Воспитание безопасного поведения детей на дорогах
Авторы: Станкевич Алевтина Владимировна, Полянская Ольга Николаевна, Горбачева Светлана Михайловна, Евстафьева Светлана Алексеевна, Верютин Сергей Егорович, Козловский Сергей Николаевич, Курмаев Вячеслав Жоржович, Долматов Виктор Павлович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 28.11.2018
Статья просмотрена: 632 раза
Библиографическое описание:
Воспитание безопасного поведения детей на дорогах / А. В. Станкевич, О. Н. Полянская, С. М. Горбачева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14673/ (дата обращения: 23.11.2024).
Современная культура и ее развитие находится в непрерывной взаимосвязи с проблемами безопасности человечества. Несомненно, интенсивность дорожного движения и динамика роста появления на дорогах водителей, практикующих стиль опасного вождения, требует изменения. Известно, что дорожное движение — это алгоритм специфических действий, определяющих наличие дорожного сообщества. Несмотря на пропаганду повышения культуры поведения на дорогах и ответственности взрослых за воспитание подрастающего поколения, на сегодняшний день, очень остро стоит вопрос о повышении дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. Родители XXI века настолько озадачены материальным обеспечением своей семьи, что зачастую забывают о привитии своим детям простейших правил безопасного поведения дома, в учебных учреждениях и на улицах.
Многие родители стараются защитить своих детей от микроорганизмов, находящихся в окружающей среде, несущих опасность здоровью ребенка, но далеко не каждый из них способен осознавать особенности психологического поведения детей на дорогах. Отсутствие житейских навыков, детская любознательность, недостаточно развитые инстинкты самосохранения, страх и потенциальные сомнения в чрезвычайных ситуациях могут привести к неадекватному поведению ребенка на дороге.
Являясь самой непредсказуемой категорией участников дорожного движения, именно дети и их безопасность являются одной из первостепенных задач взрослых. Родители и педагоги обязаны обеспечить детям максимальную защиту от возникновения нештатных ситуаций и научить их правильному поведению при их возникновении.
Безопасное поведение на дорогах необходимо формировать у детей с раннего возраста. Ознакомление ребенка с необходимыми правилами и нормами поведения на дорогах, формирование навыков и умений выхода из нештатных ситуаций, спровоцированных дорожными условиями, позволит воспитать дисциплинированного и грамотного участника дорожного движения. Но процесс воспитания юных участников дорожного движения необходимо закрепить законодательно. Не только родители и образовательные учреждения должны проводить воспитательные работы в сфере безопасного поведения в сфере дорожного движения, но и государству необходимо заботиться об охране жизни и здоровья юного поколения, способствуя снижению детского дорожно-транспортного травматизма путем законодательного закрепления ответственности родителей за нарушение правил поведения на дорогах их детьми.
Однако, становление и законодательное регулирование в области детской безопасности на государственном уровне идет недостаточно быстро, что позволяет на практике выявлять причины возникновения несчастных случаев с детьми на дорогах.
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, являясь приоритетным направлением в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения, волнует представителей различных сообществ (научного, научно-исследовательского и социально-экономического).
Колоссальную работу необходимо проводить по формированию и развитию у детей навыков безопасного поведения в сфере дорожного движения. Растущая интенсивность городского движения делает дороги все более опасными для детей, следовательно, наиболее актуальными становятся вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
По статистике ГИБДД РФ в 2017 году с участием детей было совершено около 20 тысяч дорожно-транспортных происшествий, из которых более 8 тысяч с участием детей, в половине случаев виновниками ДТП являются юные пешеходы.
Рассматривая причины ДТП с участием детей можно отметить следующее, у детей низкий уровень знаний правил поведения на дороге, включая правила перехода проезжей части, неспособность адекватно оценивать дорожную ситуацию, ориентироваться в сигналах транспортного светофора при выезде несовершеннолетних велосипедистов на проезжую часть. Отсутствие присмотра за детьми со стороны родителей также является одной из основных причин ДТП с участием детей.
