Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса
Автор: Токпаева Маруаш Абылкаковна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 22008 раз
Библиографическое описание:
Токпаева, М. А. Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса / М. А. Токпаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3839/ (дата обращения: 21.12.2024).
Общение — важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности. Во многих видах деятельности общение — это не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.
Но в профессиональной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностям и культурой общения.
Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.
Две главные фигуры в школе — учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Наше сложное время в значительной мере изменило и усложнило роль педагога. Он теперь является не только источником информации, но человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс. [1, с.24–28].
Сегодня парадигма сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». А это значит, что меняется и весь социально-психологический аспект их взаимодействия. Представим себе тот педагогический процесс, в котором мы ежедневно участвуем. Каких только компонентов он в себе не содержит! Привычно среди этого многообразия выделять три основных компонента: содержательный, методический и социально-психологический, точнее — компонент общения. Он-то как раз особенно важен. Ведь самые интересные и развивающие дидактические материалы, самые прогрессивные методы обучения и воспитания «заработают» только тогда, когда будут использоваться в рамках соответствующего педагогического общения.
Выделяют два вида общения:
Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность. [2, с.11]
В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно ориентировано.
Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.
Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к преподавателю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает. В педагогическом процессе взаимоотношения «человек-человек». первичны, и тем не менее это обстоятельство не всегда осознается даже опытными учителями. Начинающие же учителя очень часто испытывают трудности в общении с учащимися. И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций — он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.
Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.
Так как же мы общаемся с детьми? Условно можно выделить несколько стилей общения:
1. Самый плодотворный и высокопрофессиональный стиль — общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Таким стилем общения владели выдающиеся педагоги В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко. Граница между педагогом и детьми должна быть обязательно, но возводиться она должна на основе уважения к знаниям, опыту, культуре педагога.
В современной школе такой стиль присутствует в той или иной мере и у наших опытных педагогов.
2. Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он является предварительной ступенью к стилю педагогического сотрудничества учителя и ученика. Но следует помнить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися. Как, впрочем, и сами учащиеся проявляют такое панибратство, которое затем превращается в неуважительное отношение к учителю.
3. Многие педагоги выбирают стиль «общение-дистанция». Здесь в качестве ограничителя панибратства выступает некоторое «расстояние», которое учитель создает между собой и учащимися. При таком стиле тоже стоит соблюдать меру. Дистанцироваться необходимо, но это может повлечь за собой невольный переход к авторитарному стилю, который в конечном счете отрицательно сказывается на формировании личности учащихся.
4. «Общение-дистанция» в известной степени является переходным этапом к такому негативному стилю, как «общение-устрашение». Его довольно часто используют не только начинающие, но и опытные учителя, так как этот стиль дает нам желаемое — беспрекословное подчинение учащихся и кажущийся авторитет педагога. Однако такое общение не подразумевает взаимопонимания между учителем и учеником и может вызвать даже тихую ненависть к педагогу.
5. Отрицательную роль в работе с учащимися играет также «общение-заигрывание», которое вызвано стремлением завоевать быстрый авторитет у детей, понравиться им. Однако практика показывает, что это ложный авторитет, недолговечная любовь. [3, с.45–49]
При отсутствии у педагога профессиональных навыков общения стили устрашения, заигрывания или крайние формы дистанцирования могут стать штампами, затрудняющими педагогическую работу, и привести к непреодолимым психологическим барьерам.
Исходя из вышеперечисленных стилей общения, можно выделить несколько наиболее типичных моделей поведения педагога на уроке.
Модель 1. Педагог как бы возвышается над учащимися. Он парит в мире знаний, науки, увлечен своим делом, но недосягаем для ребят. Учащиеся для него лишь приемники информации, а не живые личности.
Модель 2. Соблюдая дистанцию, педагог постоянно подчеркивает свое превосходство над учащимися, у него преобладает стремление сообщить информацию, а не научить, и отсутствует желание к сотрудничеству с детьми. Он снисходительно покровительствует ученикам, что мешает организовать взаимодействие с ними, как с взрослыми личностями. Итог — равнодушие к педагогу.
Модель 3. Учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно, то есть концентрирует свое внимание либо на сильных, либо на слабых учащихся. В результате — общение на уроке постоянно «рвется», система постоянного общения отсутствует.
Модель 4. Педагог общается с детьми, но в этом общении слышит только себя — и при объяснении, и при опросе, и в индивидуальных беседах. Последствия таковы, что вокруг учителя создается своеобразный педагогический вакуум.
Модель 5. Педагог направленно действует в соответствии с заранее спланированной программой, не реагируя на изменяющиеся обстоятельства. Например, на уроке запланировано обсуждение некоторой темы, а учащиеся по объективным причинам не готовы к нему. Эффект от хорошего плана будет нулевым, но учитель не хочет изменить методику проведения урока.
Модель 6. Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли учащиеся его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли на его критику. Он постоянно сомневается, колеблется, анализирует каждое свое слово. Такие действия вполне могут привести к неврозам. От подобного «самокопания» следует избавляться.
Модель 7. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики. Теоретические исследования и практика показывают, что учащиеся предъявляют высокие нравственно-психологические требования не только к сути взаимоотношений, но и к средствам, которыми мы выражаем свое отношение к ним. Именно поэтому стили общения, основанные на дружественности, создают ощущение психологического комфорта, стимулируют деятельность детей. [4, с.52–55]
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.
Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, облегчается процедура налаживания взаимоотношений.
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Ее основными параметрами становятся взаимоотношения, взаимоприятие, поддержка, доверие и д. р.
Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности.
Необходимо также отметить, что выбор стиля педагогического общения неразрывно связан с выбором педагогического стиля вообще.
Педагогическое общение — это особый вид творчества, ведь каждый самый обычный урок — это цепь микроскопических педагогических ситуаций: ссора в классе; невыполненное домашнее задание; опоздавший на урок ученик; неожиданный вопрос ребенка и другие. И каждая ситуация требует мгновенного обдумывания, быстрого и точного решения проблемы. Поэтому и решения будут приниматься в разных случаях — разные. В этом и заключен творческий подход к общению. Он проявляется:
- в умении передавать информацию, точно ориентируя ее на собеседника, используя при этом все средства эмоционального воздействия: яркую выразительную речь, жесты, мимику, юмор;
- в умении понять ситуацию и быстро принять нужное решение;
— в умении организовать взаимоотношения с детьми;
- в умении через общение воспитывать детей;
- в умении регулировать собственные психические состояния, быть жизнерадостным и оптимистичным;
- в поиске новых путей работы.
Дети разные, они просто не могут быть одинаковыми по природе своей, у них разные способности и разные наклонности. Они по-разному воспринимают и обрабатывают информацию, по-разному устают и отдыхают, они привыкли к определенному отношению к себе. Это и должно учитываться в школе. На это и должен быть направлен авторитет учителя.
Литература:
1. Бодалев А. А. Личность и общение. Москва 2003, с. 24–28
2. Белух ин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Москва,1996, с.11
3. Педагогика. /Под ред. П. И. Пидкасистого. Мосвка, 2002, с.45–49
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Москва, 1998, с.52–55