Создание условий для организации игровой деятельности в развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС (из опыта работы)
Авторы: Молозина Ольга Васильевна, Бурцева Алёна Саятовна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 15.09.2018
Статья просмотрена: 915 раз
Библиографическое описание:
Молозина, О. В. Создание условий для организации игровой деятельности в развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС (из опыта работы) / О. В. Молозина, А. С. Бурцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3554/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проанализировав РППС группы, мы пришли к выводу, что ее содержание и обустройство необходимо пересмотреть, внести существенные коррективы в соответствии с требованиями ФГОС. Групповое помещение условно было разделено «на три функциональных пространства» [1]:
1) «спокойное» функциональное пространство, предназначенное для отдыха детей: книжный центр, «уголок уединения»;
2) «активное» функциональное пространство — пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением: спортивный центр, музыкальный центр, центр игры;
3) «рабочее» функциональное пространство: центр изобразительной деятельности, центр экспериментирования, центр природы. Особое внимание мы уделили устройству «активной» зоны, т. к. она предназначена для реализации двигательной активности детей и игровой деятельности, требующей перемещения в пространстве.
При этом необходимо помнить о соблюдении принципов здоровьесбережения [3]. Стоит отметить, что у младших дошкольников активно развивается двигательная деятельность, однако, движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости [6]. Учитывая эту особенность, мы оставили свободные, просматриваемые пространства для передвижения детей.
Для стимулирования двигательной активности в спортивном центре имеются: пластиковые кубы с отверстиями, «тоннели», лабиринты для подлезания и перелезания.
Крупные яркие надувные мячи, резиновые мячи разных размеров — эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. В горизонтальное пространство дополнительно внесли разнообразные дорожки в виде цветов, следов и линий. В переходе из групповой комнаты в раздевалку, на боковых стенах подвешиваем атрибуты, съемные игрушки для подпрыгивания. В музыкальном центре находятся звучащие игрушки и музыкальные инструменты: колокольчик, бубны, погремушки, дудочки, металлофон, различные атрибуты, пластиковые емкости с различными наполнителями, султанчики, ленточки, платочки.
Обогащая предметно-игровую среду, мы исходили из того, что в группе должно быть достаточное количество крупных сюжетных игрушек (животных, кукол), условных по своему образу и выразительных по своему решению.
Приобретая игрушки для детей, важно предусмотреть наличие достаточного количества однородных игрушек, так как дети склонны подражать друг другу, а игрушка в руках сверстника часто вызывает повышенный интерес. А также обратить внимание на безопасность игрушек. Старшие дошкольники уже хорошо освоили ролевые действия, для принятия роли огромное значение имеют различные атрибуты: детали одежды персонажей или инструменты их деятельности [5].
В игровой центр внесли атрибуты для игр «больница», «салон красоты», «магазин» «строительная площадка».
В уголок «ряженья», в соответствии с принципом учета гендерной принадлежности, поместили необходимые предметы, которые дети легко могут надеть и снять самостоятельно: колпачки, ремни, бескозырки, матросские воротники — для мальчиков; бусы, шляпки, юбки, сумки — для девочек, отрезы ткани разных размеров, основных цветов, различной текстуры.
Через уголок «ряженья» изменяя свой облик, дети познают себя, а также обозначают для окружающих взятую на себя игровую роль.
Для старшего дошкольника основным поводом к самостоятельному действию является как внешний стимул, так и собственный замысел, поэтому оборудование и материалы должны быть, прежде всего, яркими и привлекательными. Эстетично оформленными и трансформируемыми — полифункциональными. Мы стараемся не загромождать игровое пространство, так как излишний материал затрудняет ребенку выбор сюжета игры.
Ученые доказали, что ребенок старшего дошкольного возраста способен действовать с одним предметом в качестве другого, как с его заместителем или моделью, что значительно расширяет границы познания. С этой целью необходимо было предусмотреть в игровой среде некрупные образные игрушки и предметы-заместители, неоформленные бросовые материалы: бруски из дерева, пробки, коробки, пластиковые банки, шишки, камушки, лоскуты тканей, др.
