Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.08.2016

Статья просмотрена: 2394 раза

Библиографическое описание:

Хохлова, В. А. Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 184-187. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33391/ (дата обращения: 16.12.2024).



The article considers the problem of psychological readiness of preschool children for learning activities, the results of psychodiagnostic examination of readiness for training at school preschool 2015–2016 school year.

Keywords: psychological readiness for school, preschoolers, motivational readiness, intellectual readiness, emotional readiness, communication readiness

Ежегодно 1 сентября дети идут в школу, тяжелее всех первоклассникам, им нужно справиться с новыми условиями и режимом. Ребёнок должен быть подготовлен не только внешне, т. е. иметь все школьные принадлежности, но и быть психологически готовым к учебному процессу, от этого будет зависеть его дальнейшее обучение, отношение к школе и учителю. Подготовка к школе начинается в старшем дошкольном возрасте, дети начинают постигать азы того, что будут изучать в начальных классах, можно сказать, что уже в детском саду ребята настраиваются на школьную жизнь.

Многогранное и комплексное понятие психологической готовности к школе охватывает все сферы жизнедеятельности детей, оно включает в себя мотивационную готовность, проявляющуюся в стремлении ребёнка к учению, определённый уровень социального и волевого развития, высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций. Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе является важным компонентом успешной учебной деятельности, эту проблему изучали такие учёные как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, А. Анастази.

Л. И. Божович в своих работах делала упор на мотивационный план в формировании личности ребёнка и выделяла две группы мотивов обучения: широкие социальные мотивы, связанные с потребностью во взаимодействии, желании занять определённые позиции в системе отношений, а также мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью. Полноценная учебная мотивация должна складываться из всех перечисленных выше мотивов, но индивидуальность детей проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри образовательного процесса [2, с. 23].

Д. Б. Элькониным были выделены необходимые предпосылки учебной деятельности, анализируя которые он и его помощники установили следующие параметры: умение детей сознательно ориентироваться на правила, заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной и письменной форме [3, с. 174].

В работах Е. Е. Кравцовой основной упор делается на роль общения в развитии ребёнка. Выделяются три сферы, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности, это отношение к взрослому, сверстникам и самому себе [5].

Нами было проведено психодиагностическое обследование дошкольников подготовительных групп 2015–2016 учебного года. Обследование воспитанников проводилось с целью определения уровня готовности выпускников к обучению в школе. В ходе исследования изучались интеллектуальный, мотивационный, эмоционально-волевой и коммуникативный компоненты.Сроки проведения исследования: сентябрь — октябрь 2015, март — апрель 2016 г.

Нами применялись следующие диагностические методики направленные на исследование интеллектуальных компонентов — «Эталоны» О. М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5–7 лет), данная методика нацелена на исследование уровня развития восприятия; тест Куглера — оценка уровня развития мелкой моторики; Е. П. Торренс «Дорисовывание фигур» — исследование развития воображения; А. Р. Лурия «10 слов» — методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение; Н. А. Бернштейн «Последовательность событий» — исследование способности логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения; Н. И. Гуткина методика «Домик» — изучение особенностей произвольной сферы дошкольника. Для диагностики мотивационной готовности применялась методика М. Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения» — изучение мотивов учебной деятельности старшего дошкольника. С целью исследования эмоционально-волевого компонента готовности нами были применены методики «Стандартной беседы Нежновой», которая направлена на исследование «внутренней позиции дошкольника» и выявление характера ориентации на школьно-учебную действительность, для выявления уровня психосоциальной зрелости была использована тестовая беседа С. А. Банкова «Психосоциальная зрелость». Коммуникативную готовность мы проверяли, изучая коммуникативные качества дошкольников в ходе обследования.

Данные психодиагностического тестирования представлены в сводной таблице 1 результатов обследования компонентов школьной готовности у воспитанников на 2015–2016 учебный год.На начало и конец года нами обследован 41 человек, из которых 26 мальчиков и 15 девочек.

