Создание развивающей среды в группе компенсирующей направленности в условиях ДОУ как педагогическая проблема | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бекмурадова, Г. З. Создание развивающей среды в группе компенсирующей направленности в условиях ДОУ как педагогическая проблема / Г. З. Бекмурадова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11431/ (дата обращения: 19.12.2024).



Введение. Окружающая середа в ДОУ является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей, что влияет на организацию жизнедеятельности детей с отклонением в развитии.

Ориентируясь на выше казанное в организации среды, которая на целена на адаптацию, реабилитацию и интеграцию детей с отклонениями в развитии нами определены ряд принципов организации предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:

‒ превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;

‒ пропедевтическая направленность корреционно-развивающей среды дает ребенку с нарушением речи медленное и точное введение его в информационное поле;

‒ на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти происходит поэтапное влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации;

‒ специальное, акцентированное и/или редуцированное информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.

Цель статьи: обоснование создания речевой предметно-развивающей среды, которая служит удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка в речевом общении и даёт ему возможность чувствовать себя уверенно.

Изложение основного материала статьи. Восстановление связи между ребенком и его окружением происходит за счет реализации принципов оптимальной, информационной целесообразности предметно-развивающей среды.

Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОО. Такая среда должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность для его всестороннего развития. Поэтому, в связи с введением нового ФГОС, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Интегрировать ребенка в окружающей среде возможно за счет доступности и целесообразности информационного поля предметно-развивающей среды.

Влияния предметно-развивающей среды для конкретного контингента детей является важнейшим условием. Это выражается за счет дидактических, вариативных и видоизмененных способов детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ним ребенка. Деятельность развивающей предметной среды современного дошкольного образовательного учреждения зависит от деятельностно-возрастного подхода, а также ориентирован на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.

Педагогический процесс и преемственность в организации среды для младшего и старшего дошкольного возраста обеспечиваются как общей системой требований к развивающей предметной среде, так и задачами коррекционной работы.

Компенсирующее обучение — это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья. Детские учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания могут быть различной направленности. В зависимости от этого развивающая предметная среда может иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности. С тем чтобы обеспечить ребенка с задержкой развития речи достаточного полного контакта с окружающим миром, необходимо создать предметную среду.

Предметная среда включает как известные для ребенка занятия, так и направляет внимание ребенка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении, самоопределении и самореализации.

Предметная среда, зависит от уровня актуального развития ребенка, и в зависимости от этого наполнена всеми необходимыми дидактическими материалами и специальными объектами, а именно различными средствами, коррекционно-компенсирующими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами. Основная цель помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. Необходимо, чтобы ребенок постоянно убеждался в конкретной предметно-развивающей ситуации в реальности, достоверности, точности, правильности совершаемых действий.

Основными элементами предметной среды, описанными в трудах С. Л. Новоселовой, являются: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами. Базовые компоненты предметно-развивающей среды разнообразны, мы выделили на наш взгляд самые необходимые:

 природное окружение и его объекты;

 оборудование и атрибутика;

 физкультурно-развивающие модули и оборудование;

 системные блоки оздоровительных комплектов;

 игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;

 коррекционно-развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры и тренинги;

 игры-драматизации;

 театрально-музыкальные салоны и блоки;

 дидактические пособия, развивающие эстетические и гидонистические способности восприятия красоты;

 коррекционно-развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий.

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнаёт о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д. Иными словами, среда, обеспечивающая разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развивается любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно — развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми. Для адаптации детей с различными отклонениями в развитии необходимы различные игрушки, книги, педагогические и организационные условия. Это можно реализовать, при следующих условиях:

 разнообразие игрушек, которые необходимы ребенку;

 адаптация данных игрушек и деятельность с ними;

 научить и обеспечить доступность для восприятия, анализа и воспроизведения действий взрослых и сверстников;

 для развития психофизического развития детей с отклонениями применения специальных приспособлений, адаптированных к условиям и возможностям;

 для возможности компенсировать недостаточные отдельные психические функции, дать возможность овладения специальными, социально-адаптивными знаниями, навыками и умениями.

