Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 17.01.2020

Статья просмотрена: 621 раз

Библиографическое описание:

Габдурахманова, Е. Н. Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. Н. Габдурахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66383/ (дата обращения: 16.12.2024).



Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на реализацию методов обучения в соответствие с требованиями государства и современного общества.

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По его мнению, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

. Мы предположили, чтопроцесс подготовки к школьному обучению дошкольников с задержкой психического развития имеет специфические особенности, обусловленные наличием сложной структуры нарушения, и требует целенаправленных форм и средств коррекции. Эффективность подготовки к школьному обучению зависит от своевременной диагностики ребенка, организованной и проведенной на ее основе соответствующих коррекционных мероприятий с применением дидактических игр, учитывающих их возрастные особенности и индивидуальные закономерности психического развития.

Теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

На первом этапе работы (сентябрь 2017 г. — январь 2018 г.) проводилось изучение и анализ литературы по проблеме исследования. На втором этапе работы (февраль 2018 г. — сентябрь 2018 г.) велась разработка методики и содержания эксперимента, проводилось изучение исходного уровня готовности к школьному обучению у старших дошкольников с задержкой психического развития. Третий этап работы (октябрь 2018 г. — декабрь 2019 г.) включал разработку организационно-педагогических аспектов формирования подготовки к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития; разработку и апробацию дидактических игр и методических рекомендаций по формированию готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития; анализ результатов исследования и выявление эффективности экспериментального

В исследовании получены новые данные об уровне школьной готовности дошкольников, имеющих задержку психического развития, которые дополнят имеющиеся в научной литературе сведения. Научно обоснованы организационно-педагогические аспекты формирования подготовки к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Наше исследование заключается в том, что материалы исследования могут быть полезны воспитателям, педагогам-дефектологам, педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций комбинированного и компенсирующего видов при организации процесса формирования готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития.

В исследовании были использованы следующие методики психодиагностического характера: «Графический узор», «Лабиринт», «Матричные задачи Равена», «Мозаика», «Домик», беседа по выявлению общей осведомленности, беседа по выявлению внутренней позиции дошкольника.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 19 «Звездочка» и на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18 «Аленький цветочек» г. Альметьевска республики Татарстан в сентябре 2018 учебного года. В эксперименте приняли участие 12 детей из подготовительной группы для дошкольников с задержкой психического развития с заключением ПМПК «Дефицит познавательных потребностей» и 12 воспитанников подготовительной группы с нормальным психофизическим развитием.

На основе анализа научной литературы были выделены 3 компонента готовности к школе: интеллектуальный, мотивационный и социальный.

С помощью отобранных методик оценивались следующие интеллектуальные функции: способность к зрительному анализу и синтезу; умение копировать по образцу, выделяя при этом наиболее существенные признаки предметов; произвольное внимание, контроль результатов и процесса выполняемой методики; устойчивость внимания; умение устанавливать простые тождества и решать задачи на выявление аналогий.

О мотивационной готовности к школе мы судили по следующим критериям: по способности ребенка проявлять интерес к познавательной деятельности; по умению подчинять свои текущие витальные потребности социальным нормам и правилам, установленным взрослым; по способности не отвлекаться от задания в течение задаваемого педагогом времени.

Социальную готовность мы оценивали по следующим критериям: по осведомленности дошкольников о мире профессий, социальных функциях (необходимости работать, приносить пользу людям); по сформированности внутренней позиции школьника.

Для изучения интеллектуального компонента готовности к школе использовались методики: «Домик», «Матричные задачи Равена», «Лабиринт»; для определения мотивационного компонента — «Графический узор», тест Пьерона-Рузера, «Мозаика»; для диагностики социального компонента — беседа по выявлению общей осведомленности, анкета на выявление внутренней позиции школьника..

Таким образом, данные отражают неоднородность исходного уровня сформированности школьной готовности у дошкольников с задержкой психического развития по разным компонентам. Лучше у детей сформирована социальная готовность к школьному обучению, несколько слабее — мотивационная, и меньше всего сформирована интеллектуальная готовность. Подобная ситуация подтверждает необходимость проведения дополнительной коррекционной работы по формированию школьной готовности у дошкольников с задержкой психического развития с заострением внимания на последних двух компонентах.

Для проведения экспериментального обучения нами были разработаны занятия по формированию готовности к школьному обучению старших дошкольников с задержкой психического развития.

Работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий в течение февраля — марта 2019 года. Всего было организовано и проведено 20 занятий. Продолжительность занятий составляла 20–25 минут.

Формирование готовности к школьному обучению старших дошкольников с задержкой психического развития проходило в 4 этапа.

Первый этап — подготовительный (1 занятие).

Второй этап включал работу по формированию интеллектуального компонента школьной готовности (10 занятий).

Третий этап включал работу по формированию мотивационного компонента школьной готовности (5 занятий).

Четвертый этап включал работу по формированию социального компонента школьной готовности (4 занятия)

Опытно-экспериментальное исследование включало 3 этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).

Констатирующий этап был нацелен на выявление исходного уровня готовности к обучению в школе у дошкольников с задержкой психического развития.

Формирующий этап был направлен на разработку и апробацию коррекционной программы, направленной на подготовку к школьному обучению детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Контрольный этап включал проведение итоговой диагностики психических функций у дошкольников с задержкой психического развития, позволяющих оценить эффективность использованной коррекционной работы.

Итак, можно сделать вывод о том, что предложенный комплекс дидактических игр оказывает положительное влияние на подготовку к школьному обучению дошкольников с задержкой психического развития, что подтверждается данными контрольного эксперимента и проявляется в качественном изменении интеллектуального, мотивационного и социального развития. Дети стали легче вступать в контакт, что свидетельствует о повышении уверенности в себе, заинтересованности в выполнении заданий самостоятельно; появилась осознанная мотивация, необходимая для обучения в школе.

Таким образом, анализ результатов проведенного нами исследования показал эффективность экспериментального обучения с использованием дидактических игр, что подтверждается положительной динамикой уровня сформированности школьной готовности старших дошкольников с задержкой психического развития.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, школьное обучение, задержка, школьная готовность, дошкольник, обучение, формирование готовности, школа, этап работы, Детский сад.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у старших дошкольников с использованием ИКТ

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование способов усвоения общественного опыта у дошкольников с ОВЗ

Похожие статьи

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у старших дошкольников с использованием ИКТ

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование способов усвоения общественного опыта у дошкольников с ОВЗ

Задать вопрос