В современных социально-экономических условиях перед образовательными учреждениями стоят задачи возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления нравственных традиций, необходимых для приумножения культурного потенциала каждого народа. В Республике Узбекистан созданы как правовые условия, так и социально-экономические предпосылки перестройки, механизация управления системой народного образования на основе выработанной государственной политики, обусловленной конкретными принципами, изложенными в статье 3, Закона «Об образовании».
Первый принцип — демократический характер обучения и воспитания, в качестве приоритета, главного субъекта, а не объекта, как это было ранее, выдвигает личность обучаемого и упразднение командно-административных методов управления.
Второй принцип — непрерывность, преемственность, обуславливает возможность «выстраивания» иерархии компонентов образовательной системы, остальные обосновывают кардинальные концептуальные подходы построения системы образования. Особая значимость этих принципов государственной политики в области образования подчеркнута в статье 7 Закона «Об образовании», где законодательство утверждает необходимость установления в Республике Узбекистан соответствующих критериям широкой практики государственных стандартов образования. Они и определяют требования к уровню образования и объем учебных нагрузок, обязательных для учебных заведений.
Наше государство объявило воспитание гармонично развитой личности приоритетным направлением государственной политики. Под гармонично развитой личностью мы, прежде всего, подразумеваем высокосознательных, самостоятельно мыслящих, способных своим личным примером служить образцом для окружающих, высокообразованных людей. Основа развития общества, единственная сила, способная спасти его от разрушения − это просвещение. «Только воспитав интеллектуальных, высоконравственных людей, мы сможем добиться поставленных целей, процветания и прогресса в нашей стране».
Время, в которое мы живем, неукоснительно требует совершенствования системы народного образования в стране. К этому обязывает всех просвещенцев Национальная программа по подготовке кадров и Государственная общенациональная Программа развития школьного образования. Нужны новые подходы к организации деятельности системы народного образования в самых разных ее направлениях, новые педагогические технологии. Повышение профессионализма педагогов в соответствии с новыми требованиями к уровню квалификации работников признается важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. В этих условиях особую значимость приобретает статус инновационных учебных заведений. К ведущим принципам личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию относятся:
1) использование субъектного, личностно-осмысленного опыта учащегося;
2) стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для обучаемых способов проработки нового учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
3) предоставление учащемуся свободы выбора при выполнении заданий по самоподготовке или при проведении воспитательных мероприятий;
4) накопление знаний, умений и навыков не столько в качестве самоцели (конечного результата), сколько в качестве эффективного средства реализации творческих способностей обучаемых;
5) предмет оценочных суждений преподавателя — учет не только правильности, но и оригинальности ответов обучаемых, их самостоятельных работ;
6) обеспечение на занятии личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников, естественного межличностного общения на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ как результата обучения и воспитания, так и процесса его достижения.
Педагогическое воздействие на учащихся будет эффективным, если: педагогическое воздействие будет опираться на педагогическое общение как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности; учитывать, что стратегия поведения учащихся влияет на социально-психологический климат ученического коллектива; обеспечить ребенку психологическую поддержку со стороны взрослых, в первую очередь, родителей и учителя — классного руководителя. особый тип взаимоотношений, возникающий Социально-психологическое обеспечение на основе осознания людьми своей принадлежности к одному коллективу. В таких коллективах нормой становится взаимопомощь и сотрудничество, коллективная ответственность.
В деятельности педагога важнейшее значение приобретают психологическое и социально-психологическое обеспечение: знание психологических особенностей учащихся, умение создавать необходимую мотивацию и выбирать эффективные способы стимулирования воспитанников. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего, в непосредственном общении с родителями, педагогами, сверстниками приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, человек приобретает все свои производительные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.
Общение является основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности. В процессе учебной деятельности ребёнок выступает как субъект и как объект общения. Круг и виды общения у школьников разнообразны, они определяются социальной ситуацией развития ребёнка, его возрастными и индивидуальными особенностями. Учебная деятельность неразрывно связана с общением. Поэтому нарушения общения школьника с людьми, с которыми он взаимодействует в процессе учебной деятельности, непременно сказываются и на характере поведения в школе. Общение − это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Общение − один из способов социальной жизни людей, сложный, многогранный процесс взаимодействия, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.
Педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов и учащихся. Профессионально-педагогическое общение есть система органично социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Педагогическое общение − система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, а также способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение — не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями.
Общий язык с детьми — это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика). Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т. е. систему приемов психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных, избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации.
Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов: педагог открыто выступает как инициатор общения, он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.
Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм. Все изложенное выше позволяет утверждать, что педагогическое общение как особая форма общественных отношений в образовательной среде способно стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, подготовки молодого поколения к жизни и труду.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Ташкент, 1997.
- Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров». Ташкент, 1997.
- Курбанов Ш., Саидов Х., Ахлиддинов Р. Мечта о совершенном поколении. Ташкент. Шарк, 1999.
- Казанская В. Г. Личность ученика и учителя в школе. Москва, 2004