Предметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 30.05.2018

Статья просмотрена: 5698 раз

Библиографическое описание:

Мухина, А. С. Предметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка / А. С. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50700/ (дата обращения: 16.12.2024).



Предметно-развивающая среда — это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Грамотная организация пространства необходима для того, чтобы дети могли гармонично развиваться и знакомились с окружающим миром.

При организации предметно-развивающей среды вгруппе должны быть учтены следующие базовые принципы: возрастной; принцип дистанции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности, динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости — закрытости;принцип учета половых и возрастных различий детей.

Психологи и педагоги уделяют большое значение роли предметно-развивающей среды процессе образования и воспитания ребенка. В частности, в статье Васьковой А. А. описывается успешный опыт создания предметно-развивающей среды. Для раскрытия и развития творческих способностей ребенка в детском саду «Теремок» функционируют творческие мастерские и кружки [1, 2]. Работа Гостюхиной О. М. посвящена вопросу сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников. Педагог обращает внимание на роль эмоциональной составляющей в процессе гармоничного развития личности ребенка. Для этого она предлагает создать в групповом помещении психологический уголок, в который должно входить следующее оборудование: «Азбука настроений», «Коврик дружбы», «Коробка добрых дел», «Подушка примирения» [3].

В рамках данного доклада мы остановимся на организации «Уголка по развитию речи» для воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности детского сада № 44 «Золотой ключик г. Нижневартовска. «Уголок по развитию речи» представляет собой небольшое пространство для организации занятий по развитию речи, для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, стол для логопедических занятий, шкафы, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность детей. Материалы для «Уголка по развитию речи» должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, а также учитывать характер речевых нарушений каждого ребенка. Доступность и системность организации всех составляющих «Уголка» обеспечит эффективную работу в данной области.

Базовым элементом «Уголка по развитию речи» являются игры и дидактический материал, направленные на развитие фонематического слуха, дыхания, артикуляционной моторики, правильного произношения, фразовой речи, мелкой моторики пальцев рук, звукового анализа и синтеза слогов и слов.

Содержание «Уголка» определяется в соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования детей с ТНР. Подбор материала осуществляется воспитателем и логопедом. Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игровая, то основной составляющей «Уголка по развитию речи» должны стать дидактические игры.

Подробно рассмотрим игры по развитию речи Татьяны Барчан. Дидактические пособия Татьяны Барчан — многоплановые, нестандартные, интересные. Игры обладают высоким развивающим потенциалом: они активизируют логическое мышление, воображение, все виды памяти, расширяют кругозор и развивают любознательность детей.

Игровое пособие «Вопрос ребром», которое включает в себя 1 игральный кубик, 2 двусторонних волчка, 12 призовых фишек, 48 игровых карточек и игровое поле с заданиями, позволяет организовать 13 базовых игр по развитию речи: «Красный, желтый, голубой», «Вкусный, свежий и холодный», «Прятки с кубиком», «Логический кроссворд», «Логический окошки», «Слова на карусели», «Раз словечко, два словечко», «Сапожник, портной», «Парочки», «Подсказки на картинках», «Разговор с инопланетянином», «Картинки-подружки», «Мастер пантомим».

Освоение этого огромного игрового репертуара мы начали с двух игр «Слова на карусели» и «Раз словечко, два словечко». Подробно остановимся на них. Для проведения игры понадобятся: игровое поле с цветным шестиугольником, кубик с наклейками, карточки с картинками. Все карточки выкладываются в центре стола картинками вниз. Ведущий бросает кубик и определяет по выпавшему цвету, как надо изменить слова на карточках. Таким образом, одна игра тренирует умение делить слово на слоги, умение согласовывать притяжательное прилагательное с существительным, умение образовывать форму множественного числа, умение называть признаки предметов, умение согласовывать числительное с существительным, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова.

Рассмотрим еще одну игру «Раз словечко, два словечко». Игра направлена на развитие связной речи ребенка. Задача участников в этой игре — составить предложение, в котором используются два (три) слова, написанные на карточках. Данная дидактическая игра успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей: обеспечивает количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогает в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов. Особенность этой игры заключается в том, что ребенку предлагается создать единый текст, в котором необходимо логически соединить два разных предмета или понятия. Такое неординарное задание создает проблему и стимулирует творчески подойти к ее решению. Следовательно, развивается креативное мышление, воображение, память, в занимательной форме обогащается словарь дошкольника, поскольку новые слова активно входят в повседневное общение.

Предлагаем вашему вниманию еще одно дидактическое пособие по развитию речи «Картинный словарь». В словарь включены наиболее употребительные и необходимые для общения слова. Каждое слово представлено цветным рисунком, интересным для ребенка. По сюжетным занимательным картинкам дети в игровой форме могут повторить уже изученные слова. Словарь может быть использован для занятий по развитию речи. Сборник содержит не только слова для запоминания, обозначающие предметы и явления, действия и признаки предметов, но и практические задания. Словарь составлен по ситуативно-тематическому принципу (по темам).

Также в нашем «Уголке по развитию речи» имеется «Картотека опорных картинок исхем для составления связных рассказов». Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т. к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Опорная схема поможет развить и активизировать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Таким образом, в групповом помещении создана предметно-развивающая среда, отвечающая требованиям безопасности, санитарным нормам и другим требованиям. Она организована с учетом психологических и возрастных особенностей группы, линии индивидуального развития ребенка и характера его речевых отклонений.

Литература:

  1. Васькова А. А. Предметно-развивающая среда современного детского сада // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Воспитание детей младшего возраста» //https://cyberleninka.ru/article/v/predmetno-razvivayuschaya-sreda-sovremennogo-detskogo-sada
  2. Володина И. А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1301–1304. — URL https://moluch.ru/archive/91/19683/ (дата обращения: 20.05.2018).
  3. Гостюхина О. М. Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников //https://cyberleninka.ru/article/v/vozmozhnosti-predmetno-prostranstvennoy-sredy-detskogo-sada-v-sohranenii-i-ukreplenii-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnikov
Основные термины (генерируются автоматически): предметно-развивающая среда, развитие речи, игра, слово, умение, групповое помещение, детский сад, логическое мышление, признак предметов, развитие ребенка.


Похожие статьи

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Детская организация как фактор социального становления личности ребенка

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента

Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка

Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников

Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Похожие статьи

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Детская организация как фактор социального становления личности ребенка

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента

Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка

Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников

Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Задать вопрос