принципов при построении предметной среды позволяют практикующим педагогамобеспечивать максимально-психологические комфортные условия для всех детей. Существуют три стержневых варианта проектирования РППС:

по пространствам . Важно уметь сочетать три основных пространства для деятельности: активной, спокойной, познания и творчества.

функциональным модулям . Это связанные компоненты всех видов детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря. Важно устроить пространство в модулях: поисково-исследовательский; игровой; физкультурно-оздоровительный; музыкальный; художественно-творческий; релаксации; дефектологический или логопедический; психологический; и др. Модуль охватывает все образовательные области по ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, учитывая индивидуальные и возрастные особенности дошкольников.

центры детской активности . Число и насыщение центров должно напрямую зависят от возраста воспитанников и интересов, можно создать по принципу малых полузамкнутых микропространств, чтобы избежать скученности детей и не мешать работе подгруппам. Все материалы необходимо размещать так, чтобы было удобно брать пособия, возможно перегораживать пространство ширмой, и обязана стимулировать дошкольников к активности в разных видах деятельности,

Все предметы и оборудование должны гармонично сочетаться по цвету, и представлять собой единое целое, организовать РППС в детском саду порой бывает очень сложно. Но, зачастую, педагогам либо не хватает знаний, по данной теме, или у ДОУ возможно нет необходимых материальных ресурсов для закупки необходимых материалов. Поэтому, есть необходимость разработки такой предметно-пространственной развивающей среды, которая не требует постоянных кардинальных перемен, а может строится на основе уже имеющейся ранее. Практически в каждом дошкольном учреждении города Чебоксары групповые пространства оформлены по-разному, но есть общее:

– «Центр познания», чаще всего размещаются развивающие и логические игры, оборудование для опытов и экспериментов; дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие действий сравнения, логических операций классификации, сериации и др.

– «Уголок природы и экспериментирования», помещаются комнатные цветы, оформляется «зеленый подоконник», позволяющие дошкольникам овладевать программой по данному направлению, так же: «календарь природы», подборки открыток и иллюстраций, разнообразных сведений о растениях, животных, насекомых, птицах региона.

– «Центр творчества», игры и материалы для театрализованных, музыкальных игры, импровизаций, художественно-речевой и изобразительной деятельности;

– «Музыкальный уголок», в него входят: разнообразные музыкальные инструменты (шумовые, металлофон, барабан, треугольник); маски; атрибуты для театрализованных игр; ширмы разных размеров, «Уголки ряжения»; фланелеграф, мягкие игрушки; атрибуты, необходимые для игр-драматизаций: маски, шапочки, костюмы и т. д.

– «Игровой центр», обеспечивает многообразие игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

– «Литературный центр», насыщается подборкой разнообразной художественной литературой, энциклопедии для дошкольников, сказки народные и авторские, альбомы загадок, рассказы, стихи, сказки, иллюстраций к сказкам. Все вышеперечисленные центры очень удобно объединять меж собой, они могут видозамещать друг друга.

Очень часто в группах, где есть старшие дошкольники размещаются гербы, флаги города и республики, страны, портреты глав, фотоальбомы, литература.

«Спортивный центр», обеспечивает двигательную и здоровьесберегающую активность дошкольников, в нем есть оборудования, которое соответствует сезону: обручи малые и большие; длинные и короткие шнуры и скакалки, кольца, кегли, мячи и шары из разных материалов, с разными наполнителями.

Хочется подметить, что грамотная оформленная развивающая предметная среда группы имеет большое значение на развитие детей. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна направлять детский потенциал на возможность заниматься любимым делом, важно задействовать каждый уголок группы, обеспечивая гибкое, вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей.

Создавая развивающую среду в ДОУ, важно учитывать основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн помещения и эргономику современной среды ДОУ и психологические особенности возрастной группы.

Литература:

  1. Авдулова, Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя. — 2014г.-№ 8.
  2. Приказ Министерства Просвещения России № 1028 от 25.11.2022 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования». Письмо МП РФ № ТВ-413/03 от 13.02.2023 г. «О направлении рекомендаций».
  3. СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т. д. (СП 2.4.3648–20)
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023).
  5. Ясвин, В. А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию/В. А. Ясвин. — М., 2001.

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организаци...

Формирование познавательного интереса и регуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Авторы рассуждают о том, как важно удерживать познавательный интерес у детей с ОВЗ, делятся практическим опытом и вариантами, игр, вызывающих интерес к математике с детского сада.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрена возможность внедрения в образовательную практику ДОУ новых технологий воспитания посредством обновления РППС, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Рассмотрены недостатки прив...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка

Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей

Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государств...

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО

В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организаци...

Формирование познавательного интереса и регуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Авторы рассуждают о том, как важно удерживать познавательный интерес у детей с ОВЗ, делятся практическим опытом и вариантами, игр, вызывающих интерес к математике с детского сада.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрена возможность внедрения в образовательную практику ДОУ новых технологий воспитания посредством обновления РППС, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Рассмотрены недостатки прив...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка

Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей

Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государств...

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО

В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.

Задать вопрос