Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды: от создания к познанию (из опыта работы)
Автор: Кузнецова Ольга Васильевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 28.11.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, О. В. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды: от создания к познанию (из опыта работы) / О. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9622/ (дата обращения: 19.12.2024).
Возможности развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения безграничны. Поэтому очень важно определиться с наполнением содержания конкретных помещений, в которых осуществляется воспитательно-образовательная деятельность. В рамках требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, камеральной экспертизы, предъявляемой к организации развивающей предметно-пространственной среды, следует учитывать следующие особенности:
- Выполнение основных дидактических принципов.
- Соответствие возрасту воспитанников.
- Реализация конкретных воспитательно-образовательных задач в конкретном пространстве и времени.
Воспитатель, формируя развивающую предметно-пространственную среду группового помещения, обязан соблюдать принцип наглядности, доступности, вариативности, трансформируемости и безопасности. Безусловно, не может среда быть единой для детей младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста, т. к. именно сам возраст определяет потребности воспитанников. Реализуя конкретное воспитательно-образовательное событие с детьми, стоит рассчитывать на полноценное наполнение группового пространства. Именно оно, поможет ежедневно ребятам осваивать социальные навыки и приобретать практический опыт.
Первым шагом в создании развивающей предметно-пространственной среды целесообразно сделать следующее: разделить пространство группы на несколько секторов, которые будут объединены наполнением для конкретных видов детской деятельности. Например: активный сектор — это зона для реализации игровой деятельности, двигательной деятельности, продуктивной деятельности, театрализованной. Рабочий сектор включает в себя модули, направленные на получение опыта в познавательно-речевой сфере (это исследовательская деятельность, формирование элементарных математических представлений, гендерный компонент, сенсорное развитие и т. д.).
Спокойный сектор-это место для уединения воспитанников, это зона, где любой ребенок сможет почитать книгу, рассмотреть семейный фотоальбом, позвонить маме, нарисовать понравившееся событие или любимую игрушку. Т. е. это место для самовыражения воспитанников.
Все секторы обеспечивают условное разделение конкретного помещения, здесь нет четкой границы. Каждый модуль, которые входит в состав определенного сектора-это не стационарная часть среды, а мобильная. Каждый модуль должен быть трансформируем не только самим воспитателем, но и детьми.
Как это может выглядеть? Рассмотрим на примере активного сектора модуль «Математическое развитие», который есть в каждой возрастной группе. Для выбора места данного модуля необходимы естественный и (или) искусственный свет, доступность материалов для воспитанников (детям удобно брать, расставлять, передвигать и т. д.). Наполнением будут служить материалы по всем разделам программы «Количество и счет», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве», «Вычислительная деятельность», «Форма и отношение», «Логика» и т. д. Каждый педагог сам определяет визуальный ряд модуля: это дидактические, настольно-печатные игры, развивающие игры В. Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, демонстрационные пособия, раздаточный материал, детская литература (энциклопедии и т. д.), наличие «следов» детской деятельности (фотографии работ, поделки, схемы), созданные воспитателем, детьми и родителями тематические альбомы. В данном модуле должны находиться энциклопедии для малышей по развитию конструктивных навыков, по знакомству с основами логики и математики, тетради на печатной основе с различным комплексом игр и игровых обучающих ситуаций.
Для развивающих игр В. Воскобовича можно выделить отдельное место, т. к. их число представлено большим многообразием. Желательно иметь эти игры не в одном экземпляре, для того чтобы дети могли, по крайней мер, заниматься в парах или микрогруппах. Такое взаимодействие может быть представлено работой воспитателя и ребенка, поэтому минимальное количество игр не должно быть менее двух. Пользуясь готовыми макетами изображений в играх, детям можно предложить выполнить свои изображения (например: «Крестик 2». Можно эту работу также представить в парах: ребенок и родитель), которые затем будут являться образцами для изображения. Это могут быть самые разные предметы: от простых бытовых изображений до сказочных персонажей.
Материалы для счета, изучения формы и т. д. должны быть в достаточном количестве. Материалы удобно хранить в конвертах из пластика, контейнерах. При трансформации среды взрослым, можно использовать съемные макеты, ковролины, доски. Дети могут трансформировать среду по-разному: открыть дверцы шкафа и сами менять наполнение, использовать дополнительные элементы мебели (столики на колесиках, ширмы на колесиках и т. д.).
Очень важно, чтобы весь материал (кроме методического) располагался на уровне роста воспитанников! Наполнение модуля будет правильным в том случае, если смена материалов будет поддерживать детский интерес. При выборе можно опираться на тему недели, праздничное событие и т. д.
Как вариант, работа с родителями также может быть включена в оснащение развивающего вариативного модуля по познавательному развитию дошкольников. Например, родители могут изготовить стационарный вариант числового отрезка в группе и разместить его на уровне глаз детей для того, чтобы ребятам было легче осваивать решение примеров, запоминать число «последующее» и «предыдущее». Родители могут стать со своими детками авторами математических сказок и рассказов, которые воспитатель будет использовать в своей работе и наполнять их математическим содержанием.
Если привлечь семьи воспитанников к конкурсному движению, организованному в группе, то можно дооснастить вариативный модуль новыми интересными авторскими идеями, раздаточным и демонстрационным материалом.
Таким образом, предметно-пространственная среда будет действительно развивающей и будет лучшим помощников и другом для детей и взрослых. А еще будет положительным дополнением, если она будет учитывать «зону ближайшего развития ребенка».