Ребенку с различными нарушениями необходимы разнообразные по содержанию занятия. Цель таких занятий развить комплекс представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. Для лучшего формирования навыков общения со взрослыми и сверстниками используются различные сооружения, такие как горки, каталки, различные домики и т. д. Такие общения полезны детям с различными нарушениями, также они интересны им, и помогают наладить контакт с окружающим миром.

Для развития речевой стимуляции, слухового восприятия рекомендуется использовать игры и игрушки сочетающие цвето-свето-звуковое воспроизведение. Сюда мы можем отнести игрушки типа «Найди мелодию зеленого цвета», «Где красный, желтый, голубой, фиолетовый звук?». Применяемые игры и игровые ситуации по типу «Угадай, где позвонили?», «Назови, чем постучали?», «Кто позвал», помогают детям раскрыть новые способы социальных контактов.

Для лучшего установление контакта детей с различными детьми с другими детьми, общаться с ними, обращаться за помощью к взрослым, можно ввести игровые устройства по типу сказочного домика, малых форм (карусели для двоих, домик игровой деревянный и другие). Также обучение можно проводить игры с водой и песком, улучшает тактильно-кинестетические действиям.

Для самостоятельной ориентировки ребенка с различными нарушениями в окружающей среде необходимо обучить детей умением узнавать предметы по их характерным признакам. Можно сказать, что чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка

Нужно не забывать, что необходимо систематически создавать не только игровые, но и реальные ситуации. Дети упражняются на кукле, а затем эти действия переносят на себя, своих сверстников, или окружающих взрослых. Игры с переодеванием перед зеркалом, на карнавале, игры в гости любимы всеми детьми.

Таким образом мы приходим к выводу, в предметно-развивающей среды в группах компенсирующего вида созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.

Литература:

  1. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. М.: — ТЦ «Сфера», 2006. — 220 с.
  2. Петровский В. А., Кларина Л. М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Дошкольное образование в России. — М., 1993.
  3. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации) Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2008. — 220 с.
  4. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебно-методическое пособие, — М, Элти-Кудиц, 2003. — 148 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предметно-развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная среда, игра, развивающая предметная среда, информационное поле, коррекционная работа, психофизическое развитие детей, самостоятельная деятельность.

Похожие статьи

Построение развивающей среды в ДОУ

Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «В поисках сокровищ» (образовательная область «Речевое развитие»)

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях отдельной образовательной организации

Специфика стиля саморегуляции подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старших подростков посредством конструирования и использования педагогических кейсов

Проблема формирования культуры общения подростков является одной из наиболее актуальных в организации социальной учебной среды на настоящий день. Метод кейсов обладает большим потенциалом для развития коммуникативных УУД, так как предполагает группов...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР по ФЭМП на тему «Спасём гномов в стране математике»

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях

Монтессори-среда как условие формирования навыков самостоятельности в работе с особенными детьми

Проектная деятельность во внеурочной работе как средство формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных действий кадет (на примере проекта по немецкому языку «По следам сказок братьев Гримм»)

Похожие статьи

Построение развивающей среды в ДОУ

Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «В поисках сокровищ» (образовательная область «Речевое развитие»)

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях отдельной образовательной организации

Специфика стиля саморегуляции подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старших подростков посредством конструирования и использования педагогических кейсов

Проблема формирования культуры общения подростков является одной из наиболее актуальных в организации социальной учебной среды на настоящий день. Метод кейсов обладает большим потенциалом для развития коммуникативных УУД, так как предполагает группов...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР по ФЭМП на тему «Спасём гномов в стране математике»

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях

Монтессори-среда как условие формирования навыков самостоятельности в работе с особенными детьми

Проектная деятельность во внеурочной работе как средство формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных действий кадет (на примере проекта по немецкому языку «По следам сказок братьев Гримм»)