Таблица 1

Результаты обследования компонентов школьной готовности увоспитанников на 2015–2016 учебный год

Уровни

Компоненты школьной готовности

Мотивационный

Интеллектуальный

Эмоционально-волевой

Коммуникативный

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Низкий

4 (10 %)

0

4 (10 %)

1 (2 %)

2 (5 %)

0

0

0

Средний

16 (39 %)

14 (35 %)

19 (47 %)

19 (48 %)

27 (65 %)

21 (52 %)

0

0

Высокий

21 (51 %)

27 (65 %)

18 (43 %)

21 (50 %)

12 (30 %)

20 (48 %)

41 (100 %)

41 (100 %)

Рис. 1. Компоненты школьной готовности на начало учебного года

Рис. 2. Компоненты школьной готовности на конец учебного года

Из данных таблицы 1 и рис. 1, 2 мы видим, что на начало учебного года есть старшие дошкольники, компонент мотивационной готовности которых — низкий, обследование в конце года показывает, что ситуация изменилась, повысился процент высокого уровня готовности и понизился уровень средней готовности детей, низкий показатель полностью отсутствует, такая же ситуация наблюдается и с эмоционально-волевым компонентом. Это связано с тем, что в течение учебного года с дошкольниками ведётся целенаправленная работа, направленная на подготовку к школе. Вследствие чего повышается мотивация и коммуникативные способности, что видно в стопроцентном показателе коммуникативного компонента готовности.

Проанализировав результаты интеллектуального компонента готовности дошкольников, мы видим, что показатели начала и конца учебного года заметно отличаются, а именно вырос высокий процент готовности, незначительно поднялся средний и упал с 10 % до 2 % низкий. На это влияет знакомство детей с новыми понятиями, плодотворное изучение разнообразных предметов, практические наблюдения за объектами окружающей среды, расширение кругозора, формирование учебных навыков и умений — умения воспринимать учебную задачу и работать в едином темпе.

В старшем дошкольном возрасте дети осознают важность обучения в школе, свои положительные результаты дают планомерные занятия в детском саду, «малышке» или развивающих центрах, благодаря им будущие первоклассники лучше подготовлены к обучению психологически и интеллектуально, а коммуникативные навыки позволяют плавно влиться в коллектив, комфортно чувствовать себя в школе, с удовольствием получать новые знания. Ребёнок, который пришёл из коллектива, более социально активен, чем дети, не посещавшие детские сады или другие дошкольные образовательные учреждения. Отсутствие коммуникативного компонента или его низкий показатель может способствовать понижению активности ребёнка в учебной деятельности и, как следствие, снижению познавательных интересов, низкой успеваемости.

Мы видим, что значимость психологической готовности дошкольников к обучению в школе велика, важно, чтобы у будущих первоклассников были развиты все её компоненты: мотивационный, коммуникативный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, ведь все вместе они составляют основу успешной школьной адаптации. Стоит отметить, что первым институтом социализации является семья и поэтому не только образовательные учреждения оказывают влияние на подготовку ребёнка, но и благоприятная семейная обстановка и настрой должны способствовать успешному вхождению ребёнка в новую школьную жизнь.

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., МГУ, 1999. — 148 с.

2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., МГУ, 1992. — 23с.

3. Волкова Е. Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. № 12. — С. 44–99.

4. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. — М., МГУ, 2005. С. 6–301.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, школьная готовность, мотивационная готовность, школа, детский сад, коммуникативный компонент, психологическая готовность дошкольников, результат обследования компонентов, старший дошкольный возраст, школьная жизнь.


Похожие статьи

Исследование психологической готовности детей к обучению в школе

В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Готовность детей к началу школьного обучения

В статье рассматривается динамика мотивационной готовности ребенка к школе, возникающая в ситуации недооценки современными педагогами общей линии развития психологического состояния дошкольника и предоставления приоритетного значения развитию его поз...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе

В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассник...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Школьная тревожность в контексте интеллектуального компонента психологической готовности к школе первоклассников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления школьной тревожности у обучающихся с разным уровнем интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению.

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Похожие статьи

Исследование психологической готовности детей к обучению в школе

В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Готовность детей к началу школьного обучения

В статье рассматривается динамика мотивационной готовности ребенка к школе, возникающая в ситуации недооценки современными педагогами общей линии развития психологического состояния дошкольника и предоставления приоритетного значения развитию его поз...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе

В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассник...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Школьная тревожность в контексте интеллектуального компонента психологической готовности к школе первоклассников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления школьной тревожности у обучающихся с разным уровнем интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению.

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Задать вопрос