На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.
В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. В качестве основного механизма, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных кадров, рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника.
Переход системы высшего образования России на стандарты третьего поколения основывается на интеграции профессионального образования и рынка труда. Успешное формирование у выпускников вузов профессиональных компетенций, которые востребованы работодателями, будет способствовать повышению качества результатов обучения [4, с. 3].
Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: «Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание.
Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик.
Качество — это не только адекватность каким-то требованиям — среды или потребителя. В динамике развития (эволюции) общества качество объекта или процесса должно опережать систему требований, предъявляемых развитием внешней по отношению к объекту среды (надсистемы). Иначе никакой социальный прогноз и прогресс невозможны.
Это означает, что качество должно быть эволюционно избыточным, его должно быть много и даже больше чем требуется «здесь и сейчас»; через темпы развития внутреннего, потенциального качества объекта оно должно опережать формы этого самого развития, в том числе внешней социальной среды» [2, с. 439].
Так, профессор Ю. Б. Рубин качество определяет как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности» [1, c. 514].
Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. Наиболее точным в концептуальном отношении является следующее определение качества образования.
Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального подхода.
В педагогике под качеством образования чаще всего понимается «соотношение цели и результата», «мера достижения цели». Уточняя данную трактовку, М. М. Поташник говорит о том, что принципиально новым является и само толкование термина «качество образования» как соотношение цели и результата, как меры достижения цели при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка, чего в прошлом опыте российского образования не было [3].
В своих работах Яковлев Е. В. пишет, что «качество... трактуется в педагогической науке: и как наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого; и как-то или иное свойство, достоинство, степень пригодности к чему-либо, как нравственная, этическая категория (качественное = совершенное), или как сугубо экономическое понятие». Говоря о качестве образования, одни ученые и практики понимают его как нацеленность образовательной системы на достижение качества усвоения; другие — качества обучения и воспитания; третьи — на увеличение степени развитости способностей личности; четвертые — на готовность выпускника вуза к жизни в социуме [3].
Проблема качества образования особую актуальность приобретает в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», присоединением России к Болонскому процессу и развитием европейского сотрудничества в области обеспечения и контроля качества образования с целью выработки сопоставимых критериев и методологий, усилением европейского измерения качества высшего образования.
Качество высшего образования во многом определяет успешность развития любой страны. Революционные изменения техники и технологий опираются на интеллектуальные ресурсы, которые приобретают статус важнейшего стратегического ресурса, предмета конкуренции ведущих стран мира. Интеллектуальный потенциал страны, оказывается напрямую, связан с качеством высшего профессионального образования, определяя не только экономическое и социальное развитие, но и экономическую и политическую независимость страны.
Педагогические вузы России строят свою работу на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и практической направленности.
Последние годы для Самарского государственного социально-педагогического университета (г. Самара) ознаменовались дальнейшим развитием по всем основным направлениям деятельности: активизацией учебной, научно-исследовательской работы, повышением качества подготовки профессорско-преподавательского состава, укреплением творческих связей с образовательными учреждениями других регионов и областей, расширением образовательного пространства, в том числе за счет использования новых образовательных технологий, материально-технической базы, развития возможностей дистанционного образования. Преподаватели СГСПУ проводят исследования по формированию профессиональных компетенций студентов педагогического вуза, которые разрабатываются в рамках госбюджетной тематики. В содержания исследования входят: анализ состояния проблемы в теории и практике организации подготовки бакалавров в системе высшего педагогического образования; определение путей и способов формирования профессиональных компетенций будущих педагогов; разработка системы формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза [4, с. 3].
Проведенный анализ подходов к проблеме качества образования позволяет систематизировать факторы, влияющие на качество образования бакалавра педагогического вуза. Наше представление об этих факторах отражено на рис. 1.
Литература:
- Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. Научное издание / Под общ. ред. проф. Ю. Б. Рубина. — М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 540 с.
- Ильинский И. М. Образовательная революция. — М.: Изд-во Моск. гуманит.- социальн. академии, 2002. — 592 с.
- Радзивилова Г. А. Управление качеством образования в педагогическом вузе и его филиале: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08, Москва, 2005. — 246 с.
- Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в теории и практике высшего образования: Материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Самара: ПГСГА, 2009. — 140 с.