Человеческая система ценностей является основой его отношения к миру. За всю историю существования человеческого общества известны основополагающие социальные нормы и ценности, принятые в обществе, которым нужно следовать. Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека. Значимость определения ценностей личности, её основных приоритетов, смысла жизни возникает у каждого индивида. Развитие и формирование шкалы ценностей личности, определяется также и тем, что ожидает от него семья и ближайшее окружение, какие ценности предлагаются, а какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды. В обществе всегда ценились: верность, доброта, честность, помощь, поддержка и так же негативное отношение было к обману, жадности, тщеславию.
В научной литературе понятие «ценность» определяется как — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. «Ценности, — писал известный философ В. П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [6].
Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Система ценностей в широком смысле слова — это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению А. Г. Здравомыслова, ценности — это «обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы» [5]
Всякий человек выбирает для себя те или иные ценности, о его выборе следует судить по богатству или скудности внутреннего мира, так же разнообразию его интересов, неповторимости его индивидуальности. Мировоззрение человека формируется на протяжении всей жизни, свой образ жизни. Огромную роль в этом играет окружение личности — это семья, друзья, а так же различные национальные, религиозные, социальные воззрения, традиции. Ключевым моментом формирование собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте — является период постепенного перехода во взрослую жизнь.
Что же касается социальных ценностей, то под ними принято понимать — общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и её результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д.. [4]. Таким образом социальные ценности не подвергаются общественному сомнению, служат эталоном, идеалом для людей.
Каковы основные социальные ценности? Это — общество (коллектив), семья, народ, государство, общественные институты и структуры: школы, музеи, театры, библиотеки, больницы, парки, средства массовой коммуникации и информации и др. Несмотря на то, что мы рождаемся в обществе и обязаны ему не менее чем своим родителям, поскольку в нем обретаем речь, образование, культуру, многие нормы и принципы поведения и т. д.
Формирование личной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте, поэтому огромное значение имеет семья, в которой воспитывается ребёнок. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и на формирование норм социального поведения. Воспитание социальных ценностей необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.
Статистика показывает, что в системе жизненных ценностей современных подростков-сирот ведущие позиции занимают инструментальные ценности: здоровье (56,8 % от общего числа голосов), счастливая семейная жизнь (54,7 %), наличие близких друзей (39,7 %), материальное благополучие (34,6 %), успешная профессиональная деятельность (33,8 %). Терминальные ценности, связанные с саморазвитием, являются менее значимыми для подростков: возможность творческой деятельности (14,4 %), повышение уровня своего образования (10,2 %) и расширение кругозора (8,7 %). Следует отметить, что наименьшей значимостью у современных подростков-сирот ценности, активно декларируемые в качестве приоритетов современной образовательной политики государства.
Подростковый возраст рассматривается как период возникновения чувства и образа взрослости, тенденции к самостоятельности, избавления от детской зависимости, при этом многими авторами подчеркивается кризисный характер приобретения данных новообразований. Установление эмоциональной независимости от родителей редко является простой задачей, так как мотивации и поощрения к независимости, так и продолжающейся зависимости в этом возрасте очень сильны. Реакции эмансипации и группирования, стремление к автономности, характерные для подросткового этапа развития актуализируют значимость ценностей самостоятельности и независимости, тогда как ценности наличия близких друзей и хороших отношений с родителями уменьшают свою значимость [1].
В структуре социализации подростков ценности выступают тем промежуточным звеном, которое регулирует соответствие между поведением, действиями, интересами, потребностями, что вытекают из социальных отношений. Исходя из этого, социально-психологическим феноменом подросткового возраста можно считать выбор личностных ценностей и индивидуальной линии поведения.
В значительной степени содержание ценностей подростка-сироты зависит от культурного контекста и исторического периода, в котором живет молодое поколение. Те бурные социальные события, происходящие в мире и нашей стране, заставляют юношей и девушек самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать независимые позиции. Именно поэтому по сравнению с прошлыми поколениями нынешнее характеризуются более трезвым, разумно-практическим взглядом на жизнь, независимостью и самостоятельностью.
Такая категория как «подросток-сирoта» является особо уязвимой в нашем обществе и требует особенного внимания со стороны специалистов. Одной из основных характеристик данной личности подростка-сироты является агрессивность как следствие дефицита теплоты и принятия в общении. Что способствует неумение ребенка реализоваться в обществе, труде, творчестве.
Общая характеристика подростка-сироты включает в себя: отсутствие стабильности, присущей семейным отношениям, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих. А все это значительно снижает у подростков-сирот активное отношение к жизни, у них не формируются собственные ценности и принципы, но при этом у них развивается конформность — зависимость от мнения других людей, повышенная внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному. У подростков-сирот складывается заниженная самооценка, неприятие себя, недоверие к себе, отсутствует ощущение собственной уникальности.
Исследования ученых показывают, что развитие сирот отличается от развития детей, живущих в домашних условиях (в семьях) и имеет: 1) замедленный темп психического развития 2) ряд негативных особенностей (низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение позднее формирование навыков саморегуляции и правил поведения).
Организационно-правовая форма учреждений, где содержатся дети-сироты определяется статусом учредителя, в качестве которого могут выступать как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления (в случае, если учреждение муниципального подчинения). Допускается и совместное учредительство. В образовательные учреждения для детей сирот принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено.
В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года. Дети — члены одной семьи, или находящиеся в родственных отношениях, за редким исключением, направляются в одно учреждение. По определению, детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства (в отличие от дома ребенка, который является лечебно-профилактическим учреждением и находится в ведении органов здравоохранения).
Дети в детских домах не обучаются, а получают образование в ближайшем образовательном учреждении. Это главное отличие детского дома от дома-школы или школы-интерната, воспитанники которых живут и учатся в одном месте. Другие образовательные учреждения для детей сирот — дом-школа или школа-интернат (от лат. internus — внутри). Они определяются как «образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье [в случае ее наличия] в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей».
У таких детей возникает ощущение заброшенности, отторгнутости. Оно приводит к напряженности и недоверию к людям и, как итог, — к реальному неприятию себя и окружающих. В ходе дальнейших взаимоотношений с окружающими негативное отношение к себе усиливается. Причиной формирования отрицательного образа себя, кроме материнской депривации, является недостаток безусловной любви, т. е. любви не за что-то, а просто потому что он есть и он ребёнок. Нравственные оценки событий и поступков зависит это в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.
Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях. [2]
Самое главное для таких подростков-сирот — это уверенность, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.
Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально. Изучая поведение подростка-сироты в социуме, следует различать два уровня социальной детерминации: уровень социальных процессов и явлений, то есть изучение того или иного поведения в целом как массового, устойчивого социального явления, а также уровень индивидуального поведения, который подразумевает — единичное конкретное поведение. Они отличаются содержанием, механизмом детерминации и закономерностями.
Регуляция поведения подростков, разрешения противоречий и конфликтов обусловлена как воздействием внешних факторов (требования родителей, группы сверстников, учителей, моральные требования, социальные нормы и т. д.), так и субъективными особенностями самой подрастающей личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности и др.).
Процесс формирования ценностных ориентаций опосредствован многими социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами: материальными условиями жизнедеятельности, индивидуально-типичными чертами подростка, его наклонностями, способностями, коммуникативными умениями, качеством учебно-воспитательного воздействия школы, семьи и других институтов социализации.
Работу по формированию у детей системы социальных ценностей начинают с постановки конкретных задач. Например, со следующих: 1) формировать первоначальную систему нравственных ценностей. 2) познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»; 3) дать детям представление о понятии «дружба»; 4) способствовать сплочению детского коллектива, поощрять проявления дружеских взаимоотношений; 5) учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Работа над формированием и развитием социальных ценностей строится в соответствии со следующими основополагающими принципами педагогики: принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру; принцип научности; принцип наглядности; принцип активности и сознательности обучения.
Основой формирования общечеловеческих ценностных качеств личности является ее деятельность и общение. Именно педагогически организованные деятельность и общение создают те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление основных ценностных качеств личности подростка. «Человечность» личности подростка проявляется в его отношениях к другим людям.
Эта сфера деятельности ученика реализуется посредством контактов с людьми, через общение с ними. Специфика общения состоит в том, что в нем активность личности направлена на познание людей и взаимодействие с ними. В общении подростка-сироты имеют возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения и взаимодействия с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, оценить поступки и действия взрослых и сверстников и получить оценку своих поступков.
Являясь субъектом общения, подросток удовлетворяет свои важнейшие социальные потребности в эмоциональном контакте, в познании и во многом другом. Удовлетворяя свои потребности в процессе взаимодействия подростка с окружающими его сверстниками, родителями, учителями, он реализует свою активность, становится не только объектом, но и субъектом воспитания. «Коммуникативная деятельность опирается на социальные мотивы и цели, а ее содержанием является решение поведенческих задач». Успех обучения коммуникации зависит от того, насколько мотивированы, целесообразны, и реализуемы задачи, поставленные перед учащимися. [3]
Литература:
1. Багров Н. М. Перепись населения Российской Федерации: первые итоги // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Периодический научный журнал. СПб., 2004. № 3 (39). С. 149.
2. Борисова И. В. Концепция ценностей В. П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (60–90-ые годы ХХ века).-2002, Спб- 33
3. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: сб. науч. Трудов. — М.,1993. — 342 с.
4. Иванова Г. П. Освоение нравственных ценностей в личностном и профессиональном становлении молодежи, Акмеология № 1–2 (специальный выпуск)-М. 2014
5. Коджаспиров Г. М., Коджаспиров А.Ю Педагогический словарь.- М.: Академия, 2005.
6. Розин Я. А. К вопросу о природе ценностных явлений. // Философские науки. — 2008. — № 6. — С. 89–93.
7. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л., 1998. С. 271.