Создание развивающей среды в группе компенсирующей направленности в условиях ДОУ как педагогическая проблема
Автор: Бекмурадова Гульвина Зоировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 25.11.2016
Статья просмотрена: 884 раза
Библиографическое описание:
Бекмурадова, Г. З. Создание развивающей среды в группе компенсирующей направленности в условиях ДОУ как педагогическая проблема / Г. З. Бекмурадова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11431/ (дата обращения: 19.12.2024).
Введение. Окружающая середа в ДОУ является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей, что влияет на организацию жизнедеятельности детей с отклонением в развитии.
Ориентируясь на выше казанное в организации среды, которая на целена на адаптацию, реабилитацию и интеграцию детей с отклонениями в развитии нами определены ряд принципов организации предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:
‒ превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;
‒ пропедевтическая направленность корреционно-развивающей среды дает ребенку с нарушением речи медленное и точное введение его в информационное поле;
‒ на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти происходит поэтапное влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации;
‒ специальное, акцентированное и/или редуцированное информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.
Цель статьи: обоснование создания речевой предметно-развивающей среды, которая служит удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка в речевом общении и даёт ему возможность чувствовать себя уверенно.
Изложение основного материала статьи. Восстановление связи между ребенком и его окружением происходит за счет реализации принципов оптимальной, информационной целесообразности предметно-развивающей среды.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОО. Такая среда должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность для его всестороннего развития. Поэтому, в связи с введением нового ФГОС, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Интегрировать ребенка в окружающей среде возможно за счет доступности и целесообразности информационного поля предметно-развивающей среды.
Влияния предметно-развивающей среды для конкретного контингента детей является важнейшим условием. Это выражается за счет дидактических, вариативных и видоизмененных способов детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ним ребенка. Деятельность развивающей предметной среды современного дошкольного образовательного учреждения зависит от деятельностно-возрастного подхода, а также ориентирован на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.
Педагогический процесс и преемственность в организации среды для младшего и старшего дошкольного возраста обеспечиваются как общей системой требований к развивающей предметной среде, так и задачами коррекционной работы.
Компенсирующее обучение — это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья. Детские учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания могут быть различной направленности. В зависимости от этого развивающая предметная среда может иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности. С тем чтобы обеспечить ребенка с задержкой развития речи достаточного полного контакта с окружающим миром, необходимо создать предметную среду.
Предметная среда включает как известные для ребенка занятия, так и направляет внимание ребенка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении, самоопределении и самореализации.
Предметная среда, зависит от уровня актуального развития ребенка, и в зависимости от этого наполнена всеми необходимыми дидактическими материалами и специальными объектами, а именно различными средствами, коррекционно-компенсирующими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами. Основная цель помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. Необходимо, чтобы ребенок постоянно убеждался в конкретной предметно-развивающей ситуации в реальности, достоверности, точности, правильности совершаемых действий.
Основными элементами предметной среды, описанными в трудах С. Л. Новоселовой, являются: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами. Базовые компоненты предметно-развивающей среды разнообразны, мы выделили на наш взгляд самые необходимые:
природное окружение и его объекты;
оборудование и атрибутика;
физкультурно-развивающие модули и оборудование;
системные блоки оздоровительных комплектов;
игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;
коррекционно-развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры и тренинги;
игры-драматизации;
театрально-музыкальные салоны и блоки;
дидактические пособия, развивающие эстетические и гидонистические способности восприятия красоты;
коррекционно-развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий.
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнаёт о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д. Иными словами, среда, обеспечивающая разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развивается любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно — развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми. Для адаптации детей с различными отклонениями в развитии необходимы различные игрушки, книги, педагогические и организационные условия. Это можно реализовать, при следующих условиях:
разнообразие игрушек, которые необходимы ребенку;
адаптация данных игрушек и деятельность с ними;
научить и обеспечить доступность для восприятия, анализа и воспроизведения действий взрослых и сверстников;
для развития психофизического развития детей с отклонениями применения специальных приспособлений, адаптированных к условиям и возможностям;
для возможности компенсировать недостаточные отдельные психические функции, дать возможность овладения специальными, социально-адаптивными знаниями, навыками и умениями.
Ребенку с различными нарушениями необходимы разнообразные по содержанию занятия. Цель таких занятий развить комплекс представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. Для лучшего формирования навыков общения со взрослыми и сверстниками используются различные сооружения, такие как горки, каталки, различные домики и т. д. Такие общения полезны детям с различными нарушениями, также они интересны им, и помогают наладить контакт с окружающим миром.
Для развития речевой стимуляции, слухового восприятия рекомендуется использовать игры и игрушки сочетающие цвето-свето-звуковое воспроизведение. Сюда мы можем отнести игрушки типа «Найди мелодию зеленого цвета», «Где красный, желтый, голубой, фиолетовый звук?». Применяемые игры и игровые ситуации по типу «Угадай, где позвонили?», «Назови, чем постучали?», «Кто позвал», помогают детям раскрыть новые способы социальных контактов.
Для лучшего установление контакта детей с различными детьми с другими детьми, общаться с ними, обращаться за помощью к взрослым, можно ввести игровые устройства по типу сказочного домика, малых форм (карусели для двоих, домик игровой деревянный и другие). Также обучение можно проводить игры с водой и песком, улучшает тактильно-кинестетические действиям.
Для самостоятельной ориентировки ребенка с различными нарушениями в окружающей среде необходимо обучить детей умением узнавать предметы по их характерным признакам. Можно сказать, что чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка
Нужно не забывать, что необходимо систематически создавать не только игровые, но и реальные ситуации. Дети упражняются на кукле, а затем эти действия переносят на себя, своих сверстников, или окружающих взрослых. Игры с переодеванием перед зеркалом, на карнавале, игры в гости любимы всеми детьми.
Таким образом мы приходим к выводу, в предметно-развивающей среды в группах компенсирующего вида созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.
Литература:
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. М.: — ТЦ «Сфера», 2006. — 220 с.
- Петровский В. А., Кларина Л. М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Дошкольное образование в России. — М., 1993.
- Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации) Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2008. — 220 с.
- Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебно-методическое пособие, — М, Элти-Кудиц, 2003. — 148 с.
Похожие статьи
Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старших подростков посредством конструирования и использования педагогических кейсов
Проблема формирования культуры общения подростков является одной из наиболее актуальных в организации социальной учебной среды на настоящий день. Метод кейсов обладает большим потенциалом для развития коммуникативных УУД, так как предполагает группов...
Похожие статьи
Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старших подростков посредством конструирования и использования педагогических кейсов
Проблема формирования культуры общения подростков является одной из наиболее актуальных в организации социальной учебной среды на настоящий день. Метод кейсов обладает большим потенциалом для развития коммуникативных УУД, так как предполагает группов...