В статье показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет, форма, средство, образование, технологии, система, учитель, ученик, компьютер, урок.
В связи со специальными действиями в стране переход на дистанционную форму обучения стал неизбежен. Это было неожиданностью, но не было для нас новинкой и не вызвало такого множества вопросов. Можно сказать, что Белгородская область и вся страна в целом уже должна была привыкнуть к дистанционному формату обучения на фоне коронавируса. Но сегодняшняя ситуация отличается, так как теперь родители не могут сидеть на удалёнке, а как обычно ходят на работу. Из-за этого многим приходится совмещать работу и учебу ребёнка, если тот обучается в младших классах. Сегодня смело можно сказать, что обучение учащихся на расстоянии, нас всех многому научило. Перед нами вновь встала задача. Нужно было построить свою работу так, чтобы максимально эффективно донести детям материал и постараться создать привычную атмосферу обучения, с минимальными затратами времени на освоение новых технологий.
Итак, что же такое дистанционное обучение?
Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, позволяющих осуществлять обучение без непосредственного контакта между собой. Они отражают все компоненты, присущие учебному процессу (средства обучения, цели, методы, содержание) и реализуемые с помощью интернет — технологий.
Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и задачами, что и очное обучение, но меняется форма подачи материала. Форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут тоже иными. Основными целями дистанционного обучения в начальной школе, является научить самостоятельному поиску информации, ее обработке с использованием новых технологий, освоению, преобразованию и использованию на практике. Научить рациональному использованию своего времени, сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.
Важное значение имеет методическое сопровождение образовательного процесса.
Департамент образования разработал методические рекомендации по реализации основных образовательных программ, которые позволяют максимально эффективно перейти на дистанционную форму обучения. В состав методических рекомендаций входят сценарии обучения с указанием видов работ, сроков выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения.
С использованием предлагаемых рекомендаций могут организовываться такие виды учебной деятельности, как уроки, практические и лабораторные работы, контрольные работы, внеурочные занятия, самостоятельная работа, подготовка к государственной итоговой аттестации, консультации с педагогами.
В век компьютерных технологий, дистанционное обучение заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии online и offline.
Существует множество учебных платформ, которые дают возможность проводить уроки дистанционно. Наиболее популярными платформами, которые сегодня используются школами, названы Учи.ру, Российская электронная школа, ЯКласс, ЯндексУчебник, Zoom, Сферум, ЯндексТелемост, «ЯКласс», LECTA, ЦОР.
Для дистанционного обучения требуется три вида ресурсов: компьютерное оборудование, интернет, базы данных с учебной информацией на платформах для дистанционного обучения. Чтобы учиться дистанционно, каждый ученик должен иметь устройство для работы с цифровым контентом — компьютер или планшет, наушники или динамики, микрофон.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.
Преимущества дистанционного обучения:
— дистанционное школьное образование не отличается от очного по методам и формам;
— шанс учиться дома, а не ездить;
— получение знаний в удобное время для ребёнка, комфортный темп работы и находиться в любом населенном пункте;
— обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и в посильном режиме (с учётом ограничения во времени);
— освоение новых технологий;
— мобильность и оперативность образовательного процесса;
— развитие самодисциплины и самообразования.
— альтернативное обучение: расширяет выбор форм и методов обучения.
— комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
— дистанционное обучение дешевле очного и заочного;
— подходит для индивидуального обучения.
— социальное равноправие (равные возможности получения образования).
— новая роль преподавателя (преподаватель консультирует учащегося, планирует работу учащегося, направленную на освоение дисциплины)
Недостатки дистанционного обучения:
— не все желающие учиться имеют возможность включиться в учебный процесс (компьютер, доступ в сеть Интернет);
— отсутствие очного общения между преподавателем и обучающимися;
— отсутствие постоянного контроля над обучающимися.
— малое количество методических материалов;
— низкая компьютерная грамотность;
— установка родителей «дистанционная форма обучения — это никакое не образование»;
— высокие требования к администрированию дистанционной школы;
— необходимый высокий уровень самоорганизации учеников;
— высокая трудоёмкость разработки интерактивных заданий.
— необходимость высокой самодисциплины обучающихся.
— Отсутствие эмоционального контакта.
Стараясь разнообразить учебную деятельность, используются самые разные виртуальные формы работы в онлайн режиме. Любой онлайн урок — это вариант обучения, когда занятие проводится в режиме реального времени через интернет с помощью демонстрации экрана учителя.
Приведу лишь самые популярные формы дистанционного обучения:
— коллективное обучение
— работа в группах
— индивидуальное и дифференцированное обучение
— проектирование и исследование
— контроль знаний осуществляется с использованием программ Office Word, Power Point, веб-камеры.
«Конечно, система дистанционного образования — это хороший, актуальный и высокоэффективный инструмент в руках коллектива опытных преподавателей. Но данный метод обучения, скорее всего, разумнее использовать как дополнительный».
Таким образом, дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества. В современной школе созданы благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, что в свою очередь, требует от учителя постоянного личностного роста, повышения педагогической компетенции. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Литература:
- Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.
- Козлов Е. А. Учебный процесс в системе дистанционного образования и особенности методик контроля знаний при дистанционном обучении // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2009. — № 13. — С. 141–152.
- Полат Е. С. Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М., «Академия», 2006.
- Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютера. — 2002. — № 36. — С. 26–30.