The article considers the problem of psychological readiness of preschool children for learning activities, the results of psychodiagnostic examination of readiness for training at school preschool 2015–2016 school year.
Keywords: psychological readiness for school, preschoolers, motivational readiness, intellectual readiness, emotional readiness, communication readiness
Ежегодно 1 сентября дети идут в школу, тяжелее всех первоклассникам, им нужно справиться с новыми условиями и режимом. Ребёнок должен быть подготовлен не только внешне, т. е. иметь все школьные принадлежности, но и быть психологически готовым к учебному процессу, от этого будет зависеть его дальнейшее обучение, отношение к школе и учителю. Подготовка к школе начинается в старшем дошкольном возрасте, дети начинают постигать азы того, что будут изучать в начальных классах, можно сказать, что уже в детском саду ребята настраиваются на школьную жизнь.
Многогранное и комплексное понятие психологической готовности к школе охватывает все сферы жизнедеятельности детей, оно включает в себя мотивационную готовность, проявляющуюся в стремлении ребёнка к учению, определённый уровень социального и волевого развития, высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций. Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе является важным компонентом успешной учебной деятельности, эту проблему изучали такие учёные как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, А. Анастази.
Л. И. Божович в своих работах делала упор на мотивационный план в формировании личности ребёнка и выделяла две группы мотивов обучения: широкие социальные мотивы, связанные с потребностью во взаимодействии, желании занять определённые позиции в системе отношений, а также мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью. Полноценная учебная мотивация должна складываться из всех перечисленных выше мотивов, но индивидуальность детей проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри образовательного процесса [2, с. 23].
Д. Б. Элькониным были выделены необходимые предпосылки учебной деятельности, анализируя которые он и его помощники установили следующие параметры: умение детей сознательно ориентироваться на правила, заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной и письменной форме [3, с. 174].
В работах Е. Е. Кравцовой основной упор делается на роль общения в развитии ребёнка. Выделяются три сферы, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности, это отношение к взрослому, сверстникам и самому себе [5].
Нами было проведено психодиагностическое обследование дошкольников подготовительных групп 2015–2016 учебного года. Обследование воспитанников проводилось с целью определения уровня готовности выпускников к обучению в школе. В ходе исследования изучались интеллектуальный, мотивационный, эмоционально-волевой и коммуникативный компоненты.Сроки проведения исследования: сентябрь — октябрь 2015, март — апрель 2016 г.
Нами применялись следующие диагностические методики направленные на исследование интеллектуальных компонентов — «Эталоны» О. М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5–7 лет), данная методика нацелена на исследование уровня развития восприятия; тест Куглера — оценка уровня развития мелкой моторики; Е. П. Торренс «Дорисовывание фигур» — исследование развития воображения; А. Р. Лурия «10 слов» — методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение; Н. А. Бернштейн «Последовательность событий» — исследование способности логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения; Н. И. Гуткина методика «Домик» — изучение особенностей произвольной сферы дошкольника. Для диагностики мотивационной готовности применялась методика М. Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения» — изучение мотивов учебной деятельности старшего дошкольника. С целью исследования эмоционально-волевого компонента готовности нами были применены методики «Стандартной беседы Нежновой», которая направлена на исследование «внутренней позиции дошкольника» и выявление характера ориентации на школьно-учебную действительность, для выявления уровня психосоциальной зрелости была использована тестовая беседа С. А. Банкова «Психосоциальная зрелость». Коммуникативную готовность мы проверяли, изучая коммуникативные качества дошкольников в ходе обследования.
Данные психодиагностического тестирования представлены в сводной таблице 1 результатов обследования компонентов школьной готовности у воспитанников на 2015–2016 учебный год.На начало и конец года нами обследован 41 человек, из которых 26 мальчиков и 15 девочек.
Таблица 1
Результаты обследования компонентов школьной готовности увоспитанников на 2015–2016 учебный год
Уровни |
Компоненты школьной готовности |
|||||||
Мотивационный |
Интеллектуальный |
Эмоционально-волевой |
Коммуникативный |
|||||
Н. г. |
К. г. |
Н. г. |
К. г. |
Н. г. |
К. г. |
Н. г. |
К. г. |
|
Низкий |
4 (10 %) |
0 |
4 (10 %) |
1 (2 %) |
2 (5 %) |
0 |
0 |
0 |
Средний |
16 (39 %) |
14 (35 %) |
19 (47 %) |
19 (48 %) |
27 (65 %) |
21 (52 %) |
0 |
0 |
Высокий |
21 (51 %) |
27 (65 %) |
18 (43 %) |
21 (50 %) |
12 (30 %) |
20 (48 %) |
41 (100 %) |
41 (100 %) |
Рис. 1. Компоненты школьной готовности на начало учебного года
Рис. 2. Компоненты школьной готовности на конец учебного года
Из данных таблицы 1 и рис. 1, 2 мы видим, что на начало учебного года есть старшие дошкольники, компонент мотивационной готовности которых — низкий, обследование в конце года показывает, что ситуация изменилась, повысился процент высокого уровня готовности и понизился уровень средней готовности детей, низкий показатель полностью отсутствует, такая же ситуация наблюдается и с эмоционально-волевым компонентом. Это связано с тем, что в течение учебного года с дошкольниками ведётся целенаправленная работа, направленная на подготовку к школе. Вследствие чего повышается мотивация и коммуникативные способности, что видно в стопроцентном показателе коммуникативного компонента готовности.
Проанализировав результаты интеллектуального компонента готовности дошкольников, мы видим, что показатели начала и конца учебного года заметно отличаются, а именно вырос высокий процент готовности, незначительно поднялся средний и упал с 10 % до 2 % низкий. На это влияет знакомство детей с новыми понятиями, плодотворное изучение разнообразных предметов, практические наблюдения за объектами окружающей среды, расширение кругозора, формирование учебных навыков и умений — умения воспринимать учебную задачу и работать в едином темпе.
В старшем дошкольном возрасте дети осознают важность обучения в школе, свои положительные результаты дают планомерные занятия в детском саду, «малышке» или развивающих центрах, благодаря им будущие первоклассники лучше подготовлены к обучению психологически и интеллектуально, а коммуникативные навыки позволяют плавно влиться в коллектив, комфортно чувствовать себя в школе, с удовольствием получать новые знания. Ребёнок, который пришёл из коллектива, более социально активен, чем дети, не посещавшие детские сады или другие дошкольные образовательные учреждения. Отсутствие коммуникативного компонента или его низкий показатель может способствовать понижению активности ребёнка в учебной деятельности и, как следствие, снижению познавательных интересов, низкой успеваемости.
Мы видим, что значимость психологической готовности дошкольников к обучению в школе велика, важно, чтобы у будущих первоклассников были развиты все её компоненты: мотивационный, коммуникативный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, ведь все вместе они составляют основу успешной школьной адаптации. Стоит отметить, что первым институтом социализации является семья и поэтому не только образовательные учреждения оказывают влияние на подготовку ребёнка, но и благоприятная семейная обстановка и настрой должны способствовать успешному вхождению ребёнка в новую школьную жизнь.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., МГУ, 1999. — 148 с.
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., МГУ, 1992. — 23с.
3. Волкова Е. Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. № 12. — С. 44–99.
4. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. — М., МГУ, 2005. С. 6–301.