«Спокойная» зона предназначена для отдыха детей или их уединения. В этом центре мы оборудовали «уголок уединения», в котором ребенок чувствует себя защищено, находясь в ситуации «тайно». На невысоком подиуме поместили полукруглую ширму, накрытую прозрачной вуалью, в которой прорезь служит входом, есть окно, закрываемое шторками.
«Уголок уединения» позволяет ребенку уединиться от других детей, отдохнуть, посмотреть любимые книжки, фотоальбомы, а степень изоляции от окружающих может регулироваться шторками окна. Рядом с «уголком уединения» расположили книжный центр, в котором на уровне глаз ребенка вывешиваем картины изображающие сюжеты знакомых сказок: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка». На полках выставляем книги (сказки, потешки) с яркими иллюстрациями, наборы картинок, тематические альбомы «Моя семья», «Любимые животные», «Мой город».
В центре имеются аудиозаписи детских художественных и музыкальных произведений, что очень важно для развития слухового восприятия. Обеспечивается периодическая сменяемость материала.
В «рабочей» зоне осуществляется самостоятельная деятельность детей по интересам. В старшей группе — это центр творчества, центр экспериментирования, центр природы. У детей закрепляются представления о предметах, которые лежат в основе развития видов деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования. «Совершенствуются замыслы (намерения нарисовать, вылепить, построить, что-то определенное…)».
Исходя из этой особенности, был оборудован центр изобразительной деятельности различными материалами для самостоятельной деятельности детей: мольберт, листы бумаги различных форматов, текстуры и цвета, карандаши, кисти, фломастеры, краски, восковые мелки, различные шаблоны, трафареты, пластилин и др.
Предоставление детям свободы выбора разных по величине и форме листов бумаги дает возможность обучать их умению располагать на плоскости изображения предметов и персонажей, выбор разных цветов и оттенков придает рисункам особую выразительность [5].
В центре экспериментирования необходимо создать условия для развития естественного интереса к экспериментальной деятельности с предметами окружающего мира, изучению их свойств, развитию познавательных умений, наблюдательности, сравнения, обобщения и т. д.
На двустороннем стеллаже располагается материал по математическому и сенсорному развитию: наборы геометрических фигур, объемные тела, пирамидки, башенки, мозаика, тактильные наборы, пазлы. «Спокойная» и «активная» зоны разделены универсальной ширмой, состоящей из трех окошек, шторки которых меняются по цвету, что позволяет менять цветовой интерьер группы. Одновременно они служат карманами накопителями для размещения игрушек по изучаемым темам «одежда», «животные», «посуда» и т. д. Ширма может использоваться при организации развлечений, кукольных театров, игр-драматизаций, тематических занятий. Между «спокойной» и «рабочей» зоной размещаются стеллажи — накопители с настольными дидактическими играми, материалом для продуктивной деятельности.
Итак, развивающая предметно — пространственная среда должна, в первую очередь, служить развивающимся интересам и потребностям дошкольников, соответствовать возрастным возможностям ребенка, способствовать становлению специфически детских видов деятельности, активизировать зону ближайшего развития воспитанников, побуждать их к сознательному выбору деятельности, реализации собственных инициатив, принятию первых самостоятельных решений, развитию творческих замыслов, формированию личностных качеств и собственного опыта. Скорректированная и обогащенная нами предметно-развивающая среда как раз и будет способствовать этому.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
- Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. — М.: Просвещение,2009. — № 6.
- Короткова Н. А. Предметно-пространственная среда детского сада: старший возраст: пособие для воспитателей/ под ред. Н. А. Коротковой. — М.: Линка-Пресс, 2010
- Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. С. 76.
- Полякова М. Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды: Методические рекомендации для дошкольных работников. СПб. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 258 с.