Предметно-пространственная среда средней группы в формировании основ личной безопасности
Автор: Федотова Оксана Алексеевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 06.07.2017
Статья просмотрена: 881 раз
Библиографическое описание:
Федотова, О. А. Предметно-пространственная среда средней группы в формировании основ личной безопасности / О. А. Федотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2474/ (дата обращения: 16.11.2024).
Эффективность образовательной деятельности во многом определяется средой, в которой осуществляется образовательный процесс. Восприятие человеком среды осуществляется в результате постоянного взаимодействия с ней. При этом среда выполняет двойную роль: во-первых, выступает источником информации, которая позволяет человеку предсказать возможные последствия альтернативных способов действия; во-вторых, является площадкой, на которой осуществляется его деятельность.
В словаре В. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой среда трактуется: 1) как вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-либо; 2) как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организаций; 3) как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Для эффективности воспитания необходимо для каждой личности создавать особую развивающую среду, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде личность не получает готовые знания, а вынуждена добывать их сама, в процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта.
В современных психолого-педагогических исследованиях, посвящённым особенностям развития личности в условиях разных типов учреждений, используется термин «образовательная среда». При этом подчеркивается, что понятие «образовательная среда» определяется профессионально-деятельностной (управленческой) позицией, так как её специфическим свойством является насыщенность образовательными ресурсами.
Как отмечает М. С. Мириманова, образовательная среда современного дошкольного учреждения — феномен многоаспектный, многопрофильный, находящийся в центре внимания ряда дисциплин, однако проблема безопасности учреждений данного типа лишь недавно стала предметом психологических исследований.
Образовательная среда должна способствовать обеспечению комфортности существования и развития детей и взрослых, личностному росту субъектов среды. Создание среды возможно только там, где происходит овладение разными способами действия, где каждый субъект среды оказывает влияние на другого субъекта и в связи с этим может изменить собственную позицию, выработать новый способ взаимодействия или своими суждениями, действиями оказать влияние на изменение позиций других субъектов. Среда — это продукт совместного конструирования всех ее субъектов в рамках действующей коммуникации, поэтому ее нельзя рассматривать отдельно от событий, в которых она воспроизводится и тех новых эффектов, которые возникают в процессе ее рождения. Среда — это момент непосредственного участия всех ее субъектов в создании образовательной ситуации. Среда помещает в себя практику всех субъектов, которые в ней находятся. Она вмещает множество практик, которые вступают в некоторые отношения друг с другом.
Как компонент образовательной среды дошкольного образовательного учреждения предметно-пространственная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС ДОО большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из аспектов образовательной среды в целом.
Понятие предметно-пространственная среда рассматривается в педагогике как фактор стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т. д.
Предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Предметно-пространственная среда направлена на реализацию различных образовательных программ, учитывая национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также возрастные особенности детей.
При создании предметно-пространственной среда необходимо соблюдать требования, заложенные ФГОС ДОО, а именно среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Рассматривая насыщенность среды с позиции формирования основ личной безопасности дошкольников, необходимо говорить об оснащенности средствами обучения и воспитания правилам поведения, элементарным представлениям о природе, о бытовых приборах, знаниям дорожных знаков, соответствующими материалами, в том числе расходным, инвентарем отражающего специфику тем, заложенных в программе.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, т. е. возможность для закрепления умение пользоваться столовыми приборами, ножницами, формирования навыков культурного поведения в общественном транспорте и др.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности при формировании основ личной безопасности.
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей при овладении ими навыков безопасного поведения в природе, на улице и собственной жизнедеятельности. При этом необходимо учитывать сменяемость игрового материала, появление новых предметов, которые стимулировали бы активность детей при овладении основами личной безопасности.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих формирование основ личной безопасности. Все материалы и оборудование должны быть в исправном состоянии.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Построение предметно — пространственной среды, согласно ФГОС ДОО может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями.
В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации деятельности по формированию основ личной безопасности. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (играть с дорожными знаками, классифицировать изображения по видам транспорта и т. д.).
Таким образом, предметно-пространственная среда ориентирована на создание условий для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, правилам пожарной безопасности, также способствует формированию у дошкольников самостоятельность и ответственность за свое поведение.
Вывод.
Так как дошкольный возраст — это период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Раскрыто содержание понятия личная безопасность, которая рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия окружающей среды и наступления нежелательных последствий. Раскрыта структура основ личной безопасности ребенка, включающая следующие ключевые компоненты: информационный компонент — знания о личной безопасности; поведенческий компонент — умение действовать в проблемных ситуациях; эмоционально-волевой компонент — правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью.
Описаны подходы к рассмотрению предметной пространственной среды, указаны требования, предъявляемые к ней в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Показано, что информативность среды, которая обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала, сочетание компоненты среды по содержанию, художественному решению, обеспечивают формированию основ личной безопасности у детей дошкольного возраста.
Литература:
- Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4.-с.56
- Безопасность на улицах и дорогах: [Текст]/ Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.с.78
- Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. [Текст]/ / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД»,1998.–с.160
- Белая, К.Ю. формирование основ безопасности у дошкольников. [Текст] –М.: Мозаика-синтез,2011.-с.64
- Белая, К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. [Текст]/К. Ю. Белая — М.: Школьная Пресса, 2010. –с. 48
- Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: [Текст]/Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н. Т. Гринявичене. — М., 2006.
- Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир. [Текст]/ Дошк. воспитание 2000 № 1.-с.75
- Каралашвили Е. С. Экспресс — обзор групп // Управление ДОУ. — 2006. -№ 5.
- Кирьянова Р. А. [Текст]/ Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. — Спб.: КАРО, 2007.-с.109
- Мириманова М. С. Экспертиза психологической безопасности дошкольных образовательных учреждений // Психология образования в XXI веке: теория и практика. — Режим доступа: http://psyjournals.ru/education21/issue/55357_full.shtml (дата обращения: 12.06.2013)
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. [Текст]/ Н. В. Нищева. — Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.-с.76
- Ожегов В. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. [Текст]/ — М.: изд-во ИТИ Технологии, 2006. — с.944
- Основы безопасности детей дошкольного возраста. [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.-с.89.