Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогическое общение как особый вид коммуникации

Педагогика
18.08.2018
969
Поделиться
Библиографическое описание
Петрунькина, Л. С. Педагогическое общение как особый вид коммуникации / Л. С. Петрунькина, Е. В. Калиткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 140-141. — URL: https://moluch.ru/archive/219/52364/.


Ключевые слова: общение, коммуникация, педагогическое общение.

Процессы коммуникации играют очень важную роль в жизни людей. Поэтому неслучайно эти процессы привлекают внимание специалистов в самых разных областях науки: философии, психологии, педагогики, социологии, лингвистики и конфликтологии.

Если обратимся к этимологии слова «коммуникация», то оно присутствует лишь в английском языке и означает обмен информацией и мыслями в виде речевых письменных сигналов, что само по себе является синонимов термина «общение». В отечественной науке понятие «общение» и «коммуникация» используются как слова, близкие по значению. С другой стороны, термин «общение» обозначает процесс обмена между людьми, не только мыслями и информацией, но и эмоциями, чувствами.

Термин «общение» рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера и обозначает взаимовлияние, обмен взглядами, мнениями, в результате которого наступает или рассогласование (т. е. конфликт).

А. И. Волкова пишет, что в психологической науке не существует однозначного понимания общения. Зачастую общение описывают, указывая на его основные его стороны или функции. Автор дает для примера определение общению как сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно «и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» [1].

В. И. Фефелова говорит, что общение — «это то, что в нашем восприятии непосредственно связано с культурой и духовностью, с произведениями русских классиков, с неформальными отношениями людей». [2].

Е. П. Ильин сравнивания понятия «общение» и «коммуникация» полагает, что коммуникация носит более общий характер, а общение более частный. Не любую коммуникацию можно назвать общением, но любое общение есть один из видов коммуникации. По мнению автора, общение характерно для высокоразвитых живых существ, в том числе — для человека. [3].

Отличительными признаками этих понятий является различный объем содержания («узкий» и «широкий»), что связано с использованием их в разных науках, выдвигающих на первый план разные аспекты. Для нас важно закрепить за понятием «общение» характеристики межличностного взаимодействия, а за «коммуникацией» — информационный обмен в социуме.

Исходя из вышеизложенного будем считать, что педагогическое общение — это социальный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в организованной учебно-познавательной деятельности, в которой отводится важная роль процессу передачи и восприятия информации.

Впервые определение педагогическому общению дал А. А. Леонтьев, он понимал его как профессиональное общение педагога с учащимися на уроке или во внеурочное время. [4].

Процесс взаимодействия в школе — общение между всеми его участниками, учениками, учителями, родителями, администрацией, — направленное на развитие личности ребенка.

Существуют подходы к определению педагогического общения:

1) внешняя подструктура реализации педагогического взаимодействия, его собственно организационно- коммуникационная подструктура [5].

2) форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся [6].

3) влияние учителя на личность ученика с целью изменения его поведения, убеждений, стиля отношения к самому себе и к окружающим людям, формирования ценностных ориентаций и качеств личности [7].

Педагогическое общение выступает в качестве основы реализации педагогического процесса. Его продуктивность определяется целями общения, его ценностями принимаемыми всеми субъектами педагогического процесса в качестве направляющих личного поведения.

На основании проведенного анализа литературы, можно сделать вывод о том, что педагогическое общение представляет собой сложный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в рамках специально организованной учебно-познавательной деятельности, в которой важную роль отводят процессу передачи и восприятия информации. Таким образом, в данной логике изложения педагогическое общение является отдельным видом коммуникации как более узкое понятие.

Литература:

  1. Волкова А. И. Психология общения. Ростов н/Д, 2007.
  2. Фефелова В. И. Понятие «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте // Прикладная психология и психоанализ. — 2007. № 1.
  3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009.
  4. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1996.
  5. Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1998.
  6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
  7. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение,1991.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
общение
коммуникация
педагогическое общение
Молодой учёный №33 (219) август 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 140-141):
Часть 2 (стр. 78-157)
Расположение в файле:
стр. 78стр. 140-141стр. 157

Молодой учёный