Особенности организации развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дуденкова, М. В. Особенности организации развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации / М. В. Дуденкова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11390/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: РППС, развивающая предметно-пространственная среда, ФГОС ДО, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная здоровьесберегающая среда, РППЗС, ДОО, дошкольная образовательная организация

«Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». [10, П. 3.] Она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДОО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, его способностей, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка. [9, c. 57]

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

– Конституция РФ;

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

– ФЗ от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об образовании в РФ»»;

– Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;

– Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

– Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

– Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»»);

– Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

– Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03–51–46ин/14–03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Созданная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда является одним из основных показателей качества дошкольного образования.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко).

В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

С позиции психологической науки, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  1. Содержательно-насыщенной: — соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а также возрастным особенностям детей.
  2. Трансформируемой: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  3. Полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  4. Вариативной: наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  5. Доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
  6. Безопасной: соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация вправе определять средства обучения, в том числе материалы и оздоровительное оборудование. [10, п.3.3.5]

Проектирование развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды (РППЗС) включает следующие этапы:

  1. Аудит текущей (существующей) РППЗС группы.
  2. Анализ потребностей, разработка и согласование перечня элементов РППЗС.
  3. Поставка, апробация компонентов среды.
  4. Обучение педагогов эффективному системному использованию компонентов РППЗС.

В соответствии со стандартом предметная среда должна обеспечивать и гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Литература:

  1. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т.Анохина // Дошкольное воспитание. — 1999. — N5. — С.32–34.
  2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — N4. — С.37–42.
  3. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  4. Железнова С. В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / ДОУ N122 «Солнышко» г.Тольятти / С. В. Железнова, Т. А. Фалькова. — Ульяновск, 2001. — 72 с.
  5. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. — М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. — 214 с.
  6. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда / С. Л. Новоселова. — М.: МДО, 1995. — 174с.
  7. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. — М.: Просвещение, 2001. — 89 с.
  8. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Д. Маркова. — М., 2004. — 156 с.
  9. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровскиий, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. — М.: Просвещение, 1993. — 102 с.
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  11. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): развивающая предметно-пространственная среда, дошкольное образование, РФ, Главный государственный санитарный врач, дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст, предметная среда, Россия, федеральный государственный образовательный стандарт, число детей.

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете

В статье рассматривается организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете с учетом ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда в системе управления качеством дошкольной образовательной организацией

В данной статье рассмотрена система управления качеством в дошкольной образовательной организации. Представлены различные подходы к определению качества образования. Обоснована необходимость разработки системы повышения качества дошкольного образован...

Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования

В настоящей статье анализируются и рассматриваются принципы ФГОС ДО и ставится проблема построения предметно-пространственной среды обусловленным требованиями современного развивающегося общества, с детьми дошкольного возраста в рамках дошкольного уч...

Коррекционно-развивающая среда как средство организации учебно-воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху (из опыта работы)

В статье рассматриваются вопросы организации коррекционно-развивающей среды, как средства организации учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интернатного учреждения.

Особенности организации образовательной среды в детском саду

Статья посвящена особенностям организации образовательной среды в детском саду. Образовательная среда детского сада определена как открытая, живая система, которая находится в постоянной динамике и меняется в зависимости от взросления ребенка, и тем ...

Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях

В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка

В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии ...

Организация центров активности детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Статья посвящена вопросам организации современной образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В статье представлен опыт работы педагогов по организации...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете

В статье рассматривается организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете с учетом ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда в системе управления качеством дошкольной образовательной организацией

В данной статье рассмотрена система управления качеством в дошкольной образовательной организации. Представлены различные подходы к определению качества образования. Обоснована необходимость разработки системы повышения качества дошкольного образован...

Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования

В настоящей статье анализируются и рассматриваются принципы ФГОС ДО и ставится проблема построения предметно-пространственной среды обусловленным требованиями современного развивающегося общества, с детьми дошкольного возраста в рамках дошкольного уч...

Коррекционно-развивающая среда как средство организации учебно-воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху (из опыта работы)

В статье рассматриваются вопросы организации коррекционно-развивающей среды, как средства организации учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интернатного учреждения.

Особенности организации образовательной среды в детском саду

Статья посвящена особенностям организации образовательной среды в детском саду. Образовательная среда детского сада определена как открытая, живая система, которая находится в постоянной динамике и меняется в зависимости от взросления ребенка, и тем ...

Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях

В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка

В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии ...

Организация центров активности детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Статья посвящена вопросам организации современной образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В статье представлен опыт работы педагогов по организации...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...