Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алексеева, Л. Н. Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников / Л. Н. Алексеева, Ю. А. Шопина, А. В. Скрипникова, Е. А. Коненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64140/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка.

Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, рост преступности, военные конфликты, террористические акты, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как внушаемость, доверчивость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в природе, в быту, на улицах и дорогах. В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются. Ребенок, так как не знает, что делать принимает решение медленно и часто неправильно. Детская жизнь хрупка, поэтому следует относиться к ней очень бережно. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряется взрослым и порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «нельзя», «отойди», «не трогай». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это приводит к обратному результату. Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от опыта и обученности в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Среди физиологических особенностей детей формирования культуры собственной безопасности можно выделить следующие:

  1. Дети имеют маленький рост, из-за чего у них небольшой угол обзора, малое поле зрения.
  2. Испытывают сложности в управлении своим поведением. Для поведения характерна импульсивность в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций — это связано с высоким уровнем произвольной регуляции и самоконтроля.
  3. Повышенная двигательная активность в сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством, при отсутствии контроля со стороны взрослых, могут стать причиной попадания детей в опасные ситуации.
  4. Эмоция страха является причиной возникновения множества проблемных ситуаций в дошкольном возрасте, при этом в опасности оказываются и дети, чья жизнь «переполнена страхами» или дошкольники которые «ничего не боятся»
  5. Реакции детей по сравнению с реакциями взрослого замедлены.
  6. Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой, обычно оно полностью сосредоточено только на собственных конкретных действиях, дети реагируют на те звуки, которые им интересны.
  7. Дети не способны запомнить и (или) предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения, не видит потенциальную опасность и не знает реальных свойств предметов, не может различить жизненные и игровые ситуации.
  8. Неадекватность самооценки детей, переоценка ими своих возможностей. 9. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых, не выполняет данных им обещаний.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов, которые все больше приобретают произвольный характер, расширение границ жизненного опыта. У ребенка развивается наглядно-действенное мышление, которое помогает усваивать жизненные ситуации и сохранять ассоциативные связи между поступками и их последствиями. К концу дошкольного периода ребенок овладевает навыками социального общения, культурного взаимодействия, имеет общие представления о мире, о себе, достаточные навыки самообслуживания и опыт взаимопомощи.

Благополучие ребенка и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий, часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению. Важно учитывать каждый возрастной этап, его особенности.

Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны отсутствие выдержки и: конкретность мышления, неумение правильно и своевременно выполнять правила поведения. Малыши хотя и внимательны к словам взрослых, однако у них недостаточно развито волевое усилие.

Дети среднего дошкольного возраста легче реагируют на слуховые и зрительные сигналы, приучаются и стараются сдерживать свои импульсивные побуждения. Они не так зависимы от взрослых, как малыши.

Дети старшего дошкольного возраста воспринимают правила как норму поведения. Но все же, они еще не могут точно определить направление постороннего звука, а также определить степень опасности.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала дошкольников — это среда группы, территория, оборудование, инвентарь, учет возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [6, 11–12].

Модель развивающей предметно-пространственной среды формирования культуры собственной безопасности у старших дошкольников включает: участников педагогического процесса (педагогов, детей, родителей) и организованное взаимодействие между ними; предметно-развивающую среду безопасной жизнедеятельности: имитационные игры, книги, раскраски, модели, обучающие дидактические игры, наглядно — демонстрационный материал, макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, комплексы занимательных игр и упражнений; педагогические технологии обучения безопасности жизнедеятельности, которые должны быть направлены на формирование системы ценностей, где приоритетным направлением являются жизнь и здоровье каждого человека, сохранение среды обитания, гуманное отношение ко всему живому.

Стоит обратить внимание на то, что эффективность используемых педагогических технологий во многом будет зависеть от того, насколько авторам удалось отказаться от педагогических штампов и стереотипов, перейти к субъект-субъектным отношениям между педагогом и ребенком, признать ценность всех участников учебно-воспитательного процесса.

Отмечено, что «конструирование компонентов развивающей предметно-пространственной среды безопасной жизнедеятельности — это этап проектирования, на котором в условиях конкретного образовательного учреждения реализуется созданная модель формирования культуры собственной безопасности дошкольников» [5, 16–17].

Для дошкольников это в первую очередь игровая деятельность, в ходе которой можно проигрывать и прочувствовать самые разнообразные ситуации, а также трудовая, художественная, физкультурная, музыкальная и другие виды деятельности. В ходе направленной совместной деятельности происходит воспитание культуры взаимодействия с другими людьми, контакт с природными объектами позволяет привить основы экологической культуры, деятельность в многообразной предметно-развивающей среде учит видеть опасность и давать им оценку. Такое обучение позволяет приобрести опыт действий в различных, в том числе опасных ситуациях, опыт взаимодействия детей друг с другом и с предметной средой. Роль педагога в этом процессе состоит в том, чтобы направлять деятельность ребенка, осмысливать его субъективный опыт как осознанный, переводя его знания в практические навыки безопасного взаимодействия с окружающим миром.

Педагог дошкольного образования проектируя педагогический процесс, направленный на решение задачи формирования культуры собственной безопасности, самостоятельно выбирает методы, средства, формы организации деятельности, которые помогут решить данную задачу. необходимо использовать макет обстановки или специально сконструированной предметно-пространственной среды в групповой комнате; организовывать разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей; введение значимой для дошкольников мотивации деятельности; «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления образовательной деятельности; поддержание адекватного эмоционального фона.

Таким образом, чтобы формировать культуру собственной безопасности дошкольников, необходимо создать такие условия, чтобы данный вопрос присутствовал во всех видах деятельности: познавательной, речевой, игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической.

В настоящее время в развивающей предметно-пространственной среды детского сада имеются все необходимые условия для формирования культуры собственной безопасности у детей — комплекс средств, форм, методов, оказывающих прямое и косвенное влияние на ребенка, состояние его физического и психического здоровья.

Литература:

  1. Безрукова В. С. Педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 137 с.
  2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: Педагогика, 1985. — 507 с.
  3. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология, Развитие, детство, отрочество. — М.: Академия, 2009. — 156 с.
  5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ «Сфера», 2010. — 140 с.
  6. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: Методические рекомендации.- М.: Центр педагогического образования, 2014. — 178с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, ситуация, собственная безопасность, взрослый, вид деятельности, возрастной этап.


Похожие статьи

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала

Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды

Похожие статьи

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала

Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды

Задать вопрос