Можно выделить несколько основных проблем высокого уровня детского дорожно-транспортного травматизма:
‒ низкая культура поведения на дорогах взрослых участников дорожного движения, как следствие, формирование неверного поведения у детей;
‒ отсутствие навыков правильного поведения детей на дорогах в силу их возрастных психологических особенностей;
‒ низкий уровень знаний правил дорожного движения, неспособность их применять на практике;
‒ отсутствие систематической работы в области безопасности детей, как участников дорожного движения;
‒ недостаточное обеспечение процесса воспитания безопасности детей научно-методическими материалами;
‒ отсутствие должного контроля над поведением детей со стороны их родителей.
Дорожно-транспортный травматизм детей в России во много раз превышает уровень травматизма в других странах, следовательно, стоит повысить уровень подготовки детей по безопасному поведению на дорогах с раннего детства, что может в разы снизить количество дорожно-транспортных происшествий по вине детей и с их участием.
Каждый родитель уверен, что ДТП может произойти с кем угодно, только не с его ребенком, который точно знает правила поведения на дороге и ни при каких обстоятельствах не будет их нарушать. Но у детей совершенно не развито чувство опасности, они не способны правильно оценить дорожную обстановку, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Последствиями ДТП зачастую являются психологические потрясения, которые могут не проявляться сразу и физические увечья, не позволяющие вести полноценный образ жизни. Реабилитационный период после дорожно-транспортных происшествий затягивается на несколько лет.
Из-за растущей интенсивности движения транспортных средств на дорогах увеличивается и количество ДТП, и в данном случае личный опыт ребенка неприемлем, а значит необходимо обучать детей безопасному поведению на улицах с учетом их возрастных психофизиологических особенностей, которые не позволяют детям быстро и четко оценивать стремительно меняющуюся обстановку. В силу возрастных особенностей у детей сужено поле зрения, внимание ребенка еще не может распределяться на несколько объектов, он не в состоянии определить скорость автомобиля, рассчитать расстояние до него и предугадать действия водителя. В тех случаях, когда ребенку необходимо быстро оценить обстановку и сделать выбор поведения, он может непроизвольно впасть в состояние оцепенения. Исследования показали, что чем сложнее возникшая ситуация и чем быстрее ребенку необходимо принять решение, тем медленнее ребенок реагирует из-за процессов торможения в центральной нервной системе.
Возрастные особенности детей не позволяют им четко определять источник звука, глядя на приближающееся транспортное средство, они способны его не видеть, так как их внимание в данный момент может быть сосредоточено на более интересных объектах или собственных мыслях и переживаниях. Все это происходит из-за избирательности детского внимания. Еще одной отличительной чертой детского восприятия окружающей действительности является размер транспортного средства, чем он больше, независимо от скорости движения, тем большую опасность в нем видит ребенок. В то же время маленький автомобиль, даже с высокой скоростью движения, не рассматривается ребенком как источник повышенной опасности.
Необходимая безопасность поведения на дорогах формируется не только из знаний Правил дорожного движения, с их помощью достигается лишь 10 %, остальное достигается путем прогнозирования изменений дорожной обстановки и способностью принимать решения, соответствующие ей. В процесс обучения детей правилам дорожного движения необходимо включать изучение тех нарушений, которые могут возникать на дорогах и провоцировать возникновение потенциально опасных ситуаций, чтобы ребенок умел правильно реагировать на них и принимать верные решения по отношению к другим участникам дорожного движения. В ребенке необходимо развивать инстинкт самосохранения. Детям свойственно подражать поведению родителей, значит задача родителей вести себя безопасно, соблюдая требования правил дорожного движения и закладывая в ребенке безопасное поведение на дороге.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в процесс подготовки детей к безопасному поведению на дорогах необходимо включать следующее:
- Систематизацию данных по безопасности на дорогах из различных отраслей.
- Внедрение воспитательных процессов по безопасному поведению на дорогах в детских и молодежных организациях.
- Проведение комплексных мероприятий по формированию безопасного поведения детей на дорогах с учетом их возрастных психофизиологических особенностей развития.
- Формирование сообществ, способных осуществлять педагогическую и психологическую поддержку, а также правовое и методическое обеспечение процесса воспитания безопасного поведения детей как участников дорожного движения.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. — М.: Дрофа, 2007.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. — М., 2005.
- Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий // Успехи современного естествознания. 2008, № 8.
- Статистические сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2017 г. www. gibdd.ru/stat
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. — М.: Сфера, 2008.
- Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М.: Центр педагогического образования, 2007.