Организация учебного процесса в СПО в соответствии с современными требованиями к здоровьесбережению студента
Автор: Голицына Екатерина Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 27.11.2014
Статья просмотрена: 3200 раз
Библиографическое описание:
Голицына, Е. С. Организация учебного процесса в СПО в соответствии с современными требованиями к здоровьесбережению студента / Е. С. Голицына. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6712/ (дата обращения: 15.11.2024).
В последнее время в России здоровье молодого специалиста как индикатор конкурентоспособности на рынке труда становится все более востребованным со стороны работодателей, внимание к нему растет.
Выпускник должен быть компетентным не только в области своей специальности или направления, но и в области укрепления и сохранения индивидуального здоровья. Поэтому следует поддерживать образовательные учреждения, где не только активно мотивируют студентов и преподавателей вести здоровый образ жизни, но и создают условия для поддержки здоровья, находя концептуальные подходы для физической, психологической устойчивости, оптимизируя деятельность структурных подразделений, участвующих в реализации этого направления.
Сегодня здоровьесбережение — одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений, важная составляющая корпоративной культуры студентов и преподавателей.
На первом этапе работы по созданию здоровьесберегающей среды необходимо выделить основные направления деятельности, а именно: организационное, образовательное, диагностическое, оздоровительно-восстановительное, профилактическое, пропагандистское.
1. Систематические занятия физической культурой — важнейшая составляющая здорового образа жизни студентов. Эта форма учебной деятельности имеет большие потенциальные возможности для оздоровления студентов и рационально построить процесс занятий физической культурой и спортом, приобрести определенные двигательные навыки и умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
2. В течение учебного года необходимо проводить мониторинг состояния здоровья студентов.
3. Для восстановления и сохранения здоровья студентов, при поддержки профкома университета, организовать лечебно-профилактическую работу и создать условия для летнего отдыха. Сибирская природа, хорошее питание и интересный досуг дают стойкий оздоровительный эффект.
4. Одним из неотъемлемых компонентов здорового образа жизни, обеспечивающего сохранение здоровья и высокой трудоспособности человека, является рациональное питание. [1]
При оценке качественного состава пищи студентов часто выявляется несбалансированность питания по ряду основных компонентов — низкое содержание белков животного происхождения, жиров растительного происхождения, кальция, аскорбиновой кислоты и витаминов. У студентов выявлены следующие нарушения режима питания: 25–45,0 % не завтракают, 16,3–33,9 % питаются два раза вдень, около 10,0 % не обедают или обедают нерегулярно, около 20,0 % не ужинают. Отмечено редкое употребление горячих блюд, в т. ч. первого блюда, поздний по времени приема ужин. Рост заболеваний желудочно-кишечного тракта отмечается на протяжении всего периода обучения. Практически всех студентов волнует проблема нехватки денег на питание..
Необходимо разработать план мероприятий по пропаганде основных направлений рационального и здорового питания.
- создать все условия как в учебных корпусах, так и в общежитиях учебного заведения для качественного приготовления и хранения продуктов, для удобного приема пищи.
- организовать приготовление комплексных обедов, по низкой себестоимости, но качественным набором блюд.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечивать развитие способностей студента в овладении первичными профессиональными навыками будущей профессиональной деятельности. От педагогического коллектива учебного заведения зависит развитие способностей студента и приобретение первых профессиональных знаний в области выбранной профессии.
В данном вопросе необходимо выделить три основных направления:
- адаптация студента к новой учебной деятельности и мотивации к успешному овладению необходимых профессиональных знаний.
- обеспечение и контроль за соблюдением техники безопасности на производстве и в учебно-производственных лабораториях.
- рациональная организация учебного процесса, методика проведения лекционных, практических занятий, в соответствии с возрастными особенностями.
Рассмотрим эти направления более подробно.
1. На первый план проблема адаптации, или приспособления, выступает в условиях кардинального изменения деятельности индивида, сопровождающегося трансформациями в его предметном социальном окружении. [2]
При поступлении в образовательное учреждение среднего профессионального образования (СПО), происходит встреча студента с новой образовательной средой, с которой ему предстоит в различных формах взаимодействовать все годы обучения.
Адаптацией в данном случае будет считаться приспособление студента к новым формам, методам и технологиям учебно-воспитательной и социально-бытовой деятельности; к новым формам контроля за качеством обучения (И. Ф. Исаев, В. В. Буткевич, А. В. Мудрик, Л. П. Рябов, Л. Н. Седова и др.). А. К. Гришанов и В. Д. Цуркан утверждают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями образовательной среды как внешнего фактора по отношению к студенту.
В сфере адаптации студентов выделяются познавательный и коммуникативный аспекты как основные направления учебной деятельности.
Современная педагогическая наука определяет этот тип среды как адаптивный — она стремится, с одной стороны, максимально приспособиться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменений.
Кроме того, особенности адаптации учащихся техникума и определяются:
- нормативными сроками освоения основной профессиональной образовательной программы (ранним, по сравнению с вузом, началом преподавания профессиональных дисциплин и предполагаемым формированием профессиональных компетенций (2-й курс));
- социально-психологическими характеристиками личности студентов.
Большинство студентов средних специальных учебных заведений находятся на стадии «ранней юности» (15–18 лет), у них в меньшей степени по сравнению со студентами вузов развита способность к самоанализу, самодиагностике, осознанию своих достоинств и недостатков, проектированию своей жизненной стратегии и тактики.
Основная особенность адаптивной образовательной среды носит объективный характер, независящий от изучаемого предмета.
Наиболее общие образовательные технологии, используемые в учебном процессе; групповые лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы, проводимые с использованием мультимедийных технологий и современного лабораторного оборудования; контроль знаний при помощи тестов и использования ситуационных задач.
2. Существует солидная нормативно-техническая и правовая база по технике безопасности и безопасной жизнедеятельности, но в процессе подготовки специалистов, мастеров п/о часто не акцентируется внимание на безопасном поведении студентов, которое способствует формированию здоровьесберегающей компетенции целенаправленного формирования безопасного поведения студентов, а, следовательно, здоровьесберегающего компонента Выпускник профессиональной школы технического профиля должен иметь мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций; уметь ориентироваться в опасных ситуациях, защитить себя и своих близких от неблагоприятных воздействий. Поэтому в процессе профессиональной подготовки важно обеспечить личное безопасное поведение. Современная подготовка в профессиональной школе ориентирована на знание методики и технологии обучения, зачастую знания даются студентам в готовом виде, а это в значительной мере снижает формирование умения конструировать урок и учебный процесс в целом.
Преподаватель, осуществляя свою ежедневную профессиональную деятельность, постоянно сталкивается с необходимостью организовывать обучение в учебно-производственных лабораториях, а также на производстве или в условиях, приближенных к производственным, осуществлять педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Поэтому организационные умения крайне необходимы преподавателю, так как от этого зависит эффективность и безопасность деятельности учащихся в процессе обучения. [3]
Преподаватель должен не только знать правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, но и осуществлять контроль за обеспечением безопасных условий работы студентов и за оснащением рабочих мест, что является его непосредственной должностной обязанностью.
Формирование безопасного поведения студентов СПО происходит не только на занятиях БЖД, некоторые аспекты безопасности рассматриваются и в профессиональном модуле. Чтобы обеспечить формирование у студентов безопасного поведения в процессе всего обучения, необходимо выполнение таких условий, как:
1) построение системы обучения на междисциплинарной основе, направленной на формирование у студентов целостного представления о безопасности жизнедеятельности;
2) отбор и подача содержания курсов, посредством установления содержательных, понятийных, методических и прочих связей;
3) применение интегрированных заданий при подаче материала профессионального и общегуманитарного модулей;
4) использование тренажеров, имитирующих техногенные и экологические аварии и катастрофы и способствующих выработке умений по принятию правильных решений по предотвращению или ликвидации последствий;
5) повышение уровня методологической культуры научно-преподавательского состава с целью наиболее оптимального обеспечения безопасного поведения студентов
6) следование принципам преемственности и непрерывности обучения.
Формирование у студентов определенного типа сознания, обуславливающего потребность в обеспечении личной безопасности, готовность к безопасному поведению, усвоение умений и навыков самозащиты, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих — вот основные задачи занятий по безопасности жизнедеятельности, в процессе усвоения которых происходит формирование здоровьесберегающего компонента.
Научившись обеспечивать собственное безопасное поведение, ответственно и гуманно относится к окружающей среде, разумному потреблению природных ресурсов, заботиться о безопасности окружающих, мы сможем говорить о безопасности как на транспорте так и о безопасности жизнедеятельности человека.
Для этого необходимо научить студента не только теоретическим знаниям, но и куда важнее научить его использовать эти знания на практике, учитывая, прежде всего, технику безопасности и охрану труда.
- Провести вводный инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторных и практических занятиях.
- Организовать ведение журнала по ТБ со списками студентов по группам, где студент расписывается, что прослушал инструктаж.
- Создание технического паспорта лаборатории, где наряду с перечнем оборудования, фиксируются и по шаговые действия эксплуатации его.
- Обязать преподавателя или лаборанта готовить лабораторию к учебному процессу, а по окончанию отключить оборудование от сети.
3. К рациональной организации учебного процесса относятся:
- условия обучения студента техникума (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям студента;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Педагогу в организации и проведении занятий необходимо учитывать:
- обстановку и гигиенические условия в аудитории: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения аудитории и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.;
- учет возрастных особенностей студента и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся разных возрастных групп.
Наиболее значимые образовательные технологии, используемые в учебном процессе:
- групповые проекты, тренинги, лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы, проводимые с использованием мультимедийных технологий и современного лабораторного оборудования.
- необходимо чередовать виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4–7 видов за занятие.
- частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Продолжительность и частота чередования видов учебной деятельности — 7–10 минут. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма — не менее трех;
- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар).
- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на занятиях (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые преподавателем методы повышения этой мотивации
- наличие в содержательной части лекции вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение студентам знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д.;
- создание благоприятного эмоционального и психологического климата в ходе реализации образовательного процесса. Благоприятная атмосфера на занятиях во многом зависит от выбора изложения материала — свободная беседа, вовлечение аудитории в дискуссию по заданной тематике, семинар, студент как исследователь, данные методы изложения материала способствуют развитию интеллекта, эмоциональной составляющей, общению, воображению, самооценки, умению выслушать мнение товарища. Цель таких занятий — в благоприятной эмоциональной обстановке, оценить качественную подачу материала
В последние годы наряду с традиционными формами контроля — зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. В первую очередь следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих учебных заведениях.
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.
Итак, здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей студента: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, профессиональными навыками, учитывая систему безопасности как труда так и жизнидеятельности.
Литература:
1. Османов Э. М., Ронжина Г. П., Проблемы питания современного студента // Вестник ТГУТ 15 вып 2
2. Григорьевская И. В. Факторы адаптации студентов в образовательной среде колледжа// Вестник ТГПУ 2013
3. Соколова И. И. Обеспечение безопасного поведения студентов как компонент педагогической компетенции мастера производственного обучения// Вестник НЦБЖД 2011