Проблемы формирования ценностного отношения молодежи к репродуктивному здоровью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 29.05.2022

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Варина, Е. Д. Проблемы формирования ценностного отношения молодежи к репродуктивному здоровью / Е. Д. Варина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 125-126. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92274/ (дата обращения: 19.11.2024).



В структуре населения Российской Федерации доля молодых людей составляет 16,5 %, поэтому многие демографические проблемы определяются отношением молодежи к деторождению, методам контрацепции и к своему репродуктивному здоровью молодое поколение, которые уже вступили в фертильный возраст, не имеют правильного представления о том, что такое планирование семьи, эмоциональное и сексуальное здоровье, многие из них не осознают ценность репродуктивного здоровья.

Студенческая молодежь, её состояние здоровья, являясь особо значимой социальной группой, будущей интеллектуальной и управленческой элитой общества находится в центре внимания многих исследователей. Исходя из результатов социологических исследований, в настоящее время отмечается увеличение сексуальной активности молодежи, снижается средний возраст первого полового контакта и увеличивается количество половых партнеров. Возрастает степень вероятности нежелательной беременности и абортов среди девушек подросткового возраста. Зачастую пассивное отношение к репродуктивной системе своего организма приводит к снижению способности молодых людей к деторождению. Низкий уровень культуры здоровья и культуры поведения студенческой молодежи, во-многом это может быть связано с низкой информированностью данной группы населения по вопросам сохранения репродуктивного здоровья, профилактике предотвращения различных заболеваний, а также практиках планирования семьи.

Формирование отношения к здоровью — процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный; он детерминирован 2 группами факторов:

1) внутренние факторы: демографические (в том числе пол, возраст, национальность), индивидуально-психологические и личностные особенности человека, состояние здоровья;

2) внешние факторы: характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек.

Отношение индивида к здоровью обуславливает соответствующее поведение, направленное на сохранение здоровья — самосохранительное поведение. Понятие «самосохранительное поведение» в социологии трактуется как действия и отношения, направленные на сохранение здоровья в течение всего жизненного пути. По мнению И. Б. Назаровой, «самосохранительное поведение — это не только своевременное обращение за квалифицированной помощью, но и определенный стиль жизни, предполагающий активные занятия физкультурой, отказ от курения и алкоголя, регулярные профилактические наблюдения». Самосохранительное поведение в отношении репродуктивного здоровья можно трактовать как репродуктивное поведение [3]. То есть поведенческие факторы каждого индивида, которые характеризуют отношение человека к зачатию и вынашиванию плода, во многом определяют формирование и состояние репродуктивной системы. По определению А. И. Антонова, под репродуктивным поведением понимается система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также в не брака) [1]. Параллельным понятием в современном обществе является «сексуальное поведение», так как именно оно является одними главных средств, способствующих рождению детей. Антонов А.И еще в конце 1970-ых гг. предложил методику расчета взаимосвязи сексуального и репродуктивного поведения, где говорилось о том, что чем больше дисбаланс между желаемым числом детей в семье, и тем, которое она имеет в реальности, тем больше должна быть частота половых сношений.

Процесс формирования самосохранительного репродуктивного поведения молодежи осложнен следующими социальными проблемами: табакокурение, наркотизация, алкоголизация. Применительно к процессу формирования самосохранительного поведения, направленного на сохранение репродуктивного здоровья, добавляются такие социальные проблемы как:

  1. Низкая информированность населения в вопросах охраны сексуального и репродуктивного здоровья, это подтверждается многими научными исследованиями в вопросах отношения к репродуктивному здоровью молодежи. Так, например, В 2016 г. было проведено социологическое исследование репродуктивного здоровья молодежи среди студентов ярославских вузов. Согласно результатам исследования был сделан вывод о том, что подавляющее большинство студентов плохо информированы в области своего репродуктивного здоровья, причем данная тема затрагивает студентов как гуманитарных, так и точных специальностей. Всего 10 % опрошенных знали, что такое репродуктивное здоровье, большинство студентов не знают о существовании социального здоровья: только 28 % представителей точных наук ответили на вопрос.[1]
  2. Отсутствие системы полового воспитания детей и подростков;
  3. Распространенность инфекций, передаваемых половым путем, особенно среди подростков и молодежи;
  4. Высокий уровень подростковой беременности и абортов; недостаточная вовлеченность специалистов в процесс охраны репродуктивного здоровья и подготовки к планируемой беременности;
  5. Недостаточная насыщенность фармацевтического рынка качественными контрацептивами и их высокая стоимость; отсутствие исследований по изучению потребностей населения в услугах по охране сексуального и репродуктивного здоровья.

Качество репродуктивного здоровья молодёжи — важнейший интегральный показатель благосостояния страны, индикатор ее потенциальных возможностей. Репродуктивное здоровье студентов заслуживает пристального внимания в связи с большими социальными ожиданиями от этой группы молодежи. Студенческая молодежь, являясь особым отрядом, как правило задает образец поведения в молодежной среде. Именно поэтому крайне важно, чтобы именно в данной социальной группе формировалось правильное отношение к своему репродуктивному здоровью.

Литература:

  1. Глава 9 — Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи –С. 200
  2. М. А. Зайцева Исследование отношения студенческой молодежи к репродуктивному здоровью
  3. Назарова И. Б. Субъективные и объективные оценки здоровья населения // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 246.

[1] М. А. Зайцева Исследование отношения студенческой молодежи к репродуктивному здоровью

Основные термины (генерируются автоматически): репродуктивное здоровье, репродуктивное поведение, студенческая молодежь, поведение, процесс формирования, репродуктивная система, репродуктивное здоровье молодежи, состояние здоровья, сохранение здоровья, том.


Похожие статьи

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Механизм комплексного подхода к патриотическому воспитанию студенческой молодежи

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности межличностного общения среди подростков

Проблемы профилактики преступности в молодежной среде

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи и их профилактика в условиях образовательных учреждений

Проблема развития толерантности у молодежи ЯНАО как фактор духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма

Похожие статьи

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Механизм комплексного подхода к патриотическому воспитанию студенческой молодежи

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности межличностного общения среди подростков

Проблемы профилактики преступности в молодежной среде

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи и их профилактика в условиях образовательных учреждений

Проблема развития толерантности у молодежи ЯНАО как фактор духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма

Задать вопрос