Воспитание экологической безопасности у учащихся
Авторы: Холбаева Гулнара Анарбаевна, Яхшиева Мехринигор Шавкатовна, Абраимова Назира Умркуловна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.
Дата публикации: 04.04.2016
Статья просмотрена: 141 раз
Библиографическое описание:
Холбаева, Г. А. Воспитание экологической безопасности у учащихся / Г. А. Холбаева, М. Ш. Яхшиева, Н. У. Абраимова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/846/ (дата обращения: 16.12.2024).
В системе высшего, среднеспециального и общего образования при отборе и разработке содержания вопросов экологии, с которыми необходимо ознакомить студентов и учащихся, следует, прежде всего исходить из того, что данные материалы должны знакомить учащихся с основными физическими, химическими, техническими факторами и параметрами взаимодействия общества и природы.
Развитие технического прогресса, увеличение численности населения и нерациональное использование природных ресурсов земли, привело к появлению серьезных проблем в области экологии. Нарушение природного равновесия проявляется на локальном и глобальном уровне в виде ухудшения экологической обстановки, климатических и иных изменений на планете. Тема экологической безопасности является довольно актуальной в современном мире.
Ученики должны знать и хорошо себе представлять важную роль этих факторов для жизни животных, растений, человека и в целом общества. Учеников следует знакомить с губительными последствиями влияния ряда современных производственных процессов на природу, понимать в чём оно заключается.
Чтобы развивать и формировать у учащихся сознательное отношение к охране окружающей среды, требует от нас, преподавателей, развития у них определенных умений и навыков в этом направлении, а также определенной общественной активности. Основная наша задача, при обучении экологии, развивать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к науке, что формирует у учащихся активную жизненную позицию по отношению к охране природы.
Опыт показывает, что самый большой эффект даёт работа в кружках, которая позволяет опираться на межпредметные связи многих учебных предметов как биология, химия, физика, математика, география и т. д., так как многие вопросы экологии носят сложный, комплексный характер.
При организации занятий в кружках надо учесть, что:
1) знания, приобретаемые в кружке, должны быть жизненно необходимы учащимся;
2) большая часть занятий должны быть не повторением учебной программы, а углублением и расширением его теоретической основы с применением на практике;
3) содержания занятий должны соответствовать научному уровню изучаемых дисциплин.
Экология включает в свои исследования изучение воздействия тяжелых токсичных металлов на экосистемы и их структурные составляющие. Геоэкология изучает изменение природных сред, включая распространение и круговорот синтезированных органических веществ или рассеянных человеком металлов с токсичными свойствами. Токсикология ставит задачи по выявлению опасных свойств токсичных веществ, в особенности элементов для живых организмов. Очевидно, экотоксикология как научное междисциплинарное направление должна играть ключевую роль в понимании круговорота и обогащения природных сред наночастицами и их воздействии на организмы, популяции и экосистемы. В настоящее время большое внимание в исследованиях занимают пролонгированные дозы наноконцентраций многих опасных элементов и синтезированных органических веществ.
Эта работа должна проводится по определенному плану, включающему следующие основные моменты:
1) изучение публикаций по вопросам экологии;
2) изучение Законов государства и постановлений правительства по проблемам экологии и охране окружающей среды;
3) обмен опыта и повышения профессионального мастерства в изучении экологии;
4) обновление знаний по дидактике и частным вопросам методики;
5) формирование диалектического единства в системе «человек-труд-природа»;
6) органически сливать элементы экологии, включаемые в содержание школьных курсов естественных наук с учебным материалом каждого предмета;
7) модернизация, гуманизация и экологизация в системе обучения экологии («гуманизация» вошла в науку в начале ХХ века, когда идея гуманизма получила дальнейшее развитие в учении о ноосфере-сфере разума).
Всё это обеспечивает благоприятные возможности для развития у учащихся и студентов эстетического, познавательного, правового, экономического, практического, гуманного и сознательного отношения к проблемам экологии и её охране.
В последние два десятилетия наука стала накапливать данные о восстановлении экосистем после загрязнения, включая их оживление после токсичного стресса. Поэтому необходимы междисциплинарные знания не только для того, чтобы предвидеть и предотвращать опасные для человечества явления, но и грамотно направлять усилия на помощь естественным процессам восстановления экосистем, что значительно сведет до минимума трудовые и финансовые затраты на их восстановление.
Значение траектории сукцессий сообществ и экосистем в условиях увеличения и снижения антропогенного загрязнения позволят предсказать будущие изменения и правильно направить практические усилия на ограничение и сведения до практического минимума антропогенных воздействий и ускорение процессов восстановления экосистем.
Литература:
- Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986. Т. 1. 328 с.
- Мартин Р. Некоторые вопросы токсичности ионов металлов./ М.; Мир. 1993. С. 